Внеклассное мероприятие Урок доброты ( с элементами гуманной педагогики Ш. Амонашвили) в 7 классе
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III № 8
КОНСПЕКТ УРОКА ДОБРОТЫ
В 7 – А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ»
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЗЫКА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
УЧИТЕЛЯ – МЕТОДИСТА
ПУДАК РАИСЫ ЛЕОНИДОВНЫ
Декабрь 2015
Цели урока:
- Провести работу с учащимися по семантизации слов: добро, доброта.
- Дать представление о духовном мире. Ввести такие понятия как:
Душа, дух, духовность, Ангел – Хранитель.
- Развивать представление о доброте, духовности.
- Развивать логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свои мысли.
- Формировать чувство ответственности за свои мысли и поступки.
- Развивать чувство эмпатии, взаимопомощи друг другу. Работать по Закону «ТРИ - С»: Сотрудничество, Содружество, Сотворчество.
- Воспитывать чувство коллективизма, чувство прекрасного, религиозные и нравственные чувства.
- Воспитывать стремление совершать добрые дела. Закон «7-Д».
- Практическая цель: научить присутствующих делать своим руками
оригами Ангелочков , без использования клея.
Оборудование:
- Рисунки о доброте; мудрые мысли, цитаты, пословицы и поговорки о доброте, рисунки сердца.
- Раздаточный материал (кроссворды, листы А-4 с короткой информацией о добрых словах).
- Картинка памятника Ангелу – Хранителю нашего города Донецка
«Добрый Ангел Мира».
- Видеофильм « А КАК ЗОВУТ МОЕГО АНГЕЛА?»
- Подарки - приятности ( открытки с молитвой, символы доброты,
оригами Ангелочков, сделанные своими руками).
- Бумага, ножницы, карандаши для изготовления оригами Ангелочков…
ХОД УРОКА.
Приветствие и вводное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас ни урок английского языка, а Урок Доброты. Тема урока: « ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ». Я приветствовала вас по-русски. Без сомнения, я знаю, что вы знаете значение этого приветствия. Мы желаем друг другу здоровья, здравия. А как это звучит по-английски? - How do you do? А ещё как здороваемся? Good morning, Good afternoon, Good evening, а вечером говорим ещё - Good bye. Получается, что вся наша планета Земля просыпается и ложится спать с такими хорошими пожеланиями: Доброе утро и Доброй ночи. Афганская пословица гласит: «ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, ЧТОБЫДЕЛАТЬ ДОБРО». Это мудрость сложенная народом. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: « Высшим двигателем человеческого поведения является убеждение в том, что добро – вершина морального богатства ». К этой вершине, к этому совершенству мы все должны стремиться. Только в добром сердце рождаются такие чувства как: Любовь, Красота, Дружба, Милосердие, Благотворительность, Толерантность, Прощение, Помощь и другие светлые качества души, которые так нужны людям, чтобы комфортно жить в этом социуме, в этом мире. «Добро творящий – Жизнь творит». «Доброта без труда не бывает». «Добрый человек придёт – словно Свету принесёт». «Творя добро, человек зажигает огоньки доброты».
Стих: Звёздочка небесная Звёздочка лучистая,
Спустилась на ладонь Гори и не сгорай.
Светом нежным, блеском Всех детей и взрослых
Осветила дом. Добром ты озаряй.
Ты с неба БОГОМ послана.
Вселенной ты частица.
Давай дружить с тобою
И добром делиться.
Учитель: Так что же такое ДОБРО? Где вы с ним встречались?
Дети отвечают на вопросы, приводят примеры
Учитель: А теперь я вам расскажу о доброте и зачитаю некоторые примеры ее проявления.
Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке врекламной викторине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал "Спасибо". Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.
На днях моя десятилетняя сестричка склонила ко мне голову и сказала: "Ты пахнешь, как мама..." Я чуть не заплакал. Скоро будет два года, как мамы нет с нами, но она все еще помнит ее запах. Это помогает мне надеяться.
