Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста .
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста .
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению и т.д.Именно поэтому первостепенным в моей педагогической деятельности стало эмоционально-чувственное развитие ребенка. Ведь если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения со сверстниками и взрослыми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме .Представляю вам свой опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС под углом развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Учитывая основные характеристики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г. А. Ковалёва, Ю. С. Мануйлова, Н. Е. Шурковой, В. Я. Ясвина за основу взяла следующую компонентную структуру эмоционально развивающей среды группы :
- отношения между участниками совместной жизни- т. е. эмоционально- поддерживающий компонент среды;
- режимные моменты, организующие процесс пребывания ребёнка в группе детского сада- т. е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
-внешняя обстановка ( цветовое решение, удобство мебели и пр.)- т. е. эмоционально- настраивающий компонент среды;
- организация занятости детей- игры, занятия. Сюрпризные моменты- т. е. эмоционально-активизирующий компонент среды
-и, наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности, однако рекомендовано психологами и медиками- проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально- тренирующий компонент среды.
Основная цель моей работы: формирование эмоционально благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущения самоценности и ценности другого человека.
Отклонения в эмоциональном развитии могут повлечь за собой определённые негативные проявления во всех сферах жизни ребёнка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно- творческой деятельности. Непродуктивную поведенческую тактику.
К 6 годам, когда для большинства современных детей период дошкольного детства завершается, должна быть выполнена одна из основных задач взрослых- заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формировании личности ребёнка. Иными словами, к этому возрасту дошкольник должен:
естественно( безболезненно) пройти фазы своего развития, преодолевая закономерные возрастные трудности
научится испытывать чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
реализовать свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц;
обладать устойчивым чувством «Я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в т. ч. Своих притязаний и возможностей;
быть способным к самопереживанию;
не проявлять выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
быть контактным и общительным, стремиться к взаимодействию со сверстниками на равны.
В соответствии с поставленной целью, формируем следующие задачи:
1 коррекционного уровня:
создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера;
переживание положительных эмоций, связанных с понятием, поддержкой и взаимопомощью в группе
2профилактического уровня:
формирование просоциального поведения;
научение детей способам самораскрытия и самопомощи через игры, движение…
научение детей некоторым приёмом и способам релаксации;
формирование эмпатии и доверия к людям
3 развивающего уровня:
дать детям понятия об эмоциях;
распознавание и вербализация собственных эмоций, их принятия;
обучение управлению широким спектром своих эмоций и чувств;
распознавание эмоциональных проявлений других людей по различным признакам;
обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства
А средством выполнения поставленных задач является эмоционально- развивающая среда.
Итогом своей работы хотелось бы видеть изменения в личности ребёнка:
он умеет интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;
умеет самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребёнка и для социума;
ребёнок взаимодействует с окружающим миром в позитиве и благополучии.
Работу по изучению и коррекции эмоционального интеллекта у старших дошкольников проводила поэтапно.
1 этап На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме, ознакомление и отбор методик для выявления негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Так же на данном этапе я провела диагностику и подвела результаты первичного диагностирования.
2 этап Основной. Создание эмоциональной среды для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
3 этап Заключительный. Предусматривает повторное диагностирование и сравнение с результатами диагностического обследования 1 этапа.
Работу провожу в старшей группе ( 25 человек) . Работа с детьми организуется по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Помимо воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с детьми работают психолог, логопед. Воспитанники моей группы посещают занятия в бассейне детского сада.
В связи с задачами, поставленными в моей работе, мною были выбраны следующие аспекты диагностики и соответствующие им методы.
1.Исследование коммуникативного поведения. Использование метода наблюдения. Оценивались некоторые индивидуальные особенности старших дошкольников. На основании поведенческих реакций наиболее часто встречающихся на занятиях, в свободной деятельности и в повседневном общении, подвижности нервных процессов.
2. Социометрическое исследование группы, направленное на выявление нарушения общения через анализ социометрических связей и статуса каждого ребёнка.(Разработана педагогом- психологом А. Ленок) Ведь эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
3. Методика изучения понимания и осознания эмоционального состояния других людей и свое собственное.(Разработана Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.)
4. Изучение выразительности речи.( Разработана педагогом психологом А. Ленок, г.Москва.)
Результаты первичного исследования.
1. Исследование коммуникативного поведения.
