Интегрированный урок история — ОБЖ на тему :Мир жив,пока его защищают.

Интегрированный урок по истории и ОБЖ
Тема: Мир жив, пока его защищают.
Цели:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое Родины, чувства сострадания, гуманности и милосердия..
Кратко изучить историю Вов, Афганской Чеченских войн. Показать значение войн в истории народов, в развитии цивилизаций.
Сформировать представлений о воинском долге и верности Отечеству.
Углубить знаний о деятельности Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца, о международном гуманитарном праве.
Продолжить развивать умение работать с документами.
Развивать умение ориентироваться в ситуациях, связанными с военными действиями.
Литература:
1. «Международное гуманитарное право»(учебные материалы);
2. «Мир школьных праздников»
3. Журнал «Классный руководитель», №1, 2006 г, №2, 2006г.
4. «Помяни их, Россия»(составитель Навицкий А.Я.). Брянск, 1994г.
5. «Ваши судьбы война протаранила». Сборник очерков о земляках, погибших в Чечне. (Составитель Навицкий А.Я.). Брянск, 1999 г.
6. «Погибли на боевом посту». Книга памяти о сотрудниках брянской милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей. Под ред. Фесунова В.А.Брянск, 2002 г.
7. «Классные классные дела».методические разработки воспитательных дел в классе. Под ред. Степанова Е.Н. Москва, 2004.
8. Преображенский А.Н. Метод. пособие по истории в 8 кл.
9. Книга Памяти,2000г.
10. Калинкина Н.В., Колосов Ю.Б. «Использование краеведческого материала в пропаганде Дней воинской славы России» Брянск 1994 г.
Оборудование: компьютер, магнитофон, «Политическая карта мира», карта «Великая Отечественная война», плакаты с высказываниями, диски «От Кремля до Рейхстага», х/фильмы «9 рота», «Прорыв» , раздаточный материал, анкеты, карточки обратной связи, эмблемы МККК и Красного Полумесяца, стенд «Воинская слава России».

Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала.
- Вступительная беседа.
Звучит отрывок из песни группы «Фактор-2» «Война».
Учитель истории: О чём эта песня? Какие слова наиболее точно передают её содержание?
Учитель истории: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке?
Учитель ОБЖ: Чем будет необычен сегодня урок?
Учитель истории: Попробуйте сформулировать тему урока.
- Определение темы урока ( видеопрезентация: тема, эпиграф)
Мир жив, пока его защищают
Эпиграф: « Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание- защитник Родины». А.Митяев.

