Психологическая игра с элементами коммуникативного тренинга «Дорога в 5 класс».



Психологическая игра с элементами коммуникативного тренинга
« Дорога в 5 класс»

- Здравствуйте, ребята.
Я приветствую вас на занятии с необычным названием «Дорога в 5 класс».
Прежде, чем начать его давайте поздороваемся друг с другом.
И сделаем это не совсем обычным способом. Сядьте удобно на своих стульях, закройте глаза, почувствуйте внутри себя спокойствие и тишину. А теперь мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, скажите всем мысленно доброе слово «Здравствуй! Я рад тебя видеть». Постарайтесь почувствовать, как к каждому из вас направляется сейчас поток добрых слов и приветствий одноклассников. От этого вам становиться легко и радостно. Почувствуйте тепло своих рук и сердца. Вы можете поделиться своей сердечной теплотой и радостью с друзьями и передать ее при помощи рукопожатия и улыбки. Откройте глаза и обменяйтесь своей доброй энергией. ( Дети перемещаются по классу и здороваются друг с другом.)
Спасибо, садитесь на свои места. Почувствовали ли вы от такой формы приветствия заряд энергии, настрой на работу? (ответы)
Теперь можно приступать к работе.

2) Мы продолжаем с вами готовиться к новой роли – роли пятиклассников. На сегодняшнем занятии мы поговорим о трудностях, с которыми предстоит встретиться и о том, как и над чем надо поработать, чтобы быть готовыми их преодолеть.
Эпиграфом нашего занятия будут слова пословицы:
«Кто в настоящем думает о будущем,
Тот облегчает жизнь свою».
Как вы понимаете ее смысл? ( Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.).

Вот и подходит к концу ваше обучение в 4 классе. Впереди 5-ый класс – новая школьная жизнь. Ни для кого не секрет, что все люди очень хотят знать, что их ждёт впереди, и каждый по своему готовиться к встрече с будущим. Поднимите руки те, кто испытывает волнение, страх при мысли о переходе в 5-ый класс. (Дети поднимают руки.)
До занятия
После занятия

65*


Упр. "Термометр". Представьте, что у нас есть необычный термометр, измеряющий температуру волнения. 0 * - это полное спокойствие, 100 * - проявление самого сильного беспокойства, страх. Почувствуйте свои внутренние ощущения и определите температуру своего волнения в ситуации перехода в среднее звено. Выстроитесь в колонну согласно своему градусу температуры. (определить границы термометра в классе: 0 - около двери, 100 - около стены). Озвучиваем свой градус и записываем на листочке в таблице.




Открою вам небольшой секрет. Человек волнуется и боится чего – либо только из-за того, что мало имеет знаний и информации об этом. Как только он узнаёт о волнующем его событии больше, страх ослабевает, или исчезает совсем. И сегодня мы с вами попробует приоткрыть завесу таинственного будущего, чтобы как можно лучше приготовиться к встрече с ним. Поговорим с вами о трудностях, с которыми предстоит встретиться в 5 классе и о том, как и над чем надо поработать, чтобы быть готовыми к их преодолению.

2. Итак, какие трудности, по вашему мнению, встретят вас в 5 классе?
Назовите их. ( Дети перечисляют возможные трудности). Для наглядности и удобства мы будем размещать основные моменты в таблице. ( Работа ведётся с 1 колонкой таблицы, прикрепляются таблички с надписями «Много новых учителей», «Разные кабинеты», «Оценки могут стать хуже», «Общение с новыми одноклассниками»)

Школьные трудности
Наши чувства
Что делать? Пути решения.
Качества, помогающие преодолеть все трудности

1. Много новых учителей




2.Разные кабинеты




3. Оценки




4. Новые одноклассники





У меня в руках сочинения нынешних 5-классников, которые они написали в сентябре этого года, через месяц обучения в 5 классе. Тема сочинения: «Вот и стал я 5- классником» В них они поделились своими впечатлениями о первых днях обучения.
Слушая их, обратите внимание, на какие трудности указывают ребята и совпадают ли они с вашими представлениями. (Прослушивают 2 сочинения)
- Что совпало с вашими предположениями? (Обратить внимание на таблицу)

