Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Романтика летних путешествий и приключений. К.Г. Паустовский «Кот- ворюга»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Романтика летних путешествий и приключений.
К.Г. Паустовский «Кот- ворюга»
Цель: 1.Учить дифференцированной работе с текстом.
2.Развивать навыки чтения, работы с текстом. Пересказа, восприимчивость к звучащему слову.
3.Воспитывать гуманное отношение к животным смелость и выразительность во время выступлений перед публикой.
Ход урока.
1.Организационный момент. ( Гимнастика для мозга Пола Деннисона)
Звучит музыка.
-Как обычно, начинаем наш урок специальным упражнением, которое поможет настроится на продуктивную работу.
Сядьте прямо. Слегка наклоните голову и медленно делайте подбородком круговые движения над грудью. Сначала по часовой стрелке. Потом против. Дышите спокойно и размеренно. Выпрямитесь и начинайте медленно склонять голову строго вправо, не позволяя ей наклониться ни вперёд, ни назад. Верните голову в исходное положение. И снова отклоните до предела вправо. Выпрямитесь и начинайте медленно склонять строго влево. Верните голову в исходное положение и снова отклоните до предела влево.
( Это упражнение успокаивает центральную нервную систему, улучшает настроение и речевые функции).
2.Дыхательное упражнение
-Положите руки на живот. Медленно и глубоко вдохните так, чтобы руки приподнялись. Выдыхайте короткими резкими выдохами.
3.Самомассаж.
-Поглаживание ладонями от середины лба к вискам.
-Лёгкое поколачивание подушечками пальцев поверхности лба от центра к вискам, верхней губы, нижней губы, подбородка.( от середины в левую и правую стороны)
4.Артикуляционная гимнастика.
-Возьмите зеркальце.
а) тренировка мышц нижней челюсти.
-Выполняем движения нижней челюстью: вперёд, вниз, вправо, влево, вернуться в исходное положение.
-Имитируем жевание с открытым ртом, с закрытым ртом.
Как правильно жевать за столом?
б) Тренировка приротной области.
-Дудочка – улыбка (улыбнулись друг другу)
-Выдуваем воздух из уголков рта, поочерёдно
-Надуваем щёки и расслабляем.
в) тренировка мышц языка.
Упражнение «Индюк».Водим широким языком по верхней губе из стороны в сторону, сначала медленно, затем быстро, добавляя голос.
г) тренировка мышц гортани и мягкого нёба.
- Имитируем полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой.
- Проглатываем «воду» маленькими порциями.
(Выключается музыка)
5.Интонационные упражнения.
а) При произнесении гласных звуков воспроизводите удивлённый вопрос-недоумение и ответный возглас.
б) Работаем со скороговоркой. У кота не усы ,не усики, а усищи.
-Читаем медленно, шёпотом, чётко проговаривая все звуки (несколько раз)
-Произнесём скороговорку в движении от шёпота до крика, приседая и поднимаясь на носочки.

