Конспект на тему: Введение. Управление качеством с основами метрологии и стандартизации
Введение. Управление качеством с основами метрологии и стандартизацией.
Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
Для того, чтобы управлять качеством продукции и обеспечить его необходимый уровень необходимо:
Выделить и формализовать те качественные и количественные признаки, которыми характеризуется качество.
Дать каждому из них количественную оценку, причем определить, какой уровень соответствует высшему качеству (стандарту).
Применяя общие функции управления (прогнозирование и планирование, регулирование, контроль, мотивацию), достичь основной цели высокого уровня качества продукции и поддерживать этот уровень.
1. «Управление качеством» касается средств оперативного характера, для выполнения требований к качеству. Эти средства обеспечивают достижение соответствующего уровня качества в процессе производства и реализации продукции производителем.
2. «Обеспечение качества» означает достижение уверенности в уровне качества как внутри организации, так и вне её – у потребителя. В стандарте термин «обеспечивать» означает гарантировать или делать достоверным, а термин «убеждать» означает убедиться самому или убедить других.
3. «Общее руководство качеством» включает как управление качеством, так и обеспечение качества, а также (как дополнительные понятия) политику в области качества, планирование качества и улучшение качества. Общее руководство качеством осуществляется с помощью системы качества.
4. «Всеобщее руководство качеством» вносит в данные понятия долговременную стратегию руководства и участие всех членов организации в интересах самой организации, её членов, её потребителей и общества в целом.
Современная система управления качеством отображена в системе документации (на всех уровнях: начиная от международных стандартов и заканчивая нормативно-технической документацией организации), в которой регламентированы все стороны работы системы управления качеством. Т.е. эта система документов охватывает всю организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции.
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1.1. Пирамида качества
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим
видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.
Под продукцией можно рассматривать материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.
15