Внеклассное мероприятие по обществознанию и праву

Сценарий составлен педагогом – библиотекарем С.А. Шилильо.
Игра
«Хочу быть президентом»
для учащихся 10-11 –х классов
(в рамках правовой недели в школе)

Цель мероприятия: формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественной политической жизни страны.
Задачи мероприятия:
повысить значимость выборов в глазах будущих избирателей;
вызвать интерес у учащихся в дополнительном изучении правовой литературы;
повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Форма мероприятия: правовая игра.

Участники мероприятия: ученики 10 – 11-х классов.

Ведущий- Шилильо С.А., правовед- преподаватель обществознания и права.

Оборудование: оформленный зал для проведения игры (компьютер, проектор, электронная презентация, книжная выставка, большой плакат в виде экрана TV c надписью «Хочу стать президентом», плакаты с российской символикой, фон – песня «Единая России» в исполнении О. Газманова, урна, жетоны для голосования разного цвета, задания, грамоты, приз для награждения. Изготовление избирательных бюллетеней, информационные листы о кандидатах, о выборах.

Домашнее задание:
подготовить программу кандидата по развитию Няндомского района.
Условие – не больше 5 пунктов( Кратко излагают и раскрывают организационную структуру, принципы деятельности и т.д.).

1-й этап: -выбор кандидатов (по 2 чел. от класса, кандидатов выбирают учащиеся класса методом голосования), кандидаты готовят домашнее задание, предвыборную рекламу. У каждого кандидата – доверенное лицо (ученик или учитель) для представления кандидата (представление подготовить, можно рекламный ролик).


Жюри. Избирательная комиссия – представить.
Ход мероприятия - 2 этап

Ведущий:
Уважаемые старшеклассники, граждане России, будущие избиратели! Мы приветствуем вас на правовой игре под названием «Хочу быть президентом», которая посвящается Дню Конституции и проходит в рамках правовой недели в школе. Сегодня мы играем, а может, завтра для кого-то игра станет явью.
«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империи зависят от воспитания молодежи». Эти слова Аристотеля не потеряли своей значимости и в настоящее время. Молодежь - это будущее. С вами связаны надежды любого государства и общества, а выборы – это индикатор гражданской позиции молодежи, ее отношение к демократии и народовластию, к будущему страны, выражение доверия к российской избирательной системе.
- Мы все, - за ход истории в ответе! Вы, Молодежь - хозяева Планеты! Пусть эти слова станут эпиграфом сегодняшнего мероприятия.
На 1 этапе игры ребята выдвинули кандидатуры своих одноклассников, и в нашу избирательную комиссию поступили заявления с просьбой зарегистрировать их кандидатуру на должность президента от следующих граждан
Представление избирательной комиссии.

1 тур - Представление кандидатов.
Выходят на трибуну:
а) представляет «доверенное лицо» - кл. руководитель, учитель или ученик.
б) «рекламный ролик» или стихотворение о кандидате.
Жюри оценивает только представление «доверенного лица».

Ведущий: Мы познакомились с кандидатами на должность президента, все сидящие в зале (электорат) в конце игры смогут проголосовать за любого из наших сегодняшних кандидатов, и таким образом мы определим победителя.
Слушайте, смотрите, оценивайте.
Начинаем президентские гонки.
Все желают видеть на месте президента человека умного, образованного, интеллигентного, умеющего решать все поставленные задачи. Если задать вопрос: «Кто такой президент?», то не каждый из вас ответит на него сразу и в полном объеме, так как эта должность включает в себя огромный спектр деятельности. Мы думаем, что наша правовая игра поможет вам разобраться в этом. Выполняя задания в ходе игры, вы получите более полное представление о должности президента.
И мы объявляем II тур.
2 тур Политическая терминология
Я вам - определение, вы мне – ответ одним словом. Право ответа получит тот, кто первый поднимет сигнальную карточку. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами - политика;
Система установленных государством норм и правил поведения - право;
Народное правление, осуществляемое народом ради народа -
демократия;
Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству - монархия;
Всенародное голосование - референдум;
Уважение мнения других, терпимость. (Человек, уважающий мнение других, терпимый человек) - толерантность;
Политическое господство - власть;
Основной институт политической системы общества - государство;
Все избиратели - электорат;
Политическая организация, борющаяся за власть или участие в её осуществлении - политическая партия.
Отстранение от должности президента – импичмент.
Ежегодное обращение президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики – послание президента.
Система рабочих органов, призванная содействовать президенту в осуществлении его полномочий – администрация президента.

Жюри подводит первые итоги.

