Проектная деятельность Деталь как средство выразительности при создании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».


Проектная работа по литературе на тему: «Деталь как средство выразительности при создании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Детализация в литературе не просто интересна, желательна, — она неизбежна; говоря иначе, это не украшение, а суть образа. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно детали замещают в тексте целое. Выбирая ту или иную деталь, автор рассчитывает на воображение, опыт читателя, добавляющего мысленно недостающие элементы.
Тема  проекта: «Деталь как средство выразительности при создании  образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»».
Актуальность исследования обусловлена тем, что многие писатели используют детали для создания образов в литературе, но не все учащиеся знают и обращают внимание на этот художественный прием.
Гипотеза исследования: на основе анализа литературы по данной теме мы предполагаем, что с помощью такого средства, как деталь, автор вносит яркие штрихи в образы помещиков.
Цель  работы – исследовать поэму «Мертвые души» и показать значение такого средства в литературе, как деталь.
С этой целью связаны следующие задачи:
Провести анализ литературы по теме исследования;
Изучить особенности детализации у Н. В. Гоголя в поэме «Мертвые души».
Определение особенностей деталей.
Предмет исследования: поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный, сопоставительный, частично-поисковый.
Структура работы
Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы:  Глава I «Понятие детали в литературе», Глава  II «Деталь как средство изображения образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»», заключения, списка литературы и приложений. .
Практическая значимость
По материалам исследования был подготовлен доклад: «Деталь как средство создания образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»» и обсужден на ученической конференции в рамках «Единого дня науки» (март 2015).
 
ГЛАВА I «ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ЛИТЕРАТУРЕ».
 
 везде перед нами язык искусства – язык детали.
 
1.1  Изучение художественной детали в рамках литературоведческого подхода
Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным. Выявление, отбор и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов являются важной составляющей творческого процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.
Показательно суждение о деталях писателя С.Антонова HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/blog/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/2015/07/28/proektnaya-rabota-po-literature-na-temu-detal-kak" \l "_ftn1" \o "" [1]: «В конечном счете, ценность детали не в богатстве ассоциаций, не в длине цепи представлений и образов. Ведь вся эта цепь, если бы она была выписана автором, служила бы только средством для того, чтобы воссоздать в душе читателя то же самое ощущение, которое испытывает сам автор. Свойство счастливо найденной детали и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета».
Художественная деталь является объектом изучения таких разделов литературоведения, как историческая поэтика и теоретическая поэтика. С точки зрения исторической поэтики подлежит литературоведческому описанию обновление, развитие принципов и приемов детализации - от эпохи к эпохе, от гения к гению. Исходя из основных положений теоретической поэтики, место детали в структуре художественной формы определяется в изображенном или предметном мире произведения.
Выявление выбранных писателем деталей или системы деталей, которую целеустремленно использует писатель, другими словами, выявление соответствия данного «преобразования действительности» идее произведения одна из актуальных проблем современного литературоведения. Важным шагом в ее решении является классификация художественных деталей.

