Сценарий классного часа Дети войны


Сценарий
классного часа "Дети войны"
Подготовила учитель начальных классов Щёголева Елена Владимировна
Цель: Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне
и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День
Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию
интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотическихчувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества
народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания
того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
Вид проекта: Творческо-поисковый
Проблема: Сохранение памяти о великом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны
Задачи проекта:
- Формировать чувство гордости за свой народ и страну.
- Формировать уважительное отношение к старшему поколению.
- Формировать стремление к позитивной самореализации в поведении и основныхвидах деятельности: учебной, трудовой, игровой.
- Формировать у воспитанников представления о труде, как высшей ценности вжизни.
- Развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали: доброты,
справедливости, правдивости, совести целеустремленности.
- Воспитывать чувства чести, достоинства, ответственности.
Планирование работы:
1) Определение последовательности предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, для осуществления поставленных целей и задач.
2) Анализ факторов ускоряющих или замедляющих позитивные процессы развития воспитанников.
3) Диагностика потребности воспитанников.
4) Выбор способов работы с воспитанниками.
Вступление:
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат..Мотивационный настрой: Наш классный час посвящен теме «Дети войны».
Когда я рассказала своему дяде, а он тоже был ребенком военной поры, что буду проводить такой классный час, он собрал мне эту котомку. И сказал, что если мы узнаем о трудностях, которые испытывали дети во время войны, то сможем ответить, почему для 7-летнего мальчишки военной поры содержимое котомки было настоящим сокровищем.
Погружение в тему: А сначала я хочу попросить Вас ребята поразмышлять над вопросом «А могут ли рядом стоять два эти слова: дети и война. Какие ассоциации они у Вас вызывают? Могут ли быть они связаны между собой»
Конечно, вы правы, два эти слова несовместимы. Дети – это радость, смех, игры и веселье, а война – какое страшное разрушительное слово. Сколько ужаса, страха и горя в одном этом слове.
Основная часть: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. И рядом со взрослыми на защиту Родины встали дети. Мальчишки девчонки 1941 года. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности. «За Россию, за народ, за все на свете».
Ученица:
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания мальчики!
Мальчики, поскорей возвращайтесь назад.
Ученик:
Ах, война, что ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали.
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Ученица: Леня Голиков не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет.
Ученик: Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен.2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученица: Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили… Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши и выкрутили руки. Девочку расстреляли январским утром около невысокой сосны.
Ученица:
Ты помни, что когда-то
В густом дыму, в крови
Шли на бой ребята,
Ровесники твои.
Ученик:
Пускай сейчас их нету,
Но только все равно
Их песни недопетые
Допеть нам суждено.
Ученица:
Пускай в сраженье правом
Скосила смерть ребят.
Но все ж на фланге правом
Всегда они стоят.
Ученик: Всегда герои с нами
Стоят в строю одном,
Мы имена их знаем,
В лицо их узнаем.
Нелегче на войне было и детям, оставшимся дома. В тылу дети дежурили на крышах во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, помогали в госпиталях, работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Наравне со взрослыми они пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.
Воспоминания родных Елены Есепенок, Софьи Вернигоровой, Анжелики Аксаментовой, Ксюши Клюкиной.
К сожалению, мы не сможем прослушать все ваши сообщения. Но хочется узнать, что вас больше всего поразило в рассказах ваших родных и знакомых?
Сегодня к нам в гости на классный час пришли гости. Разрешите Вам представить Волосович Нину Егоровну и Дормидонтову Валентину Иосифовну. Они расскажут нам в своем военном детстве.
Спасибо Вам огромное за рассказ. Простите нас за то, что еще раз напомнили Вам о детстве, которого у Вас не было.
Закрепление: А теперь я думаю, мы уже готовы разгадать нашу загадку. Давайте, раскроем котомку и посмотрим, что это за сокровища. Каждой звездочке достается свой предмет и есть минута для подготовки ответа. Какую ценность он имел для ребенка военной поры.
Треугольник, колосок, старая исписанная газета, мерзлая картошка, кусочек хлеба.
Особое слово хочется сказать о хлебе.
Хлебушек - так ласково его называл во все времена русский народ.
Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а половину из клейстера, отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек 125 граммов спас жизни многих жителей блокадного Ленинграда. Поэтесса-блокадница Ольга Бернтгольц писала:
Очередь длинна.
Стою с другими.
Только до весов добраться мне б.
На тарелке легонькие гири,
На другой такой тяжелый хлеб.
Хлеб…
Он умещался на ладошке.
И покуда ты идешь домой,
С этой пайки
Оберешь все крошки
Да чуть-чуть отломишь
От самой.
Нас, ребят,
Бомбежки не будили.
Но мы знали все –
Идет война!
«Наша дело правое», -
Твердили,
Словно песню,
Как и вся страна.
Женщины хвалили нас:
«Родные, дружно собирайте колоски.
Победим –
Не только что ржаные,
Белые спечем вам колобки».
Дети войны ребячьи наши годы –
Сумки с хлебом,
Рваные пимы.
Преодолевали все невзгоды
Наравне со взрослыми
И мы.
Итог: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Дети военной поры! Самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Откуда они брали такие силы. Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И пока еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Дети Войны – дети, не знавшие детства живут рядом с нами. Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого классного часа. Чем сейчас мы можем помочь им, как вернуть наш долг?
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Итог классного часа.
Что нового узнали? О чем вы хотели бы еще узнать? Какие книги хотите прочитать? Заключение.
Учащиеся читают стихотворения С.Маршака и В.Берестова.
Разговор с внуком
С.МаршакПозвал я внука со двора
К открытому окну:
- Во что идет у вас игра?
- В подводную войну!
- В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает:
Дед, а как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
Мирная считалка
В. Берестов
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
(из Мориса Карема)
Спасибо за внимание! С праздником! С Днем Победы!
Интернет-ресурсы.
http://www.dayudm.ru/article.php?id=3121 – ОТДАЛИ ВСЕ БЕЗ ОСТАТКА, воспоминания людей, которые были детьми в годы войны. http://www.rojdestvo.ru/foto_voenpesnya07.shtml – фото
http://www.stvov.land.ru/child.html – забота о детях-сиротах на Ставрополье и Северном Кавказе
http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm – дети в период ВОВ
http://www.sergiev-posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.world-war.ru/cat_index_130.html – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне
CD «От Кремля до Рейхстага»