-Прочитать с разной интонацией:
Кротость- покорность. Смирение
Обида
Требование - выраженное в решительной, категоричной форме просьба, распоряжение.
Вопрос
Ответ
Равнодушие
Юмор
Грусть
Агрессия- открытая неприязнь, вызывающая враждебность.
6.Художественное чтение стихотворения М.Лермонтова «Вторая речь Демосфена»
Внимание, плавно вдохнём.
Вширь разведём плечи.
Я чувствую с каждым днём
Улучшение речи.
Радость свою я нашёл
Радость моя велика
Я говорю хорошо.
Речь моя легка.
Всё, что хочу я сказать,
Я до конца говорю.
Смело при этом в глаза
В чужие глаза я смотрю.
Мой речевой аппарат
Так хорошо укреплён
Работает как автомат
Точно и мерно он.
Жизни хочу я дарить.
Мой лозунг – всегда готов,
Всегда готов говорить!
_Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и продолжаем знакомство с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.
Внимательно посмотрите на доску. Кто из вас найдёт название рассказа , над которым нам предстоит работать на уроке.
-Правильно, рассказ называется «Кот-ворюга»... Как вы думаете, кто главный герой рассказа ?
-Да, К.Паустовский говорит от своего имени, а главный герой рассказа – кот.
7. Групповые задания перед чтение текста.
-У каждой группы на столе лежат задания. Прочитайте их. Вооружитесь карандашами и по ходу чтения делайте нужные пометки в тексте.
1 группа- В толковом словаре найдите значение непонятных слов, встречающихся в рассказе.
2 группа- Найдите в рассказе описание кота и составьте «устный портрет» кота-ворюги.
3 группа-Нарисовать кота на основе его описания в рассказе.
4 группа - Найдите в тексте описание дома, в котором жил писатель. Пересказ близко к тексту.
5 группа- Найдите в тексте рассказа самые смешные эпизоды.
8.Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.
-А теперь приступайте к выполнению заданий.
9.Самостоятельное перечитывание рассказа и выполнение заданий.
10. Беседа по прочитанному тексту.(Установка на работу. Внимательно слушаем ответы товарищей)
- Какие слова в рассказе были непонятны?(ответ учащихся 1 группы)
Чулан- помещение в доме, служащее кладовой
Кукан-диалектное слово, употребляется на Севере.
Грабёж-открытое похищение чужого имущества
Тесовая крыша- тёс-тонкие доски из древесины хвойных пород.
Плотица-небольшая пресноводная рыба, семейства карповых.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного
Припадок – сильное и резкое проявление какого-нибудь чувства.
- кто главный герой рассказа?
-Почему кот назван «ворюгой»? Найдите в тексте.
-Почему К.Паустовский назвал кота «бродягой»? (бездомный)
-Как писатель описывает кота в разных частях рассказа? (ответ 2 группы)
-А теперь посмотрим, каким его себе представили ребята 3 группы.
- Какие чувства вызывает у вас поведение кота в начале рассказа?
На доске: негодование – возмущение, жажда справедливого наказания
Удивление
-Где происходят события, описанные в рассказе?(описание дома, подробный пересказ 4 группа)
-Кто поймал кота? (пересказ)
-Как вел себя кот, когда его поймали? (выборочное чтение)
-Какие чувства теперь вызывает у вас поведение и внешний вид кота?( сочувствие)
-Как решили поступить с котом? (выборочное чтение)
-Почему сытный ужин изменил, казалось бы, неисправимого кота?
-Какую простую истину должны мы понять, прочитав этот рассказ? (воспитание от противного)
Вывод: Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных жестокости и побоев изменили его: ужас сменился настороженностью. А потом- доверчивостью.
-Ребята, как вы думаете, какой это рассказ?(юмористический)
-Прочитайте самые смешные эпизоды рассказа( группа 5)
-Мы познакомились с двумя рассказами К Паустовского. Каким вам представляется автор этих рассказов? ( добрый, отзывчивый, чуткий, способный в обыденном увидеть необыкновенное)
Вывод: К. Паустовский хотел сформировать в читателях высокую культуру доброты. Любви к окружающему миру, чувства родства и готовности в любой момент прийти на помощь. Каким бы маленьким и незначительным не показался на первый взгляд, нуждающийся в этой помощи.
11.Творческое задание. Выставка работ. (Проверка домашнего задания)
-У многих из вас дома или в деревне есть домашние животные, которые живут рядом с вами, за которыми вы ухаживаете. Дома вы нарисовали своих питомцев и написали маленькие рассказы, объединенные общей темой «Добро в твоём сердце» (о взаимоотношениях животных и человека).
Я прочитала ваши рассказы и мне они очень понравились. Я хочу прочитать вам некоторые из них. Я прошу не огорчаться тех .рассказы которых мы не услышим. Успех к вам обязательно придёт.
Чтение стихотворения М.Лермонтова «Успех»
Когда лицо покрыто потом.
А финишу не наступил черёд,
Не унывай и продолжай работать.
И твёрдо верь, успех к тебе придёт
И не вини ни помыслом , ни словом,
Судьбу невиноватую ни в чём.
Не будет выходить , пытайся снова.
Опять не выйдет, начинай ещё.
Но если ты жалеть начнёшь,
Что много напрасно потрачено труда,
Успех уйдёт, забыв к тебе дорогу,
А может так случиться- навсегда!

12.Итог урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание.

-Спасибо .ребята, за работу на уроке.