Иду утром домой. На подъезде объявление: "Дорогие соседи! Сегодня примерно в 9.20 у проходной двери были утеряны 120 руб. Если кто нашел, занесите, пожалуйста, в кв. 76 Антонине Петровне. Пенсия 1640 руб.". Я откладываю 120 рублей, поднимаюсь, звоню. Открывает бабушка в фартуке. Только увидела меня, протягивающего деньги, сразу обниматься, причитать и в слезы счастья. И рассказала: "Пошла за мукой, вернувшись, вынимала ключи у подъезда - деньги-то, наверное, и проронила". НО! Деньги брать отказалась наотрез! Оказалось, за пару часов я уже шестой (!!!) "нашел" бабулины деньги! Люди, я вас люблю за то, что вы такие!!!
Недавно возвращалась из института и возле станции метро "Автозаводская"увидела ветерана войны. Он сидел рядом с планшетом, на котором были медали и ордена... Его награды, который он заслужил на войне. Он продавал их, чтобы купить себе хоть какой-то еды. Я подошла, вытащила все содержимое кошелька и отдала ему со словами: "Возьмите все мои деньги, но не продавайте свою честь и доблесть за гроши людям, которые этого недостойны..." Он расплакался, взял деньги, собрал ордена в ладони и поцеловал их, а потом тихо сквозь слезы произнес: "Спасибо, дочка".
В такие моменты мне кажется, что я смогу изменить мир. Они дают мне надежду.
В магазине ко мне подошла маленькая девочка и попросила: "Возьми меня наручки". Я так и сделала, подумав, что она потерялась. Малышка просто обняламеня, а потом спрыгнула. Я уставилась на нее, а она объяснила:- Хотела, чтоб ты улыбнулась.
Я так и прыснула со смеху.
(идёт обсуждение прослушанного).
Учитель: На прошлом уроке, ребята, я вам читала рассказ о великом учителе Януше Корчаке, который родился в 1878 году, был детским доктором, педагогом и писателем. В начале ХХ века жил и работал в Польше в Варшавском приюте для еврейских детей – сирот. Кто помнит, где мы остановились?
Ученики вспоминают и отвечают: «Началась Великая Отечественная война. Фашисты уничтожили более 6 миллионов евреев…»
Учитель заканчивает рассказ о Януше Корчаке из книги «Азбука милосердия», автор Мария Хаткина, издательство «КД «Проспект –Пресс», Донецк, 2006 год. Краткое содержание рассказа учителя: «Я. Корчака и детей-сирот из приюта отправили в концлагерь Треблинка. Здесь они были обречены на смерть. Рассказывают, что один из почитателей его труда и таланта, влиятельный немец, предложил ему бежать, оставив своих учеников. Но этот любящий и мужественный человек вместе с еврейскими сиротами отправился на смерть 5 августа 1942 года. Дети пошли на смерть вместе со своим учителем. Они шли – и пели. В концлагере Треблинка установили мемориальный камень со скромной надписью «Корчак и дети».
Учитель: Что вы можете сказать о поступке этого учителя?
Учащиеся высказываю свои мнения.
Учитель подводит итог: Правильно, ребята. Корчак – настоящий герой. Он добрый человек и мужественный учитель.
Учитель: «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид…» - Виктор Розов. «Доброта творит чудеса.»Учитель: А сейчас давайте составим ассоциативный ряд слова «Доброта.» Ученики по очереди выходят к доске и пишут слова на каждую букву :Ассоциативный ряд слова Доброта (анаграмма)
Д – добрый, дарить, давать
О – одарить, обнять, облагородить
Б – благо, Бог, благодарить, беречь,
благотворительность
Р – радость, радовать, родители,
раздавать
О – оберегать, озарять, окрылять
Т – творить, терпеть, творческий,
трепетный, толерантный
А – ангел, аура, азбука, алмаз
Учитель: А вот еще одна добрая история из реальной жизни. Можно даже сказать исторический факт. Это было не в нашей стране….
В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой ипроходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи.Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткиебездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массыболотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели.Мальчик кричал от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук,осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчиквыбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унятьслезы, но главное - он был спасен!
- Пойдем ко мне в дом, - предложил ему фермер. - Тебе надо успокоиться,высушиться и согреться.
- Нет-нет, - мальчик покачал головой, - меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное.
С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал...
Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета,запряженнаяроскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетыйджентльмен и спросил:
- Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?
- Да, я, - ответил фермер.
