Описание методического семинара «Формы и методы работы школьной библиотеки на примере мероприятий к «Году российского кино»
1слайд: В целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу постановляю провести в 2016 году в РФ Год российского кино». (Президент Российской Федерации Путин В.В.)
2 слайд: Объединить словесные и конкретные образы смог кинематограф. Как и книги, фильмы обладают огромным количеством жанров. Мы можем прочитать и посмотреть комедию и трагедию, мелодраму и исторический роман, фантастику и приключения… Значит, мы, как педагоги – библиотекари, должны использовать этот год, как хорошую возможность пропаганды книги и чтения среди школьников через информирование их о российском кинематографе в целом и просмотр лучших образцов кино.
3 слайд: Педагог-библиотекарь – это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами.
Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке. Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее. (Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря)
4 слайд: Цель: Пропаганда лучших образцов кино и литературы, расширение кругозора обучающихся, формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности в каждом обучающемся– читателе школьной библиотеки.
Задачи:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания;
- формирование нравственной, эстетической, духовной культуры;
- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры межличностных отношений;
- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
5 слайд: «Год российского кино» является необъятным полем для творчества, где основную роль будут играть учреждения культуры и образования - школы, библиотеки, музеи, театры, дома культуры и т.д.
Общая забота школы заключается в том, чтобы в школьной библиотеке каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности... Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать. В «Год российского кино» в этой работе нужно активнее использовать возможности кино: звук, линию, цвет, объем, движение…
6 слайд: Уже много лет использую в работе – оформление информационного стенда. Тематика их была разнообразной: «Цвети, мой край, Башкортостан!», «Моя позиция: я против курения, алкоголя, наркомании!», «О, спорт, ты - мир!», «Культура - великий учитель!», «Лица Победы!», «Литература вечна». В этом году стенд посвящен кино.
Стенд к «Году российского кино» не должен висеть в неизменном виде весь год, нужно постоянно менять в нем информацию (знаменитые режиссеры, лучшие актеры, дети – актеры, новинки кино). А к концу года поместить фотоотчет о проведенных мероприятиях.
Афоризмов и цитат о кино, об актерской игре, о жанрах кино так много, что их обязательно нужно использовать в информационных стендах книжных выставках, плакатах, буклетах, книжных закладках. Есть спорные цитаты на основе которых можно подготовить и провести круглые столы, диспуты. Хотя, перерыв весь интернет, убедилась в сложности их отбора для школьного возраста.
7 слайд: В библиотеке оформлена книжная выставка «На экране - фильм, а у нас - книги!». В выставке использовала кроме книг, такие предметы как пульт от телевизора, голубую ткань (голубой экран), бобины с кинопленкой, видеокассеты, патефон, кинопроектор. Возможно, следующая выставка будет посвящена актерскому мастерству и там можно будет попробовать использовать узнаваемые аксессуары любимых героев кинофильмов.
8 слайд: Школьники, кстати, пока все не покрутили, не потрогали, не успокоились.
9 слайд: После рекомендательной беседы у выставки раздала детям отрезки старой кинопленки, которые некоторое время будут напоминать им о мероприятии.
10 слайд: «Снежная королева», «Спящая красавица», «Варвара-краса длинная коса», «Волшебник Изумрудного города», «Золотой ключик», «Золушка», «Илья Муромец», «Каменный цветок», «Королевство кривых зеркал», «Василиса Прекрасная», «Двенадцать месяцев», «Книга мастеров» - на примере этих книг и фильмов-сказок, снятых по их мотивам, в детях воспитывается доброта, честность, смелость, трудолюбие. Они настоящий кладезь для всей воспитательной работы библиотекаря. Оформила в библиотеке «Сказочный музей», некоторые экспонаты для которого мы сделали совместно с детьми. Рядом со сказочными экспонатами положила книги в которых упоминаются эти вещи или даже герои. Пока оформляла выставку, прошло немало спонтанных рекомендательных бесед по книгам и фильмам.
11 слайд: Некоторые экспонаты для «Сказочного музея» мы сделали совместно с детьми порой, это очень кропотливый труд.
12 слайд: Посетителям всегда рады!
13 слайд: Самодельные книжные закладки ученикам так понравились, что некоторые попросили дать им по 2-3 штуки. Я была только рада этому, но взяла на заметку, что эту форму работы можно будет продолжить и по другим актуальным темам.
14слайд: Предложила детям для чтения замечательную книгу Павла Бажова, затем в школе организовали совместный просмотр фильма - сказки. Обсуждение ждет впереди.
Вот лишь некоторые методические условия, которые нужно учесть при такой форме работы:1. Предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности; 2.Подготовка учеников к восприятию конкретного кинофильма; 3)Обмен впечатлениями после его просмотра; 4)Создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику; 4) Сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.
15 слайд: «Юный возраст – таланту не помеха». Ежегодно, во многих мероприятиях, используются инсценировки литературных произведений или их мотивов: Новый год, Первый звонок, Последний звонок, Неделя детской книги. В нынешнем году запланировали мероприятие в стиле программы «Сам себе режиссер», объединив фильмы викториной, презентацией и т. д.