- Сообщение целей урока
Учитель истории: Сегодня мы с вами изучим краткую историю Вов, Афганской и Чеченских войн, поговорим о значении войн в истории народов, в развитии цивилизаций, вы узнаете, что такое воинский долг и верность Отечеству, углубим знания о деятельности Международного Комитета Красного Креста и Красного Полусесяца.
- Беседа
Учитель ОБЖ: Жить для Отечества, вот бытие одно:
Нам счастье от небес в нём истинно дано.
Мечтатель говорит: « Я – гражданин вселенной;
А русский: «Край родной – вселенная моя».
Учитель истории: Людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. У русских эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Учитель истории: Что такое Отечество? (ответы детей)
Учитель ОБЖ: Вам было дано задание: найти определение слова «Отечество» в толковом словаре.
- Трактовка понятия «Отечество» из Толкового словаря (ответ ученика)
Учитель истории: Отечество – это «земля отцов». А каждый отец передаёт свои знания, свой опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Учитель истории: Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет счастливее и лучше, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали нам беречь землю русскую- нашу Родину.
Учитель ОБЖ: От кого же нам надо защищать нашу землю?
Учитель истории: Есть в русской истории фигуры, с которыми каждого из нас связывает невидимая, но неразрывная нить духовного родства и которым мы обязаны самим своим существованием. Среди них московский князь Александр Невский, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Р.К.Жуков и мн. др.
Учитель истории: Кем являлись эти люди? В какое время они прославились? ( во времена войн).
Учитель истории:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
Война Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. Ибо это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет их страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.
Учитель ОБЖ: Ребята, дома вы раскрашивали полоски бумаги тем цветом, который на ваш взгляд, наиболее точно передаёт краски войны. (Прикрепить полоски к доске)
Учитель ОБЖ: Какие цвета являются доминирующими? Что они передают?
Учитель ОБЖ: Назовите слова, которые на ваш взгляд, наиболее точно отражают сущность войны ( слова записать на доске).
Учитель истории: За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
Во все времена войны причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Война – это трагедия.
Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. 4 мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт- все они искали мирового господства. У всех на пути к нему стала Русь, Россия.
Сейчас мы с вами вспомним некоторые войны и сражения, в которых русские солдаты одержали победу.
- Самостоятельное выполнения задания по карточкам («Соотнесите даты и события»)
Учитель истории: Соотнесите даты и события.
1240 г. Ледовое побоище
5 апреля 1242 г. Невская битва
8 сентября 1380 Северная война
1612 г. Второе ополчение. Изгнание поляков из
Москвы
1700 – 1721 гг. Куликовская битва
Декабрь – июнь 1812 г. Бородинское сражение
26 августа 1812 г. «Брусиловский прорыв» русской армии
Май 1916 г. Отечественная война
22 июня 1841г. – 9 мая 1945 г. Великая Отечественная война
- Проверка выполнение задания (видеопрезентация).
Учитель истории: 10 февраля 1995 года Государственной Думой и Президентом России был подписан Федеральный закон о Днях воинской славы России. Этот закон устанавливает 15 дней славы русского оружия. Это дни боевых свершений, выдающихся подвигов русской армии и флота, в которых русские войска снискали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков. У нас в кабинете истории находится стенд «Воинская слава России». На нём помещены даты Дней воинской славы России. Давайте познакомимся с содержанием этого стенда. (Работа с материалом стенда).
- Беседа.
Учитель истории: Задумаемся о том, откуда страна черпала силы, о том, что было бы, если бы не наши защитники, которые выстояли, вытерпели, выдержали. И помогла им в этом любовь к своему Отечеству.
Я хочу привести вам слова выдающегося педагога – нравоучителя 20 века отца Иоанна (Маслова): «Любовь русского человека к своей Родине беспредельна и беззаветна. Когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все свои силы на защиту её. И это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать». И эти слова как нельзя кстати подходят нашим ветеранам. – ветеранам ВОВ, афганской, чеченской войн, вооружённых конфликтов.
Хочу обратить особое внимание на ветеранов ВОВ. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. И в нашей деревне осталось в живых всего лишь 4 ветерана ВОВ: это Коржуков Иван Анисимович, Кленовый Фёдор Ефимович, Литвяков Василий Григорьевич (участник Сталинградской битвы), участник Корейского конфликта Легенько Владимир Данилович.
Историческая справка о ВОВ.
Учитель истории: На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, германская армия обрушилась на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты. Началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Руководство страны не сразу поняло, что именно произошло. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Он призвал советских людей к решительному отпору врагу. Своё выступление он закончил словами, ставшими программной установкой на все годы войны: «Наше дало правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В этот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны.
Благодаря мужеству, отваге, героизму советских воинов и трудовому подвигу тыла нашей стране удалось победить в этой войне.
