Конспект урока по литературному чтению на тему А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Технологическая карта урока
Предмет: лит.чтениеКласс: 3г Учитель: Коньшина Т.Г. Дата: 10.02
Тема: А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Образовательные цели: познакомить учащихся с содержанием произведения;
- продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;
- научить поступки, поведение героев произведения;
- помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;
- воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе
Развивающие цели: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание
Воспитательные цели: создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Основные термины и понятия: Словарные слова
Межпредметные связи: Русский язык, окружающий мир
Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися
Ресурсы мультимедийная презентация, учебник.
№ Этап урока Форма/приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Индивидуальная
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт. Настраиваются на работу.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Метод «Мозгового штурма»
– Прочитайте стихотворение с удивлением.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте скороговоркой.
Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит
У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.
Колдунья старая живет
В избушке старой, что в лесу
У дуба старого стоит,
Где ворон старый сторожит
Избу у старого пенька.
– Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.
– А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть
СТИХИ С. Чёрного выразительно 3 Постановка учебной задачи Фронтальная
Создание проблемной ситуации
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок,В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке.Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок.Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки.Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.
- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)
2. Рассказ учителя о поэте.
А.Блок [16 ноября 1880 - 07 августа 1921] (Слайд №3)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. ( Слайд №4)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
(Слайд №7)
Дети слушают стихотворение
Работа над содержанием
- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).Прочитайте стихотворение выразительно. 4 Первичное закрепление. Фронтальная
Групповая
Решение логических заданий Продолжение изучения темы
Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)
Дети слушают стихотворение.
Работа над содержанием.
- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения «сильным» учеником.
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
Выразительное чтение детьми стихотворения.
Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)
Дети слушают стихотворение.
Выборочное чтение.
- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.
(Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)
- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..)Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела.
Осмысливать понятия.
Объяснять смысл названия рассказа.
Давать характеристику героев.
Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
5 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Исследовательская работа
Выразительное чтение детьми стихотворения. 6 Рефлексия деятельности (итог урока). Метод «Мозгового штурма»
• Подготовить выразительное чтение стихотворения.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?