3. Давайте поразмышляем над обозначенными ситуациями.
Какие чувства возникают у вас при мысли о них? (Дети перечисляют свои эмоциональные состояния, а учитель по порядку заполняет вторую колонку в таблице. Если у детей возникнут затруднения с названиями чувств, то они могут воспользоваться «Словариками чувств», приготовленных заранее).
Посмотрите на полученный список. Какое разнообразие чувств присутствуют в таблице. Есть и страх и интерес, волнение и удовольствие и др. С какими из этих чувств труднее всего справиться? (Страх и волнение). Да, эти чувства часто мешают человеку быть успешным и хорошо учиться. Поэтому надо уметь владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. А для этого надо знать, как это делается. Сейчас мы этому поучимся.
«Много новых учителей»
- Что больше всего страшит вас в данной ситуации? (Ответы детей).
- Ну что же, попробуем сейчас изменить эту ситуацию. У нас в гостях присутствуют люди, которых вы видите сегодня впервые. Именно они и помогут нам преодолеть страх перед новыми незнакомыми учителями.
- Уважаемые гости, помогите нам, пожалуйста, разрешить эту проблему. Приглашаю всех встать в круг. (Рассчитываемся на 1-ый, 2-ой. Первые номера поворачиваются направо и образуют пару со вторым номером.)
Упр.1 «Тактильный контакт». Поздоровайтесь друг с другом рукопожатием, обменяйтесь улыбками. Назовите свои имена. Похлопайте друг друга по плечу. Закройте глаза и соприкоснитесь указательными пальцами, большими пальцами, мизинцами. Повернитесь в другую сторону и у вас образуется другая пара. Проделываем тоже самое с другим человеком. По окончании упражнения детям предлагается высказать свои ощущения от игры закончив фразу«Откровенно говоря», передавая при этом игрушку.
Спасибо за откровенные ответы и интересные мысли. (все рассаживаются на свои места).
- Что нового узнали о наших гостях?
- Стали они нам чуть ближе? А почему это произошло? (ответы)
Из этого можно сделать вывод, что нам страшно, пока мы не знаем человека, но как только вступаем с ним в контакт, то чувство страха уходит или ослабевает. Каждый урок – это тоже открытие. Слушая объяснения учителя на уроке, можно много нового узнать о человеке. Однако многое зависит и от вас, как вы себя проявите, как зарекомендуете, так и учитель отнесётся к вам. У него тоже сложится своё представление о вас, как о человеке. Подумайте и назовите качества характера ученика, которые необходимо иметь или развивать в себе, чтобы легко наладить контакт с новым учителем.
(Заполняется четвертая колонка таблицы: доброжелательность, внимание к словам учителя, исполнительность, ответственное отношение к урокам, добросовестность, вежливость).
Спасибо! Чтобы нам легче и прочнее запомнить все названное сейчас, давайте подберем к сказанному пословицу, которая точно напоминала бы нам о правильном поведении в данной ситуации. Карточки с пословицами лежат у вас на столах.
(Ребята выбирают пословицу, из предложенных на карточках, и называют ее, а учитель размещает ее в таблице). «Уважение вызывает доверие».