Навсегда в памяти людей останется грандиозное наступление советских людей под Москвой в декабре 1941 г., Сталинградская битва в июле 1942 - феврале 1943 г., прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г., Курская битва в июле-августе 1943 г.
- Представление ветерана ВОВ:
Учитель истории: Ребята, сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ Роговой Леонид Семёнович.
- Интервью с участником ВОв:
- Леонид Семёнович, сколько Вам было лет, когда началась ВОВ?
- Как скоро после начала войны Вы попали на фронт?
- Что больше всего потрясло Вас на этой войне?
- Приходилось ли Вам видеть пленных немцев? Как к ним относились наши солдаты?
Учитель истории: Потери СССР за годы войны были очень большие. Более подробно о цене нашей победы в этой войне вы узнаете из диска
«От Кремля до Рейхстага», фрагмент «Радость со слезами на глазах»).
- Знакомство с материалом о ВОВ из школьного краеведческого музея (Папка «Воины-земляки, погибшие на фронтах Вов»)
Учитель истории: А в каких войнах после ВОВ принимала Россия участие?
На фоне отрывка из х/ф «9 рота» звучит стихотворение:
Мы лежим под огнём, вжавшись в скалы.
Пули долбят тела и гранит.
А в ста метрах душманов дувалы,
Пулемётами путь перекрыт.
Учитель истории: О какой войне идёт речь? По каким признакам вы это определили?
- Историко-географическая справка об Афганистане.
Учитель истории: В современных границах Афганистан расположен на восточной части Иранского надгорья. Четыре пятых афранской территории занимают горы. Недаром здешнюю местность принято называть «горным океаном».
Железные дороги здесь отсутствуют, все передвижения в стране осуществляются по малочисленным шоссе и горным тропам, а в последнее время и воздушным транспортом. Местность Афганистана бедная, безводная и безлесая, каменистая горно-пустынная и горно-степная. Жаркий климат повлиял на формирование народа, в основе психики народа выработался жгучий темперамент: вспыльчивость, горячность и мстительность. Как гласит пословица «Здесь один раз стреляют, а затем ещё 40 лет перестрелка идёт». В то время наша страна называлась Советским Союзом, занимала другое положение на политической карте мира.
Учитель истории: Как вы думаете, почему могла начаться война с Афганистаном?
Учитель истории: Долгое время Афганистаном управлял человек, который был дружелюбно настроен по отношению к Советскому Союзу. Но в сентябре 1979 г. его убили. Политика нового правительства стала агрессивной по отношению к России. Афганистан – дружественное России государство грозил превратиться в опасную зону против нашей страны. Америка и страны НАТО хотели создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно. Кроме того, враждебный СССР Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов под кодовым названием «Проект – 706». То есть создавалась новая атомная бомба.
Сам же Афганистан буквально разрывался от межпартийной борьбы, руководство страны само не могло контролировать ситуацию. Все эти причины послужили толчком к тому, что правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Советские войска в Афганистан были введены в 1976 г. Началась Афганская война, длившаяся долгих 10 лет. Являются ли в этом случае советские войска захватчиками?
В) работа с воином- афганцем.
У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели, тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотя быть нужными правде и памяти.
- Представление воина-афганца.
Учитель истории: Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует участник боевых действий в Афганистане Максименко Сергей Николаевич.
- Скажите, пожалуйста, по собственной инициативе или по воле судьбы Вы оказались на этой войне?
- Какое чувство Вы испытали, когда поняли, куда Вы попали?
- Что изменилось в Вашем характере за время пребывания в Афганистане?
- Как проявлялась взаимовыручка в ходе афганских событий?
- Как к русским солдатам относились мирные жители?
-На каком положении были раненые у афганцев, и афганцы на нашей стороне?
- Итоги афганской войны.
Афганская война- это сотни наших земляков, десятки из них стали инвалидами, двое брянских ребят пропали без вести, 131 человек убит. Из Суражского района через Афганистан прошло 93 солдата.
15 февраля 1989 года стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали: «Мама, я пришёл»
Учитель ОБЖ: Прошло уже более 15 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата.
В декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне ( просмотр отрывка из х/ф «Прорыв»)
- Историческая справка о Чеченской войне.
В 1990 г. начался процесс распада СССР. В декабре 1991 г. руководители бывших союзных республик подписали декларацию о создании Содружества Независимых государств (СНГ).
Сохранение целостности России было важнейшей задачей. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами РФ и уточнял границы России. Чечня отказалась присоединиться к этому договору.
Роль лидера сепаратистов досталась генералу Военно-Воздушных Сил Советской Армии Джохару Дудаеву, человеку фанатичного склада, с высоким интеллектом, волевому, энергичному, но крайне не уравновешенному.
Вскоре возник вооружённый конфликт между военными формированиями генерала Дудаева и силами местной оппозиции. В декабре 1994 года в Чечню ввели федеральные войска для наведения конституционного порядка. Началась война в Чечне (1994 – 2004 гг.) С 2004 года в Чечне проходят антитеррористические мероприятия.
- Представление воина, воевавшего в Чечне – Лапик Николая Михайловича.
- Как на войне проявлялась взаимовыручка солдат?
- Часто ли были бои?
- Какие взаимоотношения были между солдатами в свободное от боёв время?
- Как относилось местное население к нашим солдатам?
- Помогла ли Вам спортивная подготовка, полученная на «гражданке»?