3 тур - Конституция - Основной Закон государства

Итак, главный закон нашей жизни – Конституция РФ. Слово «конституция» в переводе латыни означает «устройство, установление». Очень точное определение. Конституция именно «устраивает» и «устанавливает» - каким быть государству, какие права, свободы и обязанности есть у каждого из его граждан, она определяет основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства. Конституцию можно сравнить с прочным фундаментом, на котором строится и стоит наш с вами общий дом – Российская Федерация. Еще Конституцию принято называть Основным законом государства. Почему? Все другие законы, принимаемые в стране, должны соответствовать Конституции и не противоречить ей. Конституция – самый главный закон, «закон законов».
А сейчас проверим знания наших кандидатов Основного Закона государства.
Задания напечатаны на карточках, каждый кандидат берёт три карточки, т.е. должен ответить на три вопроса, если на вопрос ответ не дан, то он «уходит» к электорату, а ответивший на вопрос 0,5 балла отдаёт любому кандидату.
Вопросы:
1. Когда принята ныне действующая Конституция РФ? -12 декабря 1993 года;
2. Каким способом принята Конституция РФ? - референдумом;
3. Каков вид КРФ? - Конституция власти, конституция человека.
4. Чем была вызвана необходимость принятия КРФ? - изменением экономической и политической основы общества;
5. Что должна была дать новая Конституция российскому обществу?- стабильность;
6. Главное достоинство КРФ? - широкий круг прав и свобод граждан;
7. Главный недостаток КРФ? - широкий круг полномочий президента;
8. Как называется парламент в России? - Федеральное собрание;
9. Из каких двух палат состоит Российский парламент? - Совет Федераций и Государственная Дума;
10.Количество депутатов Государственной Думы?- 450;
11.Кто согласно КРФ может быть президентом РФ? - 35 лет, 10 лет в России;
12.Сформулируйте 1-ю статью КРФ - Россия есть федеральное демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

Ведущий: Россия всегда, во все времена уважает правителей, которые быстро решают все проблемы, умеют с ходу ответить на любой поставленный вопрос. И я объявляю 4 тур.

4- тур- Конкурс –«Всем браво, кто знает право» – тестовая работа

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа. Каждый правильный ответ-1 балл.
Пока кандидаты отвечают на вопросы мы проверим знания у присутствующего здесь электората.
1. Что из нижеперечисленного – юридический факт, который является результатом волевого поведения человека?
а) наводнение
б) рождение человека
в) регистрация брака
г)наступление 16-летнего возраста


2. Субъектами РФ являются:
а) Московская область
б) Пермская область
в) Ставропольская область
г) Еврейская автономная область
3. Конвенция о защите прав ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в:
а) 1987 г.
б) 1989 г.
в) 1991 г.
г) 1995 г.
4. Амнистия может быть объявлена:
а) Президентом РФ
б) Правительством РФ
в) Государственной Думой
г) Советом Федерации
5. Для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих во время каникул, продолжительность рабочего времени не может превышать:
а) 12 часов в неделю
б) 18 часов в неделю
в) 24 часа в неделю
г) 36 часов в неделю
6. Назначение выборов Президента РФ относится к ведению:
а) Государственной Думы
б) Совета Федерации
в) Конституционного Суда
г) Центральной избирательной комиссии
7. Что является признаком любого государства?
а) взимание налогов и сборов
б) демократический режим
в) разделение властей
г) федеративное устройство
8. К какой ветви государственной власти относится должность Президента РФ?
а) законодательной
б) исполнительной
в) не входит в систему власти
9. По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является
а) Верховный суд
б) Президент РФ
в) народ
г) Председатель Правительства РФ


10. К гражданским (личным) правам человека относится право:
а) на жилище
б) на судебную защиту чести и достоинства
в) на социальное обеспечение по возрасту
г) на образование

Жюри подводит итоги.
Ведущий:
Ещё в Древней Греции одним из главных учебных предметов была риторика - ораторское искусство. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] правильной, убеждающей. Оратор обращается к народу с ораторской речью с целью не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности, убеждения или каких-либо побудительных действий. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для своих слушателей, аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей. Сейчас, уважаемые кандидаты, вам предстоит отстоять свою точку зрения в дебатах по вопросу

5 -тур – Политические дебаты – Лапшина И.Л.
Тема: «Права и обязанности подростков». Высший балл - 5.

