Творческий проект: Реализация национального регионального компонента в процессе обучения и воспитания.
Реализация национально-регионального компонента
в обучении и воспитании.
Рудик Светлана Ивановна- учитель географии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» посёлка Зарево Шовгеновского района Р.Адыгея.
Введение
Богатейшая природа и сложнейшая многотысячелетняя история Хакасии предоставляет разнообразные возможности для проведения краеведческой работы.
В практике работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» п.Зарево успешно реализуется национально-региональный компонент в преподавании и воспитании обучающихся. Необходимость этой работы диктуется тем, что Адыгея - составная часть Северного Кавказа, неотъемлемый регион России, с общей закономерностью исторического развития, поэтому историческая судьба современных адыгов, русских и других народов Адыгеи, взаимосвязанная с глубокой древности, должна рассматриваться через призму общих закономерностей и особенностей исторического развития.
В своей работе я использую местный материал , который накопила в течении многих лет работы в данном направлении.
В проекте раскрываются технология реализации национально-регионального компонента в кружковой работе и во внеурочной деятельности краеведческой и экологической направленности.
Основная часть
В современном обществе образование функционирует как элемент культуры и развивается в общей культуре ценностей. Овладение системой ценностей является важнейшей целью образования.
Существует множество классификаций ценностей. Их можно разделить на материальные и духовные, воображаемые и действительные.
Существуют и субъективные ценности. Усвоение субъективных ценностей возможно при условии включения в содержание образования и воспитания регионального компонента.
Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьника. Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям:
сохранение природы края и здоровья населения;
лимитирование потребностей в ресурсах;
культура предков, национальных традиций, семейного уклада жизни, готовность к трудовой деятельности и т.д.
Особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у школьников осознается в качестве «дома» – одной из важнейших ценностей человека.
Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленную на сохранение защищенного себя дома и себя в этом доме.
Границы родного дома крайне динамичны и постоянно меняются в процессе деятельности учеников.
Причем, деятельность понимается нами весьма широко:
познавательная (прочитал, стало лично значимо);
практическая (изучал определенную территорию на экскурсии, в походе);
исследовательская (проведение опытов, наблюдений).
Важное значение в изучении родного края придается времени.
Рассматривая время как прошлое – настоящее – будущее, отмечаем, что настоящее представляет для школьников узловую линию меры, соединяющую прошлое и будущее.
Существуя в бесконечном потоке, человек одновременно может находиться во всех трех измерениях: с прошлым его связывает память, с настоящим – деятельность и полнота жизни, с будущим – надежда.
Хотелось бы поделиться опытом внедрения национально-регионального компонента в образование и воспитание в школе № 5 п.Зарево.
Существуют различные формы организации изучения регионального компонента: программные (урочные и внеурочные) учебные занятия и непрограммные (внеклассные) работы.
Основные направления реализации регионального компонента осуществляются и через введение кружковой, исследовательской работы . Изучение природы родного края – это одно из новых направлений преподавания географии в нашей школе, главная цель которого изучить и возродить традиции краеведения, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему посёлку, району, республике, природе и культуре, развить творческие способности учащихся. Краеведческая кружковая работа является большим подспорьем в этой работе. Одной из важнейших проблем времени – приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, а истинного с весомой пользой для жизни настоящей и будущей». Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог. И у природы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело надо лечить травами той местности, в которой ты живешь, то, может быть, душу – всем прекрасным, что нас окружает.
Для решения этих задач в нашей школе была создана творческая группа по географическому и экологическому краеведению «Экобум»,что означает «Экологический бумеранг.» В неё вошли учителя географии , биологии , адыгейского языка и литературы, истории , учащиеся школы ,родители. Разработано системное и последовательное изучение природы истории Адыгеи. В 6-10 классах введено краеведение в виде работы кружка «Экобум.», прграмма которого предусматривает изучение природных ресурсов и экологического состояния Адыгеи , так как Адыгея является древнейшим социокультурным регионом.
На протяжении длительного времени в школе проводятся занятия кружка «Экобум». Его посещают учащиеся по желанию. На своих занятиях я знакомлю ребят с особенностями природы нашего посёлка,района, республики. Понятие «родной край» междисциплинарно по сути, потому здесь так-же необходимы знания по биологии, экологии, географии в программах которых содержится национально-региональный компонент.
Программа «Экология и МЫ» экологического кружка «ЭКОБУМ» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.Программа расчитана на 13-14 летних детей.Время реализации-1 год. Всего-34 часа, 1 час в неделю.
Существует большое количество авторских программ кружков экологической направленности, направленных на изучение собственно экологии, а также химии, биологии и других смежных дисциплин, кружки краеведческой направленности также включают широкий спектр направлений воспитательной работы (литературное, туристическое, историческое краеведение). Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа:
Принципы организации образовательного процесса:
Принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив
Принцип вовлечения в живой традиционно-культурный диалог
Принцип экологической интерпретации и этно-экологического анализа материала традиционной культуры
Принцип традиционно-культурного описания природных объектов и гуманитарно-экологического картирования
Принцип иллюстративности первичным материалом
Принцип гуманитарно-экологического педагогического комплекса.
При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществлении образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:
Принцип единства (все мы являемся частью природы).
Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).
Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).
Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).
Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к своей республике
Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас).
Принцип: непосредственный опыт-лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).
Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Человек в мире, мир в человеке» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Кружки экологической и краеведческой направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:
Образовательная - у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе фенологических изысканий.
Воспитательная - у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка .Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.
Цель программы:
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
Задачи программы:
Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности
Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей
Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся
Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды
Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)
Использовать накопленный местный материал в разработке творческих проектов исследовательской направленности.
Ожидаемый результат:
Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
Участие в районных и областных конкурсах.
Заключение
В школе сложилась система работы по реализации национально-регионального компонента. Материал пректа представляет практический интерес для учителей, завучей по учебно-воспитательной и воспитательной работе, педагогов дополнительного образования.
Привлечение ребятишек к познанию национальной культуры – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Равнодушных не будет, если сам педагог подойдет к ней творчески.
Литература:
1.Министерство образования и науки Республики Адыгея, Учебные стандарты образовательных областей национально-регионального компонента. Майкоп. 2000 г.
3. Министерство образования и науки Республики Адыгея, Национально-региональный компонент в содержании образования: опыт, проблемы, перспективы. Майкоп, 2004 г.
ГБУ ДПО «АРИПК»
Проект по теме:
«Реализация национально-регионального компонента в обучении и воспитании».
( кружковая работа.)
Рудик Светлана Ивановна- учитель географии и биологии МБОУ «Средняя общеобразо№ 5» посёлка Зарево Шовгеновского района Р.Адыгея.