Учитель ОБЖ: Вот слова, принадлежащие К.Симонову: «Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется».
Конечно, нельзя не согласиться с этими словами. Ведь война оставляет свои следы и в душе, и в памяти. Боль не стирается с годами.
-Обсуждение ситуаций. Работа по группам.
Учитель ОБЖ: Итак, о последних войнах ни на минуту не умолкает спор: участие в вооружённых конфликтах и войнах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
Для разрешения данных вопросов мы разделимся на 2 группы.
Позиции для обсуждения:
Я не знаю зачем и кому это нужно.
Нет, в этом не было смысла.
Да, это необходимо.
Это воинский долг, и это не обсуждается.

Задача – доказать именно ту точку зрения, которая определена каждой группе. В конце дискуссии всем желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения.
(в ходе обсуждения включить музыку)

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

- На этот вопрос, зачем и кому это было нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения.
Подвести итог.

-«Нет, в этом не было смысла» - предлагаем обсудить и эту точку зрения. Как нельзя лучше позицию этой группы выражают следующие строки:
Что теперь с нами стало, как Россия устала.
И какая ещё ждёт Россию война?
Мне не хочется крови и не надо нам славы,
Нас так мало осталось, а Россия одна

Обсуждение.

- А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо».

- Война – явление страшное, жестокое. Но пока существует на Земле ненависть, злоба, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.
- В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, своими делами служить её интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. Вот и наш разговор логически подошёл к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооружённых конфликтах – это воинский долг и это не обсуждается. Слово группе.
Обсуждение.
Высказывания гостей.
Учитель истории: Чеченская война в истории Суражского района.
Из Суражского района отдали свой долг в Чеченской республике 106 человек, из них многие были там по нескольку раз.
Не плачь, солдат, слезу утри.
Войну ты видел изнутри.
При свете матовом ракеты
Домов разрушенных скелеты,
Боевиков чеченских группы,
Полураздавленные трупы.
Жил на сухих харчах казённых,
Видал своих друзей казнённых(А.Навицкий)
А сейчас я предлагаю почтить память минутой молчания всех солдат погибших во время Вов, Афганской и Чеченской.
- Минута молчания.
Учитель истории: Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчинённым казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми и руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении права гуманного обращения с противником. Это легло в основу Женевской конвенции 1864 г. (международный письменный многосторонний договор). Государства брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.
Женевская конвенция положила начала современному международному гуманитарному праву.
Учитель ОБЖ: Что же такое международное гуманитарное право? (ответы детей)
Учитель ОБЖ: Источниками международного гуманитарного права являются 4 Женевские конвенции 1949 г. и 2 дополнительных Протокола к ним 1977г.
- Работа с документами.( приложение №1)
А) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение);
Б) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (извлечение)
В) Обсуждение ситуаций (см. приложение №2)
Г) работа с высказываниями (приложение №3)
- Как это обязательство проявлялось в войнах, о которых мы говорили?
-Беседа о гуманизме во времена войн.
Учитель ОБЖ: Что такое гуманизм?
_ Учитель ОБЖ: На войне обязательно соблюдение норм гуманитарного права. Обязательно должны воюющие стороны проявлять милосердие к раненым и больным. Сторона в конфликте, во власти которой оказались раненые и больные, должны предоставить им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника. Следует также знать, что медицинский персонал, санитарные учреждения, санитарный транспорт и оборудование не могут быть объектом нападения, их работе нельзя препятствовать. Если же мед.персонал оказался в руках противника, ему необходимо предоставить возможность выполнять свои функции.
- А по каким признакам мы узнаём мед. учреждения и санитарный транспорт?
- Рассказ об эмблеме Красного Креста или Красного Полумесяца.
Учитель ОБЖ: С 1864 г. красный крест на белом поле является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооружённых сил. Эта эмблема образована путём обратного расположения швейцарского флага. Позже некоторые исламские страны стали использовать знак красного полумесяца, а Иран- знак красного льва и солнца. В 1929 году эти две эмблемы были официально признаны. Ряд государств предложили принять в дополнение к существующим и другие эмблемы. Однако эти предложения не были приняты, так как большинство стран осознало, что множественность знаков неизбежно снизит их защитную ценность. В 1980 г Иран отказался от использования красного льва и солнца. В настоящее время допускается использование только двух эмблем- красного креста или красного полумесяца ( демонстрация эмблем).
-Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Международный Красный Крест был основан в 1863 г. в Женеве и является старейшей независимой общественной организацией. МККК действует главным образом в ситуациях вооружённого конфликта.