 
Деталь художественная. Классификация деталей.
Деталь художественная - особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/blog/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/2015/07/28/proektnaya-rabota-po-literature-na-temu-detal-kak" \l "_ftn2" \o "" [2]Деталь может являться частью интерьера (часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил паутину…- намек на то, что Плюшкин  омертвевшая душа), пейзажа (две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины… пруд, покрытый зеленью…, в поместье Манилова), портрета (Образ Манилова : «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»). Художественная деталь единична и интенсивна, зачастую она переходит в мотив HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/blog/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/2015/07/28/proektnaya-rabota-po-literature-na-temu-detal-kak" \l "_ftn3" \o "" [3].
С помощью художественной детали писатель может одним или несколькими словами:
внести яркий штрих в портретное изображение человека;
охарактеризовать речь персонажа;
обозначить черты характера;
рассказать о социальном положении;
выразить свое отношение или оценку;
создать нужное эмоциональное настроение у читателя. 
Особо значимая художественная деталь может повторяться для усиления эффекта и нередко становится мотивом произведения и приобретает значениесимвола:
футляры и футлярчики в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» - символ ограниченности человека;
персидский халат Обломова в одноименном романе И. Гончарова – символ уюта, беззаботного и спокойного существования;
полуразрушенная церковь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» - символ крушения домостроевского мира. HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/blog/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/2015/07/28/proektnaya-rabota-po-literature-na-temu-detal-kak" \l "_ftn4" \o "" [4]Именно это дает возможность автору сосредоточить читательское внимание на внутреннем мире героя.
Для писателя найти характерную, емкую деталь – творческая радость. Насыщенность произведения художественными деталями определяется стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения.
Функциональная   нагрузка   детали   весьма   разнообразна.   В зависимости от выполняемых функций  можно предложить следующую классификацию типов художественной детали: изобразительная, уточняющая, характерологическая. Изобразительная деталь призвана создать зрительный образ описываемого. Наиболее часто она входит в качестве составного элемента в образ природы и образ внешности.
Пейзаж и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает
индивидуальность и конкретность описываемой картине природы или внешнего облика персонажа. В выборе изобразительной детали четко проявляется точка зрения автора.
Основная функция  уточняющей детали — путем фиксации незначительных подробностей факта или явления создать впечатление его достоверности. Уточняющая деталь, как правило, используется в диалогической речи или сказовом, перепорученном повествовании, о котором речь пойдет ниже. Для Ф. М. Достоевского, например, характерно описание передвижения героя с указанием мельчайших подробностей маршрута — названий улиц, мостов, переулков и т. п. Читатель при этом не получает представления об улице. Если он никогда не бывал в Петербурге, у него не возникает ярких ассоциаций, связанных с местом действия. Но у него возникает картина движения — быстрого или неторопливого, взволнованного или спокойного, направленного или бесцельного. И эта картина будет отражать душевное состояние героя. Поскольку же весь процесс движения крепко привязан к местам реально существующим, известным понаслышке или даже из личного опыта, т. е. вполне достоверным, фигура вписанного в эти рамки героя тоже приобретает убедительную правдивость.
Характерологическая деталь выполняет  свою функцию, фиксируя отдельные черты изображаемого характера. Данный тип художественной детали рассредоточен по всему тексту. Автор не дает подробной, локально-концентрированной характеристики персонажа, но расставляет в тексте вехи — детали. Они обычно подаются мимоходом, как нечто известное. Весь состав характерологических  деталей, рассыпанных по тексту, может быть направлен либо на всестороннюю характеристику объекта, либо на повторное выделение его ведущей черты. В первом случае каждая отдельная деталь отмечает иную сторону характера, во втором — все они подчинены показу главной страсти персонажа и ее постепенному раскрытию. Например, у Гоголя страсть Ноздрева к собакам. 

