Использование инновационных педагогических технологий в условиях компетентностного подхода
Использование инновационных педагогических технологий в условиях компетентностного подхода
преподаватель Бесхлебная Т.С
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
В условиях динамичных процессов, происходящих в экономике России, для современного этапа развития общества характерен переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.
Все более важным в современных условиях труда становятся не столько знания человека, сколько его потенциал и способность обучаться.
Практика трудоустройства выпускников показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в творческих кадрах, имеющих помимо специального образования технологическое мышление, умение самостоятельно решать задачи в области профессиональной деятельности, вносить и реализовывать инновационные идеи, проявлять техническое или художественно-прикладное творчество.
Сложность и многоплановость вхождения выпускников в практическую деятельность требует адекватной подготовки, прежде всего в рамках учебного процесса, подготовки, которая сможет соединить теоретические знания и практические умения в единое целое.
Важным становится компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов, который дает ответы на запросы производственной сферы и является своего рода инструментом усиления социального диалога системы среднего профессионального обучения с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимодействия.
В такой системе подготовки специалистов выражена четкая ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности
Поэтому для педагога актуальным является внедрение в учебный процесс таких педагогических технологий, которые позволяют в максимальной мере моделировать фрагменты будущей профессиональной деятельности.
Личность человека возникает и развивается в процессе и результате разрешения жизненно важных для него ситуаций. Для того, чтобы развивать профессиональное мышление, организаторские умения необходимо студентов систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде деятельности.
Поэтому я широко использую в учебном процессе метод решения производственных ситуаций, с которыми выпускник столкнется в своей будущей профессиональной деятельности.
Суть метода состоит в том, что студентам предлагается осмыслить реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую деятельность, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной ситуации. При этом сама ситуация не имеет однозначных решений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя описание ситуации и контрольный вопрос.
Например, в ресторанном бизнесе одной из проблем является непрогнозируемый клиентский поток, т.е. невозможно предвидеть какое количество людей посетят Ваш ресторан в течение дня. Из-за этого трудно определиться со штатом поваров, в отдельные дни, когда много клиентов, для выполнения заказов их просто не хватает, и клиентам приходится долго ждать свой заказ, а в другие дни, наоборот поварам нечего делать. Какие технологические и технические способы для разрешения данной проблемы Вы можете предложить?
Другой пример, на предприятиях общественного питания в горячем цехе бывает очень жарко, особенно летом. Что Вы могли бы предложить, с точки зрения современного технического оснащения, кроме кондиционера, для улучшения микроклимата в этом цехе?
Кроме того, я представляю производственные ситуации в виде схем, документов, алгоритмов технологических процессов с заложенными в них ошибками, в выявлении которых и заключается анализ ситуации.
Производственная ситуация может включать в себя имитацию как полного производственного процесса или задачи, так отдельных его элементов, чтобы акцентировать внимание обучаемого на каком-то важном моменте темы, предоставляет студентам возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки производственного процесса.
Моя задача - дать почувствовать обучающимся, что их профессиональная и жизненная успешность реальна и достижима, но лишь при их активной личной заинтересованности и приложении определенных интеллектуальных усилий.
Типовые производственные задачи я формулирую на основе анализа профессиональных функций и имитирую ситуации, которые возникают при выполнении рабочим или специалистом его должностных обязанностей.
Например, повар, зная, что утром для приготовления супов ему потребуется костный бульон, поставил варить говяжьи кости на медленном огне на ночь. Как Вы оцениваете такой прием с технологической точки зрения и с точки зрения безопасности? Как бы Вы поступили в данной ситуации?
Особое внимание методу решения производственных ситуаций мною отведено и при разработке программ профессиональных модулей. Формированию каждой ключевой компетенции способствуют разработанные конкретные ситуации.
Созданию банка производственных ситуаций мне помогает собственный производственный опыт и многолетнее сотрудничество со специалистами и руководителями предприятий общественного питания нашего города, Обсуждение и согласование с ними разработанных производственных ситуаций позволяет сделать их более реальными, выделить наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности ситуации
Метод решения производственных ситуаций использую в процессе - закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях; а также для отработки навыков практического применения полученных знаний в ходе семинарских занятий и для проверки знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса
Считаю, что применение метода решения производственных ситуаций в учебном процессе позволяет значительно повысить активность студентов на уроке, научить их больше рассуждать, анализировать и осознанно принимать решения, что отражается на повышении их успеваемости и качестве знаний, помогает студентам приблизиться к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности и быстрее адаптироваться на производстве
Информационные источники:
1. Баишаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М.: Народное образование, 2012. 248 с.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов: М.: Высшая школа, 2009. 144 с.
15