Активные методы обучения как средство реализации компетентностного подхода на уроках физики (из опыта работы))


Активные методы обучения как средство реализации
компетентностного подхода на уроках физики
(Из опыта работы Ставропольцевой Т.П.)
Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить. Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Перед преподавателями стоит проблема: как добиться наивысшего качества работе?
Научить учащегося всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели. Первое, что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков. Третье – требуется увеличить время на отработку знаний, поскольку ясно, что без многократного повторения, хороший результат в обучении получить нельзя. Взвесив все эти обстоятельства, я пришла к убеждению, что темы нужно изучать крупными блоками, объединяющими несколько логически связанных вопросов.
Среди множества методик и технологий каждый учитель, наверное, имеет наиболее предпочтительную. Для меня - это блочно – модульная технология, которая:
- облегчает создание целостного представления об изучаемом материале,
-позволяет высвободить время на отработку знаний и умений,
-создает возможность маневрирования учебным временем,
- создаёт условия для развертывания групповой работы.
Вся дисциплина делится на самостоятельные блоки, каждый из которых изучается по завершенному циклу. Именно таким образом я составила перспективно тематический план изучения физики.
Опираясь на собственный опыт, я поняла очень важную мысль: активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности.
В своей работе применяю различные приемы мотивации:
Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара. Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
Часто на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.
На уроках физики я применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант или тесты. Это один из видов программированных заданий. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
И др.
Физика – наука экспериментальная и для того, чтобы активные методы обучения работали эффективно, я широко использую вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в процессе которой они и смогут приобрести навыки групповой работы.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, а может быть поисковая, т. е надо собрать материал, провести расчёты, сделать выводы, может информационная, то есть собрать информацию по какой-то теме, переработать её, написать реферат, а может быть экспериментальная, то есть получить результат из опыта, обработать его и сделать выводы. Так, в прошлом году некоторые учащиеся вместо традиционного экзамена защищали свои проекты по темам: расчёт КПД автомобиля; экономичность ламп дневного света; мир электрических явлений, электрический ток в газах; шум как экологический фактор, его влияние на ухо человека; архимедова сила и человек на воде, а проект Павловой Юли («Физика и экология») занял второе место на областной студенческой научной конференции. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя и учащегося. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Главной целью проектно-исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке».
По новым ФГОСам большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Тут перед нами, учителями, встала новая проблема – организация самостоятельной работы, то есть составить разнообразные, желательно индивидуальные (чтобы исключить списывание) задания, а потом ещё найти время для их проверки. В этом направлении мною разработаны расчётно-графические задания, в которых по образцу и индивидуальной карточке учащиеся делают вычисления, строят графики, ищут вспомогательные данные в справочниках. Все расчёты записываются в тетрадь, а ответы в специальную таблицу, от которой у меня есть трафарет. Таким образом, я облегчила себе работу, связанную с проверкой задания.
Далее, мною составлены методические рекомендации для самостоятельного решения задач, в которых есть краткий теоретический материал, основные формулы, образцы решения и 30 вариантов по 10 задач в каждом. Пока выпущена часть первая по разделу «Механика», готова часть вторая – молекулярная физика и термодинамика, которая выполнена в формате рабочей тетради. Готовится часть третья – электростатика. Параллельно собираю материал к экзаменам. Ранее в экзаменационных билетах было два или один вопрос по теоретическому материалу и расчётная задача. Теперь вводятся качественные задания вместо теоретического материала (см. приложение). Учащийся должен объяснить и указать физические законы, закономерности, протекающие в данных процессах. Для подготовки к экзаменам будет выпущен сборник таких задач, над чем я сейчас и работаю.
Физика – профильная дисциплина. Для развития мотивации изучения физики необходимо усилить межпредметные связи курса физики и специальных дисциплин. В этом направлении разработана база профессионально направленных задач, которые знакомят будущих специалистов с принципами действия технических устройств, физическими методами исследования, позволяют видеть единство законов физики и работы конкретного оборудования, обслуживаемой специалистом. Но хочу быть самокритичной, взаимосвязь преподавателей спецдисциплин и мною, как преподавателя физики, практически отсутствует. В этом направлении нам предстоит ещё поработать. Есть задумки.
И в заключение хотелось бы привести слова известного методиста Петра Яковлевича Гальперина: «Модульное обучение представляет возможность показать учащимся весь путь, всю дорогу, видеть перспективы большие и малые, тогда как «традиционка» освещает лишь участок этой дороги, без перспектив, без взаимосвязей».

Приложение
Текст «Открытие животного электричества»
Днем рождения науки электробиологии по праву считается 26 сентября 1786 г. В этом году итальянский врач и ученый Луиджи Гальвани начинает новую серию опытов, решив изучить действие на мышцы лягушки «спокойного» атмосферного электричества. Поняв, что лапка лягушки является в некотором смысле чувствительным электродом, он решил попробовать обнаружить с ее помощью это атмосферное электричество. Повесив препарат на решетке своего балкона, Гальвани долго ждал результатов, но лапка не сокращалась ни при какой погоде.
И вот 26 сентября лапка, наконец, сократилась. Но это произошло не тогда, когда изменилась погода, а при совершенно других обстоятельствах: лапка лягушки была подвешена к железной решетке балкона при помощи медного крючка и свисающим концом случайно коснулась решетки.
Гальвани проверяет: оказывается, всякий раз, как образуется цепь «железо – медь – лапка», тут же происходит сокращение мышц независимо от погоды. Ученый переносит опыты в помещение, использует разные пары металлов и регулярно наблюдает сокращение мышц лапки лягушки. Таким образом, был открыт источник тока, который впоследствии был назван гальваническим элементом.
Как же можно было объяснить эти наблюдения? Во времена Гальвани ученые считали, что электричество не может возникать в металлах, они могут играть только роль проводников. Отсюда Гальвани заключает: источником электричества в этих опытах являются сами ткани лягушки, а металлы только замыкают цепь.
Ответьте на вопросы к тексту:
1. Какую гипотезу пытался проверить Л. Гальвани, начиная в 1786 г. новую серию опытов с лапкой лягушки?
2. Какой вывод сделал Л. Гальвани на основании своих опытов? В чем состояла ошибочность его вывода?
3. Из каких основных частей должен состоять гальванический элемент?
4. Если бы вы проводили опыты, аналогичные опытам Л. Гальвани, то какие бы дополнительные исследования (кроме проверки разных пар металлов) вы бы осуществили?
Качественные задачи.
Сухое молоко получают путем выпаривания его в сосуде, откуда непрерывно откачивают воздух, причем температура выпаривания намного ниже 100 °С. Какие физические закономерности лежат в основе этого процесса?
Почему в рабочих отсеках орбитальной станции устанавливаются постоянно работающие вентиляторы?
Почему нагретая медицинская банка «присасывается» к телу человека?
Автомобиль тянет прицеп. По третьему закону Ньютона сила, с которой автомобиль тянет прицеп, равна силе, с которой прицеп действует на автомобиль. Почему же прицеп движется за автомобилем?
Почему, прыгнув с некоторой высоты, следует согнуть ноги в коленях?