 
Глава II: «ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»».
Н. В. Гоголь – признанный мастер детализации. В поэме «Мертвые души» ему удалось создать галерею образов помещиков. В пяти главах поэмы автор сатирически изображает их абсурдный мир, неспособность вести хозяйство, полную деградацию.  Писатель окружает их множеством предметов, все они подобраны не случайно. Образный мир писателя детализирован, он сосредоточивает внимание на разных типах деталей: пейзажа, интерьера, портрета, вещей, действий, поведения, поступков, речи персонажей. Это детали, ярко и индивидуально характеризующие каждого из помещиков. Гоголь - непревзойденный мастер предметно-бытовой детализации, поэтому мир Гоголя - это мир осязаемых вещей. Знаток творчества Гоголя А. Белый в книге «Мастерство Гоголя» отмечал: «Такого величия в изображении мелочей, как у Гоголя, не знала мировая литература…». Сам автор поэмы в обращении к читателю замечает: « Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают...»
 В изображении помещиков писатель использует одну и ту же последовательность деталей: пейзаж, дом, интерьер, портрет помещика и членов его семьи, еда, манера речи.
2. 1 Образ Манилова
Главное в образе Манилова - лень, прожектерство, сентиментальность. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни: господский дом стоит на юру, открытом всем ветрам; в кабинете два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, и это составляет досуг Манилова; он никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют.
 Портрет Манилова построен по принципу нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до приторности, то есть крайнего избытка, переходящего в отрицательное качество: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. ..
2.2. Образ Коробочки
Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной. Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Комод, где лежат помимо белья мешочки с деньгами, — аналог Коробочки. «Дубинноголовая» поняла выгоду торговли и соглашается, правда после долгих уговоров, продать такой необычный товар, как мертвые души. Лишь бы не продешевить! Символически Коробочка раскрылась, предав огласке тайну Чичикова. Таким образом, волшебная шкатулка с двойным дном выдает свой секрет...
Имя и отчество Коробочки — Настасья Петровна — напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животная ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям («птичье-животному» окружению помещицы) Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции, птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.
Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой — ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня).
Общечеловеческие страсти нашли свое отражение в образе Коробочки. Она боится продешевить при продаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед.
Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег. Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял.
2. 3.  Образ Ноздрёва
Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писали литерауроведы. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в переносном смысле, было отмечено В. А. Недзвецким HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/blog/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/2015/07/28/proektnaya-rabota-po-literature-na-temu-detal-kak" \l "_ftn5" \o "" [5].
И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.
Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».
Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.
2.4. Образ Собакевича
Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом Портрете героя, который похож на медведя «средней величины». Даже зовут его Михайлом Семеновичем. «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни.
Качества героя Гоголь раскрывает также посредством пейзажа., интерьера и диалогов. Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке.
Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности. Чичиков, подъезжая к дому Собакевича, отмечает, что при постройке, очевидно, «зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина». «Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства...», — замечает Гоголь. Это «удобство», забота о функциональности предметов проявляется у Собакевича во всем. Двор помещика окружен «крепкою и непомерно толстою деревянного решеткой», конюшни и сараи сделаны из полновесных, толстых бревен, даже деревенские избы мужиков «срублены на диво» — «все ...пригнано плотно и как следует».
Обстановка в доме Собакевича воспроизводит тот же «крепкий, неуклюжий порядок». Стол, кресла, стулья — все «самого тяжелого и беспокойного свойства», в углу гостиной стоит «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь». На стенах висят картины «греческих полководцев» — необыкновенно крепких и рослых молодцов, «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходит по телу».
2.5. Образ Плюшкина
Основные черты Плюшкина — скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность. Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.
Очень выразительна внешность Плюшкина. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот...» Примечателен наряд Плюшкина — засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье... Портретом этим восхищался С. Шевырев. «Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа...», — писал критик.
Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ. «Прореха на человечестве» -вот как называет его автор.
Мотив нищеты продолжает развиваться в описании деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна «какая-то особенная ветхость», избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится «каким-то дряхлым инвалидом». Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах — зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется «нагая штукатурная решетка», из окон открыты только два, остальные — заставлены или забиты. «Нищенский вид» здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.
Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, «вполне живописен в своем картинном запустении». «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы... подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как ...мраморная сверкающая колонна... Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем...» Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце — по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.
 
