Конституция Российской Федерации.Основы Конституционного строя


Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи:
Добиться усвоения учащимися:
- основных понятий;
- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.
2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.
Аристотель
Ход урока
I. Орг. момент.II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наиболее демократически развитым государством считают правовое государство — лучшего человечество пока не придумало.
Вспомните, что такое правовое государство. Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.
Эти нормы, регулирующие жизнь общества, закреплены в законах. И основным законом каждого цивилизованного государства является ... (конституция).
Итак, сегодня, мы познакомимся с основным законом государства — Конституцией, историей его принятия; основами конституционного строя России.
Проблемное задание на урок: Выяснить, почему все законы в государстве подчиняются конституции.
III. Изучение нового материала.
План нашего урока:
1. История конституционного вопроса в России.
2. Конституция РФ — основной закон государства.
3. Основы конституционного строя России.
1. Мы сейчас познакомимся с историей конституционного вопроса в России (опережающее задание, индивидуальное сообщение учащегося).
Учащимся предлагается внимательно слушать сообщение, чтобы ответить на вопросы:
Что такое Конституция?(Презентация-работа ученика)
Слайд 1 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Слайд 2-Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
ее нормы выше любых других законов;
сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
Слайд 3 -12 декабря состоялся референдум–всенародное
голосование, на котором была принята
Конституция, по которой мы сейчас живём.
Российская Конституция содержит преамбулу- - вводную часть.
(Читает преамбулу специально подготовленный ученик.)
Слайд 4-В специальной статье Конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. Одних только глаголов отвечающих на вопрос "Что делает?" целых тридцать шесть штук.
Является - главой государства,
- гарантом Конституции
- гарантом прав и свобод человека и гражданина
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Р Ф.
Ведёт переговоры о заключении международных договоров и другие переговоры;
Возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации
Издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.
Награждает государственными наградами Российской Федерации.
Слайд 5-Конституция РФ разделила государственную власть на три части или на три ветви.
Слайд 6-
Конституция содержит положения об основных правах и свободах граждан РФ. Все равны перед законом и судом.
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Материнство, детство и семья находятся под защитой государства и т.д.
Молодец,Юля.Ребята,мы посмотрели презентацию,давайте ответим на следующие вопросы:
-что такое Конституция?(основной закон страны).
-Когда была принята первая демократическая конституция в истории России,которая действует до настоящего времени? (12 декабря 1993 г.)
-На сколько частей Конституция разделила государственную власть?( на три-законодательную,исполнительную,судебную)
2.Слово учителя
-В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Существовали ли своды законов в нашей стране до Конституции?(да,существовали:-Русская правда Ярослава,Судебник Ивана 3 и Ивана 4,Соборное Уложение 1648 г Алексея Михайловича)
( презентация ,работа учителя):
-1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/
Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/
Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/
Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/
Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/
Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила
демократические основы государственного устройства/
( слайд 1)
-Комментарий:
В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.
Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России.В Конституции 10 глав.
( слайд 2)
3.Исследовательская работа с Конституцией
Слово учителя.
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.(слайд 3)
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.(ст.17)
Давайте с вами запишем определение правового статуса человека в тетрадь.Проведем небольшую исследовательскую работу.найдите во второй главе Конституции статьи ,в которых указаны права и обязанности человека
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Ст.17,18,19, Ст.24п.2,
20,22,23,24, Ст.38 п 3
25,26,27-56 Ст.43 п 4
59-64 Ст.44 п3
Ст.57
Ст. 58
Ст.59 п 1
4.Практическая работа
Мы с вами убедились в том ,что человек являясь гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 129, обратить внимание обучающихся/Заполнить таблицу:
/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/
Основные
конституционные права Примеры
реализации прав
Личные
Политические
Гражданские
Имущественные
Права, охраняющие жизнь достоинство личности
Национальные
и т.д. Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.
Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.
Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.
Ст.25
Ст. 20-24
Ст. 26
(Слайд 4) /Закончить рекомендуется дома/
5.А сейчас ребята ,я вам покажу небольшой видеоролик
. После просмотра вы мне ответите на вопрос:
-с какой целью я вам показала этот мультфильм?(для того,чтобы стало понятно,что дети также имеют права и родители обязаны окружить своих детей заботой и всем необходимым)
6. Работа с эпиграфами к уроку:
Право существует для пользы человечества. Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
( слайд 5)
7.Рефлексия
Давайте закрепим полученные вами на уроке знания
А)Предложить слабоуспевающим обучающимся следующие карточки:
Согласно Конституции РФ: * признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;* высшей ценностью являются ______________________________________;* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.
Б)Игра «да»-«нет»
Существует вводная часть, где говорится об отношении граждан РФ к государству- Да
В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан -Нет
В Конституции говорится об устройстве и полномочиях органов власти в стране -Да
Конституция принимается после всенародного обсуждения путём голосования граждан России-Да
В Конституцию включены разные законы –Нет
Никто в государстве не имеет право нарушать Конституцию –Да
Конституция всю власть в государстве отдаёт Президенту –Нет
(слайд 6)
В).Напишите эссе на тему: «Для чего нужна Конституция?»
(Если времени не остается Эссе на дом по желанию наиболее подготовленным ученикам)
8.Выставление оценок
- Домашнее задание: п. 12-13, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение(эссе) .(слайд 7)