Ведущий:
Ещё Пётр I запретил выступать по «бумажкам». Кто ответит «почему?», принесёт кандидату - 1 балл.
(«Дабы дурь каждого видна была»)

Жюри подводит итоги

6- тур Выступление перед иностранными журналистами

Ведущий:
Для вас, уважаемые кандидаты, только начинается жизнь, и вы имеете все возможности для того, чтобы приобрести сведения обо всем необходимом. Главное найдете вы в решимости и сильном желании быть людьми образованными. Знание иностранных языков издавна считалось неотъемлемым признаком высокой культуры. Многие исторические деятели, дипломаты и полководцы в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Мало кто знает, что Богдан Хмельницкий владел пятью языками. Императрица Екатерина II, кроме родного немецкого и русского, в совершенстве владела еще тремя языками.
Немало полиглотов было среди ученых и писателей. Александр Грибоедов с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким.
Знание иностранных языков сегодня - необходимое условие для достижения успешной карьеры.
А владение несколькими иностранными языками Президенту тоже не помешает. Наоборот, окажется очень полезным. Ведь тогда Президент, встречаясь с главами других государств, сможет беседовать с ними один на один, безо всякого переводчика, будет лучше понимать их, а они его. Президент Рф В.В. Путин владеет немецким языком и свободно на нем изъясняется.
Сейчас я предлагаю вам рассказать о России на иностранном языке (немецкий, английский), имея у себя текст.

7- тур «Эрудиты»
Эрудит - человек, обладающий глубокими и обширными познаниями. Он вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету. Известный итальянский поэт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был эрудитом: он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Среди наибольших древнеримских эрудитов был [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист сэр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Нельзя не сказать и о современных эрудитах. Взять для примера можно членов известного клуба знатоков «Что? Где? Когда?».
Нельзя не отметить эрудированность и отличные познания в различных отраслях знаний Президента РФ В.В. Путина. А насколько эрудированны вы, уважаемые кандидаты, мы сейчас узнаем.

1. Русская деревянная игрушка «два в одном» (Матрешка)
2. В каком произведении А.С. Пушкина стоит эпиграф: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»)
3. Как называли в Древней Руси бродячего артиста?
(Скоморох)
4. Назовите самую крупную авиакомпанию мира.
(Аэрофлот)
5. На каком языке написан «Капитал» К. Маркса? (На немецком)
6. Умеют ли слоны плавать?
(Да, очень хорошо)
7. Назовите науку о строении Земли.
(Геология)
8. Глава государства в Японии? (Император)
9. Их на небе 88. (Созвездия)
10. Настоящая фамилия писателя Александр Гриневский, а псевдоним?
(А. Грин)
11. Какая из двух стран находится к России ближе Англия или США?
(США)
12. Самое глубокое озеро в России? (Байкал)
13. В какой стране изобрели бумагу? (в Китае)
14. Какой строительный материал нередко используют и медики? (Гипс)
15. Он образуется в раковинах различных моллюсков - (Жемчуг)
16. Назовите автора романа «Три мушкетера» (А. Дюма)
17. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
18. Назовите столицу Норвегии (Осло)
19. Назовите год рождения А.С. Пушкина (1799)
20. Назовите самую раскупаемую книгу в мире (Библия)

Жюри подводит итоги перед последним конкурсом.

8 тур- Программа «кандидата» (Домашнее задание)
Уважаемые кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, вы, должны были подготовить программу кандидата на пост Президента. Но мы предложили вам подготовить программу развития не в столь глобальном масштабе, а для нашего Няндомского района. Что у вас получилось, мы сейчас узнаем.
Условие - не больше 8 пунктов.


9 тур «Гимн»
Слово «гимн» в переводе с древнегреческого означает «торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что - либо. Так же, как герб и флаг, гимн является главным государственным символом. В его величавом торжественном звучании выражается верность Отчизне и любовь к ней. Мелодия гимна находит отклик в сердцах людей, рождает ощущение единства и чувство гордости за свою страну.
Так как мы с вами граждане одной страны- России, предлагаем вам правильно собрать карточки со словами гимна РФ.

Заключительное слово
Ведущий: В своем заключительном слове я хочу привести цитату из «Руководство для молодых людей назначающих себя к торговым делам» Санкт-Петербург, в типографии К.И.Жернакова, 1847
«Словом, имейте только охоту, и вы сами удивитесь успехам своим на пути знания и добра. Не тратьте времени на пустые занятия, не поддавайтесь величайшему врагу человека лености, и вы будете всегда исправно исполнять свои обязанности к хозяину, и сверх того у вас будет досуг для обогащения ума и памяти полезными знаниями и сведениями.
В школе положено только основание вашей образованности. От вас зависит усовершенствовать ее, или забыть и все то, что вы уже знаете сколько-нибудь. Последнее было бы величайшею потерею для вас, и виновною неблагодарностью к вашим благодетелям, которые до сих пор заботились о вашем воспитании.
Мы уверены, напротив, что вы последуете нашему благому совету, и употребите все свободные минуты па усовершенствование своего ума и сердца полезными знаниями».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пока жюри подводит итоги, просим электорат проголосовать за понравившегося кандидата.
Оглашение результатов. Награждение.


















ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для зрителей

1. Официальное название нашего государства -(Российская Федерация)

2. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет)

3. Выборы депутатов парламента проходят через каждые (4 года)

4. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее (10 лет)

5. Количество депутатов в Государственной Думе РФ (450)

6. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах
(суверенитет)

7. Имеет ли право человек с двойным гражданством голосовать? (Да)

8. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?
( 35 лет)

9. В каком году в Российской Федерации был введён институт Президента?
(1991)

10. Первый Президент РФ (Б.Н. Ельцин)


1. Гражданин Российской Федерации может быть лишён гражданства
при переезде на постоянное места жительства за границу;
при получении гражданства другого государства;
не может быть лишён своего гражданства.
2. В Российской Федерации
отдаётся предпочтение государственной собственности;
признаётся, главным образом, частная собственность;
признаётся и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности.
3. Государственную власть в РФ осуществляет
Президент РФ;
Федеральное собрание РФ;
Правительство РФ;
суды РФ.
4. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности
с 16 лет;
с 18 лет;
с 21 года.
5. Территория РФ включает в себя
территории субъектов РФ;
внутренние воды;
воздушное пространство над нами;
космическое пространство над территорией РФ.
6. В Совет Федерации от каждого субъекта Федерации входят
по 1 представителю;
по 2 представителя;
по 3 представителя.
7. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший
18 лет;
21 года;
30 лет.
8. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает
Президент РФ;
председатель бывшей Государственной Думы;
старейший по возрасту депутат.
9. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет
Правительство РФ;
председатель Совета Федерации;
Счётная палата РФ.
10.Федеральный закон принимается Государственной Думой, если за него проголосовало
50% от общего числа;
более 50% от общего числа;
75% от общего числа.
11.Исполнительную власть в РФ осуществляет
Правительство РФ;
Государственная Дума РФ;
Совет Федерации РФ.
12.Государственным языком РФ является
только русский язык;
национальный язык республик Федерации;
государственный язык республики может употребляться наряду с русским языком.
13.Путём всенародного голосования избирается
Президент РФ;
депутаты Государственной Думы;
председатель Правительства РФ.
14.Президент РФ издаёт
законы;
указы;
постановления;
распоряжения.
15. В случае отставки Президента РФ следующие выборы должны состояться
немедленно;
не позднее 3-х месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий;
не позднее 6-ти месяцев
16. Правительственным и законодательным органом РФ является
Правительство РФ;
Федеральное Собрание РФ;
суды РФ.
17. Правительство РФ состоит из(назвать правильные варианты)
Президент РФ;
Председатель правительства;
Председатель Государственной Думы;
заместитель Председателя правительства;
федеральные министры.
18. Население территории решает вопросы местного значения
через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
через обращение к депутату Государственной Думы;
через органы местного самоуправления.
19. Субъектом РФ является (назвать правильные ответов)
Московская область;
Москва;
Чукотский автономный округ;
город Архангельск;
Ленинградская область;
Санкт - Петербург;
Магаданская область
город Пермь.
20. Высшим непосредственным выражением власти народа является
референдум и свободные выборы;
право быть избранным на любую должность в органы государственной власти;
Парламент РФ.
21. Что такое активное избирательное право?
право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
право избирать в представительные органы власти местного самоуправления вплоть до Президента страны;
право не участвовать в голосовании.
22. Вас нет в списках для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать вам бюллетень?
нет;
да;
это зависит от лояльности председателя участковой комиссии.
23. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?
возьмете его паспорт;
попросите его написать доверенность;
объясните, что это невозможно.
24. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
двойное гражданство;
признание судом недееспособным;
долгое пребывание за границей;
нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда;
необразованность.


Литература

1. Безрукова И.Г. Глобус под лупой: Интеллектуально - познавательная игра для старшеклассников /И.Г. Безрукова //Читаем, учимся, играем.-
1. Конституция Российской Федерации: Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ.- 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт, 2000.- 200с.
2. Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 класса общеобразоват. учрежд. /А.Ф. Никитин.- М.: Просвещение, 1998.- 193с.
3. Юридический энциклопедический словарь /Глав. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-559с.








13PAGE 15


13PAGE 14815