- Сколько я вам должен?
- Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек.
- Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, - настаивал посетитель.
- Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. - Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.
- Это ваш сын? - спросил богатый гость.
- Да, - с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.
- Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.
Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом - медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг. Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? - Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом.
Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии. Уинстон Черчилль как-то сказал: Сделанное тобой добро к тебе же и вернется. Творите добро бескорыстно... и будет вам ДОБРО!
Учитель: Дорогие ребята, давайте и мы будем делать друг другу маленькие приятности. От этого не только наши души, но и весь мир станет светлее и добрее.
Учитель: Давайте начнем с малого. Возьмите лист бумаги (формат А4) , сложить его пополам. Положите одну руку на бумагу и обведите свою ладошку карандашом. Ножницам вырежьте эти две ладошки. Отложите их в сторону, они нам еще пригодятся.
Учитель: В маленьком рассказе «Деятельная доброта» (автор Хаткина М.А.: «Азбука милосердия» - Донецк, «КД «Проспект-Пресс», страница 97) говориться, что доброта должна быть не только на словах, а в делах.
Например: Увидел, «… что жарким летом трава и кусты погибают без воды? Не ленись собрать компанию друзей — и все вместе полейте растения.
Пришла бабушка домой с полными сумками, устала. Помоги ей раздеться, отнеси сумки в кухню, разбери покупки и т. д.»
Учитель: Настоящая доброта – деятельная. Находите и вы, ребята, свою «точку приложения добра» --- тогда и вы будете на самом деле добрыми.
Послушайте, пожалуйста, притчу и скажите, кто проявил деятельную доброту.
«Однажды вечером в кругу семьи…» (текст притчи прилагается к уроку)
- Так чья доброта оказалась деятельной?
- Сын, маленький мальчик показал пример доброты в деле – он отдал бомжу свою любимую игрушку – Лошадку из плюша, как и обещал.
- Так, что же такое Доброта?
Если заглянуть в Этический словарь, то мы увидем:
- Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
-Добрый – хороший, вежливый, полезный людям.
- Доброта – душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро людям,
-Добро (благо) – всё, что морально ценно,что способствует благополучию человека, общества.
Эти и другие черты морально-ценностные черты характера человека, его душевнго состояния мы можем найти заглянув в Цветок Духовности качества Духа, созданного на основе Учения Живой Этики Е.И Рерих и Н.К Рериха.
В Учении Живой Этики Рерихов ЧЕЛОВЕК - это многомерный микрокосмос, состоящий не только из физического тела но и души (сознания), и Высшего духовного начала – Духа. Дух – источник лучших творческих стремлений человека к единению и к гармонии со всем сущим, любви, равновесию, знанию и красоте.
А значит Духовность – это такое состояние человеческой души то есть человеческого сознания, когда в нём главенствует Дух и его живительные эманиции ( побуждения, мысли, чувства, желания).
Духовность заключается в совершенстве моральном.
Чем выше побуждение, тем выше достижение…
Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце
будет расти в этом упражнении добра.
Учитель: Давайте вспомним, как будет по-английски:
Добрый, добро --- GOOD
Доброта ----------- GOODNESS (GOOD + NESS)
Если в слове GOOD опустить одну букву «О»
то получим слово GOD – БОГ.
Значит, «ДОБРОТА» дана нам от БОГА. Берегите Доброту!!!
Ребята, Давайте поработаем с вами немного.
Сначала работаем в парах. Я раздаю вам листочки с ребусами. Там зашифрована одна известная народная мудрость. Даю подсказку.
Начинаем по команде. Одновременно. Начали!!! Кто быстрее? Кто готов – поднять руку.
На листочках написать по одному или два слова каждому на парте,
Затем передать листок вперёд, следующей парте. Я буду считать до 10.
На счёт 10 листки лежат на первой парте. Какая команда напишет больше слов? Работайте в сотрудничестве, содружестве, в сотворчестве. Слова не должны повторяться. Допускается подсказка другу по парте.
Команды: 1. – Солнце.
2.Месяц (Луна)
3. Звёздочка.
