Статья на тему ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Карелова Елена Васильевна преподаватель высшей категории
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камышинский политехнический колледж», тел.(84457)92223, 20325, факс (84457)92223,
е-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Одним из требований к современному занятию является использование форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности обучающихся в учебном процессе; сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
Анализировать свои действия;
Самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
Отличаться мобильностью;
Быть способными к сотрудничеству;
Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Требования к условиям реализации ОПОП в рамках реализации компетентностного подхода предполагают использование активных и интерактивных форм учебных занятий с применением ЭОР, деловых и ролевых игр, проектов, тренингов, дискуссий. Конечно, активные формы проведения занятий применимы в тесной связи с традиционными образовательными технологиями.
Педагогические технологии:
- деятельностно-компетентностные;
- проектные;
- интерактивные;
- дистанционные;
- проблемно-развивающие;
- технологии сравнительной оценки и достижений («портфолио» и т.п.).
Интерактивные технологии
Обозначают технологии обучения, основанные на активном взаимодействии с субъектом обучения (педагогом). По существу, это один из вариантов коммуникативных технологий. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью, двусторонним обменом информацией.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Именно с этого начинаю преподавание дисциплины << Документационное обеспечение управления>>. На 1 занятии объясняю цели, задачи дисциплины, предлагаю рассмотреть таблицу<<Классификация организационно-распорядительных документов>>
и определяю задание: <<Представьте ситуацию, вы закончили колледж, получили диплом специалиста, теперь устраиваетесь на работу, какие документы из приведённой таблицы вам необходимо оформить, с какими ознакомиться под расписку>>.
Начинается диалог, студенты активно включаются в беседу . Интерактивный (<
> - это взаимный,<> - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
В результате применения данного метода на 1 занятии проявляется интерес к новой дисциплине , познавательная мотивация, происходит демонстрация того, что данные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни, независимо от того, кем и где ты будешь работать.
Интерактивную работу можно применять на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), на занятиях по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе.
На практических занятиях при составлении и оформлении приказов по личному составу и докладных записок здания выдаются по вариантам и в паре
, т.е. студенты выполняют одинаковый вариант задания, но подставляют каждый свои данные в реквизитах – подпись, адресат, текст, варианты заданий предполагают дифференциацию учебного материала, задания различной трудности и объёма. Работа в паре оживляет учебный процесс, студенты помогают друг другу, дополняют, спорят, рождаются новые идеи, мысли, но всегда прослеживается профессиональная направленность конечного результата, преподаватель направляет, ведёт в нужное русло.
Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития с целью изменения и улучшения моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанном усвоении этих моделей.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации. Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
При изучении темы:<<Документооборот. Работа с внутренними документами>>, после рассмотрения вопроса:<<Основные компоненты работы с внутренними документами>> предлагаю закрепить изученный материал в виде ролевой игры.
Задание: нужно проследить этапы прохождения должностной инструкции от создания до доведения до должностного лица. Распределяются необходимые роли: директор учреждения, заместитель директора, начальник структурного подразделения, начальник юридического отдела, работник(служащий). Студенты сами выбирают себе роли по желанию, обращаются друг к другу по имени отчеству, это создаёт атмосферу сотрудничества, комфорта, интереса. В результате материал усваивается быстрее, т. е. реализуется принцип экономии учебного времени. Усвоение знаний, овладение практическими приёмами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе-в ролевой игре.
Проектные технологии
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности студентов:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до макета устройства);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Все проекты, вне зависимости от их типа, неповторимы; направлены на достижение целей; ограничены во времени; предполагают координацию действий исполнителей и руководителя.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания.
Межпредметные выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают внутригрупповые, внутриколледжные, региональные и международные. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
минипроекты укладываются в одно занятие или его часть;
краткосрочные 4-6 занятий;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание урочных и самостоятельных внеурочных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Примером может послужить работа над проектом<<Правила оформления реквизитов>>.
По доминирующей (преобладающей) деятельности студентов
Практико-ориентированный (учебное пособие)
По комплексности
Монопроект (документационное обеспечение управления)
По характеру контактов
Внутригрупповой (каждый член группы ищет материал, оформляет по данному реквизиту)
По продолжительности
недельный
По ГОСТ Р6.03-2003 устанавливает следующий состав реквизитов: 30.
Каждому студенту даётся определённый реквизит ( обычно по списку в журнале). Нужно собрать весь материал по этому реквизиту, составить сравнительную характеристику с ГОСТ Р6.30-97г., и правильно оформить данный реквизит используя знания по будущей специальности, т. е. образец оформления реквизита должен носить профессиональную направленность. В результате создаётся учебное пособие, которым студенты пользуются на занятиях при составлении и оформлении организационно-распорядительной документации.
Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать занятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование активных и интерактивных форм учебных занятий позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результатным, чем при использовании традиционных методов. Использование педагогических технологий в условиях реализации модульно-компетентностного подхода в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования.
Список литературы:
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: Научные труды СГА.-М: Издательство СГУ, 2010-146с., с. 38-45.
2.Брушменский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.- Москва, 2011.
3.Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2012, №3.
4.Лизинский В. М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Москва, 2010.
15