4. «Кабинетная система»
Вернёмся к таблице. Следующая трудность – это кабинетная система.
Хотя вы учитесь в школе уже 4 год, но ориентироваться вам в номерах кабинетов вам не приходилось. Как правило, у всех учеников 5-х классов на первых двух – трёх неделях это вызывает смятение и растерянность.
Как справиться с этой проблемой?
Предлагаю вам поиграть в игру «Лабиринт» («Найди кабинет»)
Играя в неё, подумайте, какие качества помогали вам справиться с заданием и нужны ли они будут в 5 классе?
Инструкция №1. Перед вами таблица с воображаемыми школьными коридорами и номерами кабинетов. Мы сейчас мысленно будем ходить по этим коридорам. Передвигаться по ним можно только по прямым линиям: вправо, влево, вверх, вниз. Я буду называть направление, в котором надо идти, и количество клеток, а вы внимательно следите за моими указаниями. В любой момент я остановлюсь и спрошу вас в каком кабинете мы находимся. Начинаем путь со значка «Начало пути» (психолог выбирает его на свое усмотрение), будьте внимательны!
5
26
21
13
58

91
15
8
32
47

65
7
11
2
53

24
81
35
70
6

39
54
61
57
44


Инструкция №2. Один из игроков задумывает кабинет и пишет его номер на листочке. Потом начинает вести детей по таблице к задуманному кабинету. Когда он приведёт их – говорит «Стоп». Дети указывают кабинет, к которому они пришли. Сверяются результаты. Делается вывод.
Итак, какие качества помогли вам справиться с этим заданием? (внимание, сосредоточенность, умение слушать, ориентироваться. Учитель заполняет четвертую колонку таблицы).
Достаточно ли названных качеств , чтобы справиться с проблемой поиска кабинета или надо добавить что-то еще? (память)
Совет. Если вы все же заблудились и уже опаздываете на урок, то всегда можете обратиться за помощью к взрослым и попросить подсказать местонахождение кабинета.
Давайте подберём пословицу, которая близка к нашей проблеме.
«Язык до Киева доведет».

5. «Оценки»
А теперь поговорим с вами о самом волнительном моменте каждого из вас – об оценках.
- С чем связан страх за оценки? Что она для вас значит?
- На сколько сильно вы переживаете, когда получаете оценку более низкую, чем ожидали?
- Как вы считаете, теряет ли уважение ученик, который получил плохую оценку?
Есть мнение, что во всем плохом всегда можно найти что-то хорошею а можно ли это применить к нашему случаю? Давайте порассуждаем на эту тему в игре «За и против».
Игра «За и против». Приглашаю в круг 5-7 человек. Вам предлагается по кругу, чередуя, закончить фразы «Получить плохую оценку – это плохо потому, что» и «Получить плохую оценку – это хорошо потому, что».
Обсуждение. -Что проще было защищать, позицию «плохо» или позицию «хорошо»?
– Когда вы защищали позицию «хорошо», вы проживали ее, вы приговаривали свои аргументы вслух, какие чувства при этом возникали у вас в душе? (Ответы детей)
Очень важно сохранить самоуважение, признать собственные недостатки. Вы должны чувствовать и понимать, что если сейчас не всё ладится с учёбой, то виновата не учительница, а вы сами, более того вы можете самостоятельно исправить ситуацию. Для этого нужно поразмышлять о себе, осознать причину своих промахов, и направить все силы на успешную учёбу

Итак, какие качества помогут нам справиться с волнением в данной ситуации? (заполняется таблица) .
В какой из пословиц заключен смысл сказанного нами сейчас?
«Не страшно упасть, страшно не подняться».

