Рабочая программа ОП. 08 Управление качеством с основами метрологии и стандартизации, специальность 100801
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине ОП.08 Управление качеством с основами
метрологии и стандартизации
код, специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров
(углубленная подготовка)
Москва
2013г.
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
Методическим объединением
профессиональных дисциплин
Протокол № 1
от «30» 08 2013г.
Методист ГБОУ СПО КМБ №4
__________ /Емченова М.Н./
подпись Ф.И.О.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(углубленная подготовка)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________/ Антипенко Л.В.
подпись Ф.И.О.
Составитель: Емченова Маргарита Николаевна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология и стандартизация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленная подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
17353 Продавец продовольственных товаров
17351 Продавец непродовольственных товаров
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Управление качеством с основами метрологии и стандартизации входит в профессиональный цикл «Общепрофессиональные дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
Код Наименование результата деятельности
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
ПК 1.1 .Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 2.1 Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2 Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3 Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.
ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.
ПК 3.2 Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 3.3 Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4 Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
ПК 3.5 Оформлять учетно-отчетную документацию.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия метрологии;
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
формы подтверждения соответствия;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе: практические занятия 36
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 34
в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы Промежуточная аттестация - согласно рабочему учебному плану образовательного учреждения Итоговая аттестация в форме (указать) зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология и стандартизация
Наименование разделов, тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Ключевые понятия дисциплины: техническое регулирование. Стандартизация, метрология. Предмет, цели и задачи дисциплины. 2 1
Профессиональная значимость дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. РАЗДЕЛ 1.ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ 28 Тема 1.1 Теоретические основы метрологии Метрология: основные понятия. Структурные элементы метрологии. Цели, задачи и принципы метрологии. Разделы метрологии: теоретическая, практическая и законодательная метрология.
Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. Применение знаний основ метрологии в коммерческой деятельности. Метрологическое обеспечение профессиональной деятельности. 2 2
Единицы измерения физических величин: основные и производные единицы; кратные и дольные единицы; системы единиц физических величин. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России.
Измерения: понятие и виды. 2 2
Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные и действительные 2 2
Интегральные и дифференциальные функции распределения. Понятие систематические погрешности. Причины возникновения систематических погрешностей. Виды систематических погрешностей. Постоянные систематические погрешности. Прогрессивные погрешности. 2 2
Практические занятия № 1;2;3;4;5;6; Электромеханические измерительные приборы 2 Магнитоэлектрические измерительные приборы 2 Электродинамические измерительные приборы 2 Электромагнитные измерительные приборы 2 Электростатистические измерительные приборы 2 Индукционные измерительные приборы 2 Средства поверки и калибровки: определение, назначение. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Способы подтверждения пригодности средств измерений: поверочные клейма и свидетельства. Виды поверки.
Средства измерительной техники: определение, классификация, краткая характеристика. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. Определение, краткая характеристика. 2 2
Методы измерений. Понятие. Классификация методов по видам измерений, их характеристика. Преимущества и недостатки разных методов. Выбор методов измерений. 2 2
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России, Государственные научные метрологические центры и службы, ЦСМ, метрологические службы юридических лиц. Их функции. Организация метрологического контроля 2 2
Практическое занятие №7 Виды поверок и способы их выполнения 2 РАЗДЕЛ 2.ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 22 Тема 2.1. Понятие стандартизация и управление качеством Объекты стандартизации: понятие, классификация объектов.
Субъекты стандартизации: организации, органы и службы. Уровни субъектов: стандартизации (международный, региональный, национальный). Подуровни субъектов национальной стандартизации. Национальные организации по стандартизации в России, их функции. Технические комитеты: их статус, состав, деятельность, порядок создания. Международные организации по стандартизации 2 2
Основные цели и направления стандартизации. Основные задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. 2 Принципы стандартизации: определение. Правовые принципы – ст.12 ФЗ «О техническом регулировании». Научные принципы: эффективность, динамичность, комплексность, перспективность, опережаемость. Краткая характеристика отдельных принципов.
Правила ЕЭК ООН при разработке международных и региональных стандартов. Обеспеченность стандартов. Маркировка продукции и услуг в соответствии государственным стандартам по ГОСТ Р 1.9-95 2 2
Практическое занятие № 8;9 Анализ маркировки знаков монитора ПК 4 Анализ маркировки знаков монитора ПК 2 Методы стандартизации: унификация, типизация, систематизация, классификация, селекция, симплификация, агрегатирование, оптимизация. Краткая характеристика перечисленных методов. Взаимосвязь принципов и методов. 2 2
Практическое занятие №10 Штриховое кодирование информации 2 Системы стандартизации: определение, назначение, классификация. Система стандартизации Российской Федерации: понятие, объекты, структура, назначение.
