Доклад на тему Формирование положительной мотивации учащихся через активные методы обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГУ «Енбекская средняя школа - сад»
Доклад:
«Формирование положительной мотивации учащихся через активные формы обучения»
Выполнила: учитель математики
Мамунова Бакытжамал Темирбековна.
а.Енбек 2015-2016 уч. г.
Ученик, который учится без желания, —
это птица без крыльев.Саади
Мой педагогический путь начинается с сентября 2001 года в ГУ «Енбекская средняя школа - сад». Я преподаю математику в 5-11 классах. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Каждый учитель знает , что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
За время своей практики, в процессе наблюдений за учащимися, я увидела, что в каждом классе есть ученики с низким уровнем образованности, у которых нет интереса к учению, многими учащимися теоретический материал усваивается формально, поэтому школьники не могут применить изученное в ситуации, которая даже не значительно отличается от стандартной, работают только по шаблону, дают стабильно низкие результаты ЕНТ .
Возможные причины появления данной проблемы:
нет видимости применения знаний в будущей профессии;
нет контроля, поддержки от семьи;
отрицательное влияние окружения (сверстников);
не соответствующее психическое развитие определенному возрастному периоду.
Я придерживалась традиционной системы преподавания, наравне с традиционными уроками проводила интегрированные , нетрадиционные уроки, такие как : КВН, брейн- ринг, урок- путешествие , эстафеты и др., и видела неподдельный интерес даже у учащихся с низкой учебной мотивацией, но специфика нашего предмета такова, что «играть » каждый урок не получается. Главной задачей для меня стало не только дать учащимся определённый багаж знаний, но и развить у них интерес к учению, чтобы у детей было желание посещать уроки математики и тяга к знаниям. А для этого должна быть мотивация. Чтобы у учеников появилась мотивация, поняла что надо сделать процесс преподавания интересным, увлекательным, а значит что надо сначала поменять свои убеждения, искать пути решения данной проблемы, идти в ногу с временем, так как традиционные уроки стали малоэффективными для современных детей. Учитель уже не является единственным источником знаний, сейчас, в век цифровых технологий многие учащиеся на шаг впереди нас, учителей. Я поняла, что не должна стоять на месте, иначе в организованном мною учебном процессе станет скучно не только мне, но и моим ученикам. Поняла что надо менять методы преподавания, в этом мне помогли курсы 3 (базового ) уровня: переосмыслить все изученное, систематизировать знания и умения, накопленные с опытом, познакомиться с новыми методами и формами преподавания, и самое главное, что теория была подкреплена практикой, все изученное буквально «пропустили » через себя, как бы встали на место детей, начали думать с их позиции.
Достижение успехов в учебе, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, немыслимы без высокого уровня мотивации учения. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции. И эта проблема достаточно актуальна, в системе образования она требует особого внимания.
Что же такое мотивация? Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Двигающая сила учебной мотивации: это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
1.Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Вот некоторые из этих техник: «инсерт», «жигсо», «штурман и пилот» , создание и защита постеров, таблицы ЗХУ, проблемные вопросы. Остановимся на некоторых из них:
«Проблемные вопросы»: начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти , а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Чем вы думаете?» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.
Техника «ЗХУ»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
+
–
?
Я это знал(а)
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал(а)
Я хочу об этом узнать побольше
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
2 .Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
— Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, а можно дать возможность самим придумать тему по изучаемому материалу, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
3.Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности. Здесь нам на помощь приходит формативное оценивание (оценивание обучения), так как формативное оценивание это не конечный результат, а длительный процесс содействующий гуманному обучению ученика. Важно , чтобы дети были всегда в «потоке». (М.Чиксентмихайи).
Используемая литература:
«Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012
«Единство цели», Ш.А. Амонашвили.
3. Ууд «Бишкек»
4. «Формирующее оценивание: оценивание в классе», М. А. Пинская).
это не конечный результат, а длительный процесс содействующий гуманному обучению ученика.