 
ВЫВОДЫ
Детализация изображенных явлений стала важным художественным приемом для писателя, решившего «вызвать наружу всю огромную, потрясающую картину мелочей, опутавших нашу жизнь». Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться к герою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Все персонажи поэмы отражаются в окружающих их предметах.
Таким образом, при чтении «Мертвых душ» хочется порой выкликнуть, подобно многим гоголевским героям: «Черт знает, что такое!» - и отложить книгу. Удивительные детали вьются, словно затейливые узоры, и увлекают нас за собой. И только смутное недоумение, и голос здравого смысла не позволяют читателю окончательно поддаться привлекательной абсурдности и принять ее как нечто само собой разумеющееся. В самом деле, мы невольно погружаемся в мир деталей и лишь потом вдруг осознаем, что они странны до крайности.
Действительно, «Мертвые души» демонстрируют нам все многообразие подобных «мелочей» - детали пейзажные, портретные, детали интерьера, развернутые сравнения, опять - таки изобилующие деталями.
 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такая тема, как художественная деталь, бесконечно широкая, предполагает творческое отношение к литературному наследию. Взаимоотношения человека и быта различны. Быт может человека поглощать или быть ему враждебным. Так  и происходит   у Гоголя в «Мертвых душах».
С помощью деталей, выставляющих с особой ясностью основные грани героев, Гоголь, создает предельно конкретные, ярко индивидуальные типы, исключительные в то же время по широте обобщения. Каждый герой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемую читателями именно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральной проблемы поэмы - проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя словно теряются в бесконечном мире вещей, сами превращаются во что - то «предметное», бездуховное.
Раскрывая образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общих условий жизни, Гоголь стремится к максимальной выразительности различных элементов повествования. Ни одна из художественных деталей, которые используются писателем при изображении действующих лиц, не существует сама по себе, она всегда привлекает в неразрывной связи с образом, является средством характеристики тех или иных его сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амелина Е. Карманный справочник по литературе /Елена Амелина.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 250
Гоголь, Н.В. Повести. Ревизор. Мертвые души/Н.В. Гоголь. – М.:АСТ:Астрель, 2005. – 810 с.
Гуковский Г. А., Реализм Гоголя.- Ленинград.:  Гослитиздат, 1958. – 532 с.
Крутецкая В. А. Литература. Анализ художественного произведения.-СПб.,-издательский дом «Литера» ,-2013.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/глав.ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., –Столб, 2001..714
Интернет-ресурсы
http://litirus.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu/hudozhestvennyie-sredstva-v-izobrazhenii-obraza-korobochki-iz-mertvyih-dush.htmlhttp://lithelper.com/p_Obraz_Sobakevicha_v_poeme_N_V__Gogolya_Mertvie_dushihttp://lithelper.com/p_Obraz_Plyushkina_v_poeme_N_V__Gogolya_Mertvie_dushihttp://revolution.allbest.ru/literature/00344719_0.htmlhttp://litterms.ru/i/99 
 

 
Приложение 1
Детализированный портрет Портрет без деталей
Манилов
 
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то, заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. На взгляд Манилов был человеком
видным, стремился к заискиванию.
Был белокур с голубыми глазами.
В первую минуту он нравился,
а потом от него хотелось
отвернуться.
Коробочка
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом.
  Минуту спустя вошла хозяйка,
женщина пожилых лет, в каком-то
спальном чепце, надетом наскоро,
с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц,
которые плачутся на неурожаи,
убытки и держат голову несколько
набок.

 
Ноздрёв
…вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.
Ноздрев может наврать, прибавить, распустить чорт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни -- не хорошо, не хорошо.
Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Вошел чернявый, среднего роста
молодец.
Собакевич
   Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз -- вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича… Собакевич был похож на медведя.

 
Плюшкин
Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. "Ой, баба!" подумал он про себя и тут же прибавил: "Ой, нет!" "Конечно, баба!" наконец сказал он, рассмотрев попристальнее. Фигура, с своей стороны, глядела на него тоже пристально. Казалось, гость был для нее в диковинку, потому что она обсмотрела не только его, но и Селифана и лошадей, начиная с хвоста и до морды. По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница…
Пока он рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. 
 
  Чичиков долго не мог распознать,
какого пола была фигура: баба
или мужик. Платье на ней было
похоже на женский капот; на голове
колпак, какой носят дворовые бабы.
По висевшим у нее за поясом
ключам Чичиков заключил, что это
,верно, ключница.
 
Приложение 2
 
Словарь
Деталь - (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие от подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А.Чехова и Н.Гоголя.
Интерьер - (от фр. - внутренний) — описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы. Как вещная конкретность и обусловленность среды обитания интерьер составляет неотъемлемую грань словесно-художественной образности, потому что вещь в литературном произведении, и в составе интерьеров, и за их пределами, составляет важнейшую содержательную функцию, хотя присутствует в художественных текстах по-разному.
Образ - в художественной литературе картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.