Урок-игра по бактериям Юные биологи
УРОК Обобщения и систематизации знаний по темам
«Бактерии и простейшие»
Урок-игра
«Юные биологи»
Мальцева Анастасия Евгеньевна
Учитель биологии МБОУ «Гимназия № 123»
Барнаул - 2015Тема: Повторительно-обобщающий урок – интеллектуальная игра «юные биологи»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам «бактерии и простейшие» с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества
Задачи:
обучающие: обобщить накопленные знания по бактериям и простейшим, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела
развивающие: развитие навыков работы в группах и творческих способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
воспитательные: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: игра-соревнование
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в группах
Оборудование:
задания к конкурсам
секундомер
лист оценок за конкурсы
призы победителям
проектор
презентация
Ход урока
І. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности повара, а тем более лаборанта. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.
Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Ваша группа разделена на две команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.
Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.
А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.
ІІ. Конкурсная программа
Конкурс №1. Представление команд
Каждая из команд представляет свое название, девиз, эмблему.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №2. Разминка
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.
Максимальный балл – 3.
Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы – бактерии, образующие споры).
Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл – 3.
Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
(бактерии)
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело – «мицелий».
Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».
(плесневые грибы)
Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.
(дрожжи)
Конкурс №4. Из большого – малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №5. Терминологический
Каждая группа должна представить точное определение понятий:
- автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)
аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)
гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)
анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)
зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)
пастеризация (нагревание продукта до 63 – 90є С с целью уничтожения большинства микробов)
Максимальный балл – 6.
Конкурс №6. Найди ошибку в тексте
Каждой команде зачитывается текст. После прослушивания учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны назвать ошибки, которые по их мнению были допущены в тексте.
Задание 1. Микробиология рыбы
Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5єС все микробы гибнут. довольно долго, т.к. при температуре - 5єС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)
Задание 2. Микробиология яиц
Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерильным. (Правильно – яйцо обсеменяется микробами во время снесения) Внутреннее содержимое яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца – лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки, препятствующих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные силы яйца слабеют, микробы, такие, как эхинококк, трихинеллы, (это паразитические черви, а не микробы, через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь, подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей, в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсеменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает у людей заболевание – ботулизм (правильно – сальмонеллы, сальмонеллез). Чтобы удалить микробы с поверхности яиц, их перед использованием тщательно моют.
Задание 3. Микробиология молока
Молоко является прекрасной средой для развития микроорганизмов, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают несколько миллиардов микробов (правильно – несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до +3єС предотвращает дальнейшее развитие микробов в течение 2-30 часов. Затем наступает быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных (правильно – молочно–кислых). Молоко прокисает, создаются благоприятные условия для развития плесневых грибов, а затем гнилостных микробов. В молоко могут попадать болезнетворные микробы – возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят. Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е. нагретое до 63-90єС молоко (правильно – до 140єС).
Максимальный балл – 3.
Конкурс №7. Объясни рисунок
Всем командам раздаются по одному рисунку. Учащиеся должны за 5 минут определить, что на них изображено и рассказать об этом подробнее.
Максимальный балл – 3.
1 задание. Спорынья
Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.
2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)
Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.
3 задание. Дрожжи
Дрожжи – одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы В, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.
Конкурс №8 Кроссвордный
Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы».
Максимальный балл – 3.
Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.
Конкурс № 9. Домашнее задание: командам за две недели дается задание сделать проект по выращиванию живых микроорганизмов (бактерий или плесени) и команды должны представить свой проект, максимальный балл -10 (5 баллов за выполнение и 5 баллов за представление результатов).
ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей.
Результаты конкурса
Название конкурса
1. Представление команд
2. Разминка
3. Определи группу микроорганизмов по опсанию
4. Из большого – малое
5.Терминологический
6. Найди ошибку в тексте
7. Объясни рисунок
8. Кроссвордный
9. Домашнее задание
Общий итог
Задание для конкурса «Кроссвордный»
Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.
Признаки болезни
Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление
Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах
Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций
Микотоксикоз, вызываемый спорыньей
Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества
Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов
Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп
Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных
Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов
её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний
Глистные заболевания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Ответы:
Симптомы
Фасоль
Ботулизм
Холера
Эрготизм
Отравление
Инфекция
Сальмонеллез
Зоонозы
Микотоксикозы
Чистота
Гельминтозы
Слово: Патогенность
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415