Учитель: А сейчас возьмите свои «ладошки», вырезанные из бумаги и на одной из них напишите доброе и хорошее пожелание своим родителям, братику, сестричке, другу, подружке, соседу по парте, кому хотите. Потом поменяетесь «ладошками», пусть вам напишут краткое хорошее пожелание. Это будет ваше домашнее задание. А сейчас возьмите свои две ладошки и сложите их так как я.
Показываю, у нас получились как бы птички.
Я сейчас буду читать стихотворение «Доброта», а вы и я будем заставлять наших птичек махать крылышками.
ДОБРОТА.
Доброту не потрогать руками.
Доброту не увидеть глазами.
Доброта – многогранный алмаз,
Что находиться в сердце у нас.
Это чувство такое большое,
Необъятное, голубое.
Оно послано Богом с небес.
Это чудо из всех чудес.
Так лелейте Добро, как дитя,
Взращивайте и удобряйте.
Людям, взамен ничего не прося,
Щедро, с радостью всем раздавайте.
А теперь на миг прикройте глаза
И представьте, что Мир – это все Доброта:
Мамина, папина, друга, моя …
Крыльями машет частичка алмаза –
Наша общая Богом данная Доброта!!!
Доброта творит чудеса.
Добро даже за золото не купишь
Учитель: Вы были сегодня молодцы. Оставайтесь всегда такими хорошими, активными и добрыми.
--- Так где находится наша ДОБРОТА ?
--- В наших сердцах.
--- А ещё в наших сердцах находится душа и высшее духовное начало.
У каждого человека бывают в жизни такие моменты, когда он остаётся один на один с собой и навалившимися на него проблемами, и тогда тоска и отчаяние заполняют его душу . И кажется. что ничто и никто не может ему помочь. Однако люди, верящие в существование высших сил и Бога, знают, что никто из людей никогда не остаётся один. Ведь рядом с нами всегда есть добрейшее существо – Ангел - Хранитель.
Ангел-Хранитель в Христианстве – это добрый Дух, данный человеку Богом. Ангел – бестелесная сущность, сопровождающая человека всю жизнь, помогающая, защищающая и наставляющая его на путь истинный.
Памятник «Добрый Ангел Мира» установлен в парке имени Щербакова в 2008 году. На монументе золотыми буквами написано, что этот памятник олицетворяет слияние разных сфер нашей жизни на основе высшего человеческого закона – Закона Милосердия и Добра. Это уникальный символ единения людей разных национальностей, разных религиозных конфессий, представителей разных государств. Основатели памятника Ринат Ахметов и другие меценаты. «Добрый Ангел Мира» – это наш общий Ангел – Хранитель всех жителей Донецка и Донбасса.
Сейчас мы все вместе посмотрим видеофильм об Ангеле – Хранителе.
(просмотр слайдов или видео).
Пришло время нам опять потрудиться. Я покажу вам, дорогие ребята, и вам уважаемые гости, как сделать оригами Ангелочков.
Перед вами лежат все необходимые предметы для работы ( бумага, карандаши,
ножницы).
Учитель берёт образец и показывает, как нужно сделать Ангелочка.
Все работают. Учитель наблюдает, помогает, подсказывает.
МОЛОДЦЫ!!! Все сделали Ангелочков, возьмите их за крылья, поднимите и помашите ими. Какая красота, мы все находимся в мире А Н Г Е Л О В!!!
281368527178000
На память о нашем Уроке Доброты хочу подарить вам всем Молитву Святого праведника Иоанна Кронштадского о Сердце. Учитель раздаёт ребятам и гостям текст молитвы о сердце. Давайте все вместе прочитаем эту молитву.
Спасибо за Урок Доброты, дети!
Любите добро,
творите добро,
поощряйте добро,
сейте добро,
Храните добро,
берегите добро,
раздавайте добро.
Помните этот «Устав Доброты – 7 «Д» и
Закон «ТРИ – С»:
Сотрудничество.
Содружество.
Сотворчество.
Вот и закончился наш Урок Доброты. Я буду очень рада если он принёс вам пользу и вы станете ещё лучше, добрее, а ваша доброта будет деятельной. И речь ваша пусть будет чище, лучше, добрее. Обратите внимание на эти слова:
«Золотые яблоки в серебряных сосудах – слова, сказанные прилично».
( Библия. Притчи, глава 25 стих 11, стр. 660)