6. И последняя ситуация: «новые одноклассники». Бесспорно, установить хорошие отношения с новыми ребятами и найти среди них себе друзей может только тот, кто сам умеет дружить. А насколько хорошо это умение развито у вас? Сейчас мы узнаем, выполнив рисуночный тест, который так и называется «Хороший ли вы друг?» (Тест Златы Королевой.)
Инструкция: перед вами рисунок, который не имеет видимого смысла. Вам надо завершить таким образом картинку, чтобы у вас получился осмысленный рисунок. Время выполнения 1 минута.
Ваша способность к сопереживани
Ключ к тесту
Если вы УВИДЕЛИ В ЭТОМ РИСУНКЕ ЗМЕЮ И СОЕДИНИЛИ ТРИ ДЕТАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, а также дорисовали ЗМЕИНУЮ МОРДУ И КОНЧИК ХВОСТА, то это говорит о том, что вы воспринимаете дружбу как нечто само собой разумеющееся, естественное. Вам никогда не приходилось прилагать особые усилия, чтобы завоевать дружбу людей, потому что вы с детства всем нравились. И поэтому вы несколько эгоистичный друг, вы любите быть в центре внимания и принимать восхищения окружающих. Однако, если вашим друзьям будет плохо, вы обязательно придете им на помощь.
Если из заданных деталей вы СОЗДАЛИ ТРИ НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА РИСУНКА, то это говорит о вашем неумении дружить. Вы никогда не задумываетесь о чувствах ваших близких, для вас на первом месте всегда стоят ваши собственные нужды и потребности, и вы ни перед чем не остановитесь, чтобы добиться своей цели. Разумеется, мало людей способны дружить с таким эгоистом, как вы.
Если вы СДЕЛАЛИ ИЗ ТРЕХ ДЕТАЛЕЙ ДВА РИСУНКА, то это значит, что вы мнительный и осторожный человек, у вас не очень много друзей, потому что вы мало кому доверяете. Зато ради своих близких и дорогих людей вы пойдете на все, ничего не пожалеете, чтобы помочь им. Вы хороший друг, но не из тех, кто блещет умом и весельем в компаниях, а из тех, кто проверяется в беде и с честью выдерживает проверку.
Если вы НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ПТИЦУ, добавив к заданному рисунку МНОГО СВОИХ ДЕТАЛЕЙ, то это говорит о том, что вы веселый и дружелюбный человек, у вас много знакомых и приятелей, вы всегда оказываетесь в центре внимания, в каком бы обществе вы ни находились. Вас большое количество народа считает своим самым близким другом, но все это ненастоящая дружба. Если вам потребуется реальная помощь, практически никто не окажет вам ее. Но вы сами всегда стараетесь помогать тем, кто в этом нуждается, вы не можете равнодушно смотреть на страдания и переживания других людей, даже не очень близких вам. Вы всё принимаете
близко к сердцу.
Если вы увидели в этом рисунке НАДПИСЬ «SOS» то это говорит о вашей доброте и умении сопереживать другим людям. Вы никогда и никому не отказываете в помощи и сочувствии, оказываете моральную и материальную поддержку, и очень многие недобросовестные люди этим пользуются.

Выводы по результатам сделайте самостоятельно. Какие качества характера необходимо поместить в таблицу? (общительность, внимание к людям, терпеливость, умение прощать)

7. А теперь вернемся к таблице и заполним пустую колонку «Пути решения». Для этого вспомним, о чем мы говорили с вами на занятии, какие приемы использовали и какие делали выводы.
1- « много новых учителей» - надо установить контакт и показать себя с лучшей стороны. ( Учитель прикрепляет знак «Контакт рук».
2. – «Кабинетная система» - умение ориентироваться, память и внимание. ( Учитель прикрепляет знак «Компас»)
3. –«Оценки» - не терять самоуважения, извлекать уроки из своих ошибок. ( Учитель прикрепляет знак «Инь-Янь».
4. «Новые одноклассники» - развивать способность и умение дружить. (Учитель прикрепляет знак « SOS»).

Успешно справиться с трудностями возможно, если все названные нами качества характера присутствуют у вас. Оцените вашу готовность к переходу в 5 класс, опираясь на перечисленные в 4 колонке качества характера и, если вы обладаете ими в достаточной мере, выберите кружок красного цвета, подпишите на нем свое имя. Если вы считаете, что у вас недостаточно они развиты, вы сомневаетесь, выберите желтый кружок.
Приклейте эти кружки на экран. Каких кружков больше?
Завершение занятия.
Наше занятие подходит к концу, и в заключении я предлагаю вам еще раз проиграть упражнение "Термометр". Что изменилось и почему? (дети высказывают свои мысли). Запишите "температуру" в табличку.
До занятия
После занятия

65*
35*







Ритуал прощания.
Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815