.
16 -17 слайды: Если ребенок задает вопросы о войне - самое время начать смотреть фильмы про войну: «Девочка из города», «Васек Трубачев и его товарищи», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Помни имя свое», «Иди и смотри» - Конечно же, нужно учесть возраст зрителя! Здесь и тем много и форм мероприятий немало. Обсуждения, читательские конференции, книжные выставки с обязательными рекомендательными беседами - «Остаться человеком на войне», «Хотят ли русские войны?», «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» и т. д. В прошлом году в школе прошел конкурс «Письмо неизвестному солдату», но, чтобы современные дети имели представление о тех годах, нужно показывать фильмы, предлагать для чтения книги по этой теме. Хотя и нет фильма по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №», но он очень подходит для серьезного разговора с подростками об отношении к военным событиям и героям тех лет. Прочтение и обсуждение этого рассказа может служить началом работы в этом направлении. Поможет в работе очень трогательное стихотворение знаменитого российского поэта А.Дементьева «Баллада о матери», где мать увидела навернувшегося с войны сына на экране кино. Эти произведения всегда помогают мне в работе.
18 слайд: «Белый Бим Черное Ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Тропой бескорыстной любви», «Собачий рай», «Весьегонская волчица», «Белый пудель», «Укротительница тигров». По данному направлению самое большое поле деятельности. Дети всех младших и средних классов только и спрашивают книги, журналы о животных… В этом году, однозначно, нужно к традиционным выставкам типа «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Животные в кино, в книгах и вокруг нас», «Усатые, мохнатые, хвостатые, пернатые» и т. д., приурочить просмотр фильмов о животных с последующими викторинами и конкурсами рисунков, поделок из пластилина. Думаю, детям будет интересен конкурс «Самый внимательный кинозритель». Понравилось название для мероприятия, где предполагается знакомство со справочной, научно-популярной литературой и просмотр документального фильма «О животных. Научно, но не скучно».
Здесь уместна цитата - «Обучая ребёнка быть добрым к гусенице – вы приносите пользу и гусенице, и ребёнку».
19 слайд: Актёр и актриса, Бутафор, Гримёр, Декоратор, Звукорежиссёр, Режиссёр-постановщик, Музыкальный редактор, Реквизитор, Костюмер, Сценарист, Хореограф, Художник-гримёр, Художник по костюмам - расскажите об этом «юношам обдумывающим житье». В этом году особое внимание уделяется профориентационной работе. Решили одну тему стенда посвятить профессиям киноиндустрии.
20 слайд: Музыка занимает важную нишу в кино.
Музыка всегда является украшение всех мероприятий, в том числе, и библиотечных. В нашей школе мы запланировали общешкольное мероприятие в марте - апреле. Музыка кино обязательно будет использована, нужно рассказать и о композиторах. Кстати, ритмичную музыку из кино можно использовать и в спортивных мероприятиях, в других конкурсных играх. Такой успешный опыт у нас был осенью с 1-4 классами.
21 слайд: Читаем, выбираем книги после мероприятия.
22 слайд: Киностудия «Башкортостан» создана решением Правительства республики 25 мая 1990 г. на волне суверенизации республики, благодаря усилиям кинорежиссера-документалиста Амира Абдразакова и многих других деятелей кино, которые ранее снимали документальные кинофильмы на базе Башкирского телевидения.
В этом году Фонд Кино выделит субсидии 8 кинозалам в Башкортостане. Это 3 кинозала в Дюртюлях, 2 в Кумертау и залы в Учалах, Белорецке и в Благовещенске. Средства будут выделяться на покупку нового цифрового и звукового оборудования, киноэкранов, системы для 3D-показа, программно-аппаратных средств, кресел. В любом мероприятии рада озвучить эту новость.
23 слайд: Этому «телевизору», мы найдем место в своих литературных вечерах, устных журналах, конкурсах, посвященных «Году российского кино».
24 слайд: Как готовит крупное мероприятие:
1)Определение темы
2) Четко продумать цель, задачи, содержание, возможности и организацию проводимых в рамках «Года российского кино» мероприятий
Понимание, каким должен быть результат (Четкая цель - четкий результат)
3)Четкий сценарий для каждого проводимого мероприятия с распределенными задачами для каждого участника.
4)Яркий формат (удачное название, лозунг, применение необычной атрибутики, сюрпризный момент и другое).
5)Привлечь партнеров (ведь «Год кино» коснется всех)
6)О мероприятии должны узнать все, кому это интересно, кого вы желаете привлечь. ( Объявление, напоминания, буклеты и т. п.)
7)Дополнительный интерес к мероприятию придаст элемент состязательности (заранее продумать конкурсные, домашние задания)
8)Использование современных информационных технологий
9)Не забудьте поблагодарить, поощрить участников, и рассказать о мероприятии (СМИ, коллегам, в соц.сетях, родителям детей, на общешкольной линейке и т. д.)
25 слайд: Использованная литература
26 слайд: Спасибо за внимание!