Межгосударственная система стандартизации. Основные виды межгосударственных стандартов, их назначение. Гармонизированные стандарты, идентичные стандарты. 2 1
Практические занятия № 11;12;13 Изучение знаков соответствия стандартов некоторых стран 2 Анализ штрих кодов 2 Проверка подлинности штрих кодов 2 РАЗДЕЛ 3. ПОНЯТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ 18 Тема 3.1 Основные термины и понятие сертификации Оценка и подтверждение соответствия: понятия, формы, назначения, значение сертификации в рыночных условиях. Субъекты сертификации и декларирования: федеральные, центральные и территориальные органы по сертификации, испытательные лаборатории. Функции, права и обязанности. Заявители, их права и обязанности. 2 2
Практические занятия №14;15 Нормативно-правовые основы сертификации Формы сертификации: обязательная и добровольная 2 Правовые основы оценки и подтверждения соответствия. Федеральные законы в России и организационно-методические документы, регламентирующие правила по оценке и подтверждению соответствия. 2 2
Практически занятия№16 Анализ сертификации соответствия (СС) 2 Обязательная и добровольная сертификация: объекты, системы, статус. Условия ввоза на территорию России продукции, подлежащей обязательной сертификации. Декларирование соответствия: объекты, схемы
Правила проведения сертификации и декларирования соответствия в РФ. Формы и порядок проведения сертификации, основные этапы. Основания для выдачи сертификатов и деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов. Правила проведения сертификации и декларирования соответствия в РФ. Формы и порядок проведения сертификации, основные этапы. Основания для выдачи сертификатов и деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов. 2
2
Практические занятия№17 Схема сертификации продукции 2 МС ИСО 8402:1994 «услуга» Положение о системе сертификации услуг ГОСТ Р. Основные области деятельности, подлежащие сертификации услуг 2 2
Зачет 2 Итого: 68 Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Основной постулат метрологии.
2.Уравнения и шкалы измерений, их определения, применение. Факторы, влияющие на результаты измерений.
3.Погрешности: определение, классификация, причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения при однократных и многократных измерениях. Правило «трех сигм».
Доверительные интервалы и границы погрешности результата измерений.
4.Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Их правовой статус, цели, задачи, состав участников и структура. Правила разработки и принятия международных стандартов.
5. Региональные организации по стандартизации: ЕОК, СЕН, СЕНЕЛЭК и др. Цели, задачи, состав участников, структура.
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации
6.Государственный метрологический надзор. Понятие, назначение, сферы распространения.
7.Государственный метрологический надзор за количеством товаров.
Требования к количеству фасованных товаров в упаковках при расфасовке и продаже: основные понятия, требования к упаковочным единицам, товарным партиям и средствам их измерения. 34 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрологии и стандартизации».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
комплект учебно-наглядных пособий «Метрология и стандартизация»
информационный стенд «Стандарты»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа проектор
экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные документы:
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» №65 –ФЗ от 01 мая 2007 г.
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г.
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.9-2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.10-2004 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
ГОСТ 1.1.-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2003.
ГОСТ 1.3.-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных. М.: Стандартинформ, 2005.
ГОСТ 1.5.-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. М.: Стандартинформ, 2002.
Основная источники:
Николаева М.А., Карташова Л.В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учеб. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010
Лифиц И.М. Стандартизации, метрологии и сертификация: учеб. М.:ЮРАЙТ, 2007
И.П. Кошевая, А.А. Канке Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М.: ИД"ФОРУМ": ИНФРА- М, 2009
Н.Д.Дубовой Основы метрологии, стандартизации, сертификации: учеб. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.
Дополнительные источники:
Сергеев А.Г. Метрология и метрологическое обеспечение. М.: ЮРАЙТ, 2008
Интернет-ресурсы:
www.consultant.ruwww.roskodeks.ru
www.garant.ruwww.zakonrf.infowww.gdezakon.ruwww.kodeks-a.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
применять требования нормативных документов в основным видам продукции, товаров, услуг и процессов Проверка правильности выполнения практической работы
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой Проверка правильности выполнения практической работы
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества Проверка правильности выполнения практической работы
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ Проверка правильности выполнения практической работы
Знания:
основных понятий метрологии Проведение фронтального опроса
задач стандартизации, ее экономическую эффективность Проведение фронтального опроса
форм подтверждения соответствия Выполнение практической работы
основных положений систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов Проведение фронтального опроса
терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ Выполнение практической работы, проведение фронтального опроса