Конспект урока литературного чтения в 3 классе: К.Паустовский Кот Ворюга
План-конспект урока
Тема урока: Рассказ К.Паустовского «Кот Ворюга»
(урок №1 по данному произведению)
Преподаватель: Виноградова Наталья Алексеевна
Место работы: МБОУ СОШ №2 г.Первоуральск
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
3 – класс УМК «Школа 2100»
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Задачи: познакомить с рассказом К.Паустовского «Кот Ворюга»; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку);
развивать интерес к чтению, умение объяснять своё отношение к прочитанному, выявлять авторское отношение, развивать любознательность, творческие способности, учиться находить в тексте олицетворения, сравнения, юмор, развивать навык слушания, анализа текста по вопросам; воспитывать доброту силой художественного слова; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества
Оборудование:
-мультимедиапроектор, компьютер, экран;
- портрет К.Паустовского;
- словарь синонимов;
- сигнальные кружки.
Использование технологий: здоровьесберегающие, ИКТ, продуктивного чтения
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
(технология оценивания учебных успехов)
I.Актуализация знаний Проверка домашнего задания (пересказ рассказа Б.Емельянова«Игра» цепочкой)
Поприветствуйте друг друга. Пожелаем удачного урока. Как вы думаете, как приветствуют друг друга кошки? Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя и самостоятельно; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Введение в тему урока Работа над скороговоркой
Черной ночью черный кот Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!
Работа с текстом до чтения.
Прочитайте название рассказа на доске.
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор? Что означает слово «ворюга»?
Работа с ключевыми словами (кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож).
- Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?
Работа с иллюстрацией.
- Какой здесь кот? (глаза, поза, как думаете, почему)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.
III. Развитие умений. Работа с текстом рассказа Работа с текстом во время чтения (прослушивание аудиозаписи «Кот-ворюга»)
- Верны ли были наши предположения?
- Почему вы смеялись, слушая рассказ?
Работа в группах со словарем синонимов (найти синонимы к словам: 1 группа – бесстрашие; 2 группа – отчаяние; 3 группа – опасаться; 4 группа – цепляться) Слайд 1.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, ключевых слов.
Комментированное чтение (дети читают цепочкой по 1 предложению. По ходу чтения комментарии, пояснения учителя с детьми, ведется диалог с автором (включен в учебник)
Работа с текстом после чтения.
- Что мы узнали о коте? Как удалось установить, как выглядел кот? Работа в группах: исследовать текст до переломного момента «Кот ждал, зажмурив глаза…»
1 группа – внешний вид
2 группа – действия и поступки. Обе группы – авторская оценка. Выступления представителей групп, оценивание.
Чтение до конца, выборочное чтение.
- Произошли ли изменения в характере кота? - Что способствовало этому?
- Каким кот стал в конце рассказа?
- Почему?
- Какой можем сделать вывод? Личностные УУД: развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
IV. Итог урока. Рефлексия - Смогли ли мы с вами решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
- Какова главная мысль рассказа?
- Как она соотносится с высказываниями Ю.Мориц «Собака бывает кусачей только от жизни собачей» и А. де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
- Какие виды работа понравились? Какая группа была самая активная? Интересная? Содержательная?
- Сигнальными кружками оцените свою работу на уроке. А ваше настроение?
Домашнее задание: выразительно читать понравившийся отрывок (по выбору); нарисовать кота в начале рассказа и в конце.