Конспект урока биологии на тему: Биологи защищают природу (5 класс)
Технологическая карта урока биологии в 5 класс
Биологи защищают природу
Тема урока "БИОЛОГИ ЗАЩИЩАЮТ ПРИРОДУ"
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
В результате урока учащиеся смогут:
-называть формы воздействия человека на природу;
-приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы; -будут знать основные охраняемые природные территории и правила поведения в природе. В результате урока учащиеся смогут
Познавательные УУД:
работать с различными источниками информации, самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Регулятивные УУД: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, регулировать речевое поведение.
В результате урока учащиеся осознают:
- степень влияния человека на природу и необходимость её охраны;
- правила поведения в природе.
Этапы урока Организационная структура урока «открытия» нового знания
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап.
Орг. момент
(1 мин.) Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место.
2 этап.
Мотивация
(2-3 мин.) До появления на Земле человека один вид организмов исчезал в среднем за одну тысячу лет, после 1950 года – за 1 год, а сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов.
Как вы это объясните?
Формулирование темы урока: как вы думаете какой проблеме будет посвящен наш урок? Участвуют в обсуждении,
отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
3 этап. Актуализация знаний
(2 мин.) Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме:
почему исчезают животные, растения и грибы?
Что вы знаете о деятельности человека, направленной на сохранение окружающей нас природы? Вспоминают материал, изученный в начальной школе, отвечают на поставленные вопросы.
4 этап. Целеполагание
Планирование
(1 мин.) Цели урока: после урока вы сможете приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы, будете знать направления охраны природы и основные правила поведения в природе.
План:
1. Отрицательное воздействие человека на природу.
2. Система охраны природы.
3. Правила поведения в природе. Формулируют цели урока и план изучения материала, задают уточняющие вопросы
5 этап. Открытие нового знания.
(20 мин.)
1.Предлагает по экологическим словарям найти определение термина «охрана природы» и записать его в тетрадь.
2.Используя текст 17 параграфа (стр.63)найти ответ на вопрос: в каких формах воздействует человек на природу?
3.Каковы последствия такого воздействия?
Используя рисунки 43 и 44 составить небольшой рассказ 1 группа "Исчезнувшие виды животных" , 2 группа "Отрицательное воздействие человека на природу"
Вопросы классу.
Можно ли только усилиями одной Красной книги, сетью особо охраняемых природных территорий решить все вопросы, связанные с охраной природы?
Что конкретно может сделать каждый из вас для охраны окружающей среды?
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить все разнообразие растений и животных? Уточняя, конкретизируя ответы учащихся, знакомит с правилами поведения в природе, выполнение которых способствует сохранению окружающей среды и сбережению природных ресурсов.
Находят определение и записывают в тетрадь
Читают текст , отвечают на поставленный вопрос.
Работают в группах с рисунками учебника по извлечению нужной информации.
отвечают на поставленные вопросы
отвечают на поставленный вопрос
6.Физкультминутка
(1 мин.) 7 этап. Включение нового знания в систему знаний
(15 мин) Организует работу в парах.
1 . Пользуясь текстом параграфа, заполните схему «Влияние деятельности человека на природу» Раскрасить в красный цвет прямоугольники, в которых указаны примеры отрицательного влияния деятельности человека, а в зелёный- примеры положительного влияния.
2 . Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) В __________ заносят редкие и исчезающие виды животных и растений.
2) Ежегодно люди уничтожают и вылавливают до ______________________ черепах, до __________крокодилов.
3) В тропических лесах каждый день спиливают __________деревьев.
4) Учёные добиваются запрета на любое ____________ существ, нуждающихся в охране.
5) Для разведения отдельных видов ученые создают __________________________.
3. Заполните схему «Охраняемые природные территории» с перечислением основных форм охраняемых территорий, создаваемых биологами
4. Заполните таблицу «Правила поведения в природе»
Правила поведения в природе
Разрешено Запрещено
Ставить палатки и разводить костры только в специально отведенных для этого местах..Разводить огонь под деревьями
Решение познавательных задач (фронтальная работа)
1. На конвертах и наклейках спичечных коробков раньше печатали: «Охраняйте полезных животных и птиц!» Какая ошибка допущена в этом выражении?
2. Какие меры можно принять, чтобы диких животных не истребляли?
3. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы помогли животному?
4. Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Предлагает послушать песню Ю .Антонова «Не рвите цветы»
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
2.Знакомятся с информацией в тексте учебника.
3.Выполняют задания.
4. Обсуждают записи
5.Выступают с защитой.
Отвечают на поставленные вопросы.
8 этап. Рефлексия и оценивание
(2-3 мин.) Что вы запомнили при изучении нового материала?
Что вам удалось, а что вызвало затруднение, почему?
Давайте подведем итог нашего урока:
оценивание предметных результатов. Выставляет оценки Предполагаемый ответ.
Нарастающее воздействие человека на живую природу приводит к её обеднению. Исчезают многие виды, гибнут целые природные сообщества. Поэтому охрана природы стала главным делом многих ученых биологов. Они добиваются запрета на уничтожение редких видов, создают питомники для их разведения, участвуют в создании и работе ботанических садов, заповедников и национальных парков.
Выставляют оценки (с учётом листа самооценки и тестового контроля)
9 этап. Домашнее задание
(1 мин.) 1. Изучите параграф 17 учебника. Выполните задания рубрик «Проверьте свои знания», «Подумайте!».
2. Воспользуйтесь ресурсами Internet, дополнительной литературой для подготовки рассказа об одном из видов исчезающих растений или животных Оренбургской области (по желанию)
Спасибо за работу!
Записывают задание в дневник.
Ресурсный потенциал урока.
Выполнение работы в парах (1-2 пара)
1 . Пользуясь текстом параграфа, заполните схему.
Выделить красным цветом примеры отрицательного влияния деятельности человека, а зелёным - примеры положительного влияния.
Загрязняет атмосферу, гидросферу, почву Орошает засушливые земли
Вырубает леса Влияние деятельности человека на природу Осушает болота
Создает естественные местообитания Создает искусственные фитоценозы
Строит города, дороги
2 Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) В Красную книгу заносят редкие и исчезающие виды животных и растений.
2) Ежегодно люди уничтожают и вылавливают до 2 миллионов черепах, до 7 миллионов крокодилов.
3) В тропических лесах каждый день спиливают 5 миллионов деревьев.
4) Учёные добиваются запрета на любое уничтожение (сбор, охота, отлов) существ, нуждающихся в охране.
5) Для разведения отдельных видов ученые создают специальные питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки.
Познавательная задача: " Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?»
Решение:
Последствия:
1.Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
2.Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
3.Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
4.Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы. 5.Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.
Предлагаемое решение: можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность. Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Критерии оценивания.
1.Задание с множественным выбором: "5"- выполнил без ошибок,
"4"- 1-2 ошибки;
"3"- 3-4 ошибки.