Работа с Уставом МККК (использовать раздаточный материал «Устав МККК», приложение №4)
Учитель ОБЖ: Ввиду особого значения эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца для защиты жертв вооружённых конфликтов и персонала, оказывающего им помощь, воюющие стороны должны уважать эти эмблемы. Их неправильное использование недопустимо. Злоупотребление эмблемами Красного креста и полумесяца может привести к потере рефлекса их восприятия, к утрате их защитного значения даже для тех объектов и лиц, которые обозначены ими и используют их на законном основании.
Почти во всех странах созданы национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца, которые действуют как в мирное, так и в военное время.
Эти общества официально призваны в качестве добровольных обществ помощи, оказывающих содействие органам власти в гуманитарной области. в мирное время их деятельность направлена на охрану здоровья и оказание социальной помощи населению. Они участвуют в строительстве больниц, создании служб скорой помощи, подготовке кадров в области социальной медицины, оказании помощи людям пожилого возраста и инвалидам, проведении массовых прививок, реализуют программы по сбору крови, просвещению населения в уходе за новорожденными общественной гигиене, участвуют в спасательных операциях и ЧС. В условиях вооружённого конфликта национальные общества оказывают помощь медицинской службе вооружённых сил, раненым, больным, гражданскому населению.
Российское общество Красного Креста было основано в 1867 г.
В настоящее время Российское общество Красного Креста оказывает помощь в виде одежды и обуви, продуктов питания, медикаментов пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций(стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий, вооружённых конфликтов), малоимущим, лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, бездомным, детям – сиротам. Служба сестёр милосердия патронирует одиноких престарелых и инвалидов.
3. Закрепление.
Учитель истории: Сопоставьте 2 высказывания. Какое из них вам ближе? Свой ответ аргументируйте (видеопрезентация):
Плутарх, древнегреческий историк: «Война – зло. Её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие даёт она, будут приобретены путём низости и преступления».
Цицерон, древнеримский оратор: «Когда гремит оружие, законы молчат»
Учитель истории: О каких войнах мы сегодня с вами говорили?
Учитель истории: Когда были эти войны?
Учитель истории: Назовите причины этих войн.
Учитель ОБЖ:
Прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц писал: «На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость». Выскажите своё отношение к этим словам.
В одном из фильмов на экране неоднократно возникает эмблема красного креста: то авторы фильма помещают её на борту вертолёта, осуществляющего похищение главного героя, то она изображается рядом с надписью «медицинские материалы», нанесённой на мешки, в которых на самом деле находится опиум. Как вы считаете, имеет ли здесь место злоупотребление эмблемой? Если вы считаете, что злоупотребление эмблемой имеет место, какие последствия может иметь такое её использование? Снимают ли себя всякую ответственность создатели фильма, заявляя, что сюжет фильма вымышлен?
В ходе наступления группа бойцов оказалась рядом со зданием, на фасаде которого было прикреплено полотнище с эмблемой красного креста. Наступающие прекратили огонь, однако при их приближении из здания по ним был открыт огонь солдатами противника. Определите, исходя из норм международного гуманитарного права. Что имеет место в данной ситуации- проявление военной хитрости или вероломство?
Учитель истории: Объясните смысла названия темы урока.
Учитель истории:
Мир- это лучшее слово на свете.
Взрослые к миру стремятся и дети.
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Учитель ОБЖ: В фильме «Офицеры» звучат прекрасные слова. «Есть такая профессия – Родину защищать». Действительно, защита Отечества - священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска «Освящались». Они как бы прикасались к священным символам отечества – иконам, знамёнам, молитвам.
Священное дело, долг.. Что же значит быть защитником? Только ли защищать землю?
Учитель истории: А как стать настоящим защитником? Что значит быть настоящим?
Учитель ОБЖ: Как мы можем помочь своей Родине?
4. Итог урока.
Учитель истории: Подходит к концу наша встреча.
Учитель ОБЖ: О чём мы с вами говорили на уроке?
Учитель истории: Что интересного и нового вы узнали сегодня? Что вам запомнилось больше всего?
- Оценивание учащихся за работу на уроке ( учитель ОБЖ и учитель истории)
Карточки обратной связи (приложение №6)

Учитель ОБЖ: Кто же всегда во все времена стоит на страже Отечества? Простой русский солдат.
- Напутствие будущим солдатам
Учитель истории: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче по земле ступай, солдат, путь ещё неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их ещё немало будет на твоём пути, и надо научиться преодолевать их.
Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством одарённая. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь, будем готовы защищать её. Тогда поверят все народы в то. Что нечего делить единую, вечную, благословенную русскую землю. Пусть же для каждого сына Отечества, защитника земли русской станут слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, русскую землю»
Благодарность за работу.
Сувениры воинам.
Домашнее задание.
- Объяснение выполнения домашнего задания
Учитель ОБЖ : заполнить анкеты (приложение № 5)
Учитель истории: выполнить творческое задание. Из предложенных трёх заданий выбрать одно и выполнить его (приложение № 7)


























15