В группе у большей части детей были выявлены серьёзные нарушения коммуникативного поведения. После окончания наблюдения, представлены результаты выраженности нарушенных эмоциональных состояний: инфантильная агрессивность, сверхактивность, обособленность, страх, трудности в обучении, агрессивное поведение, пассивно- агрессивное поведение.
При наблюдении за детьми в процессе проведения занятий я могу отметить, что почти все дети имеют трудности. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, сердито смотрят на окружающих.( Диана , Ангелина)
Анализируя результаты можно отметить, что агрессивное поведение сочетается со сверх активностью и страхом- это значит, что в любой момент в поведении детей может возникнуть признак непредсказуемость поведения.
Выбранный мной метод наблюдения, является неотъемлемой процедурой выявления особенностей эмоционального состояния.
( См. Прил. 1)
2 Социометрическое исследование явилось основным для выявления общения. Было отмечено:
Лидеры ( 5 и более выб.)-1 человек; «предпочитаемые» ( 3-5 выб)-2 человека; «принятые» (1-2 выб.)-11 человек; «изолированные»- 11 человек.
Проведя эту диагностику мы обнаружили, что 11 человек оказались за пределами кругов. В эту категорию дети попали по разным причинам. Одни редко ходили в садик, другие-«новенькие», третьих не принимали в игру из-за их обидчивости, агрессивности, не умению принимать на себя роль.
3Изучение понимания и осознания эмоционального осознания других людей и своё собственное.
При исследовании понимания своих чувств и эмоционального состояния других людей ( основа эмоционального интеллекта) мы видим, что у дошкольников в ходе выполнения заданий отмечался достаточно выраженный избирательный интерес и интерес, угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений. У большинства наблюдались внешние эмоциональные проявления: затруднения и ошибки приводили к некоторой дезорганизации деятельности, а поощрение и успех улучшали её темп и продуктивность. Некоторым была свойственна неуверенность в своих действиях, повышенная потребность во внимании и одобрении. Ограничение возможности речевой коммуникации. Бедность лексико-грамматических средств, сравнительно медленное усвоение речевых понятий приводили к затруднению понимания эмоций, недостаточной сформированности умений словесно описывать эмоциональные состояния, характеризовать их внешние проявления.
Анализ результатов позволяет мне выделить следующие особенности в понимании эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста .
Наиболее простыми для понимания оказались такие эмоции, как радость и злость, их, верно определили все дети.
Половина детей с нормальным речевым развитием и 25% детей с речевыми отклонениями, верно, поняли такое эмоциональное состояние как страх.
Эмоцию «горе» верно определили все дети массовой группы и половина детей логопедической группы.
Наиболее сложной для понимания оказалась эмоция « обида». Только 25% детей смогли определить данное состояние.
У детей с речевыми нарушениями преобладали не расторопные ответы, многие затруднялись при установлении причинно- следственных связей, лишь иногда пытались мотивировать свой ответ.
Из результатов диагностики следует, что необходима работа по обогащению эмоциональной сферы старших дошкольников, особенно с речевыми нарушениями.
Я выделила 4 основных направления в своей работе:
1- формирование представления об эмоциях;
2-развитие умения воспринимать, распознавать и управлять собственными чувствами;
3- формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
4-развитие эмоциональной лексики.
Все эти направления раскрываются в содержании каждого из компонентов эмоционально развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
1 Эмоционально- поддерживающий компонент среды.
Очевидно, что именно взрослый- родитель, воспитатель организует эмоциональную поддержку в процессе жизнедеятельности дошкольника. Взрослый отвечает за эмоциональную наполненность жизни ребёнка. Воспитание через эмоциональное воздействие -тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребёнка, чтобы он переживал, что он не переживает, не чувствует, или переживал ( и демонстрировал) только позитивно окрашенные эмоции. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организуя деятельность ребёнка.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе, воспитателю необходимо научится соотносить цель и задачи своих педагогических действий установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально- насыщенного общения ребёнка со взрослым и окружающими.
Я сформировала следующие задачи и приёмы, предусматривающие решение данной проблемы:
установление эмоционального контакта с ребёнком; вовлечение его в происходящее вокруг события: «( Имя), посмотри на меня», « Подойти ко мне на минутку», « Покажи игрушку, что она делает» и. т. д.;
создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе игра «День рождения», игры направленные на преодоление чувства страха- «Маленький храбрец», Волшебный клубочек» и снятие негативных эмоциональных состояний). Формирование у ребёнка позитивного образа своего «Я» ( проигрывание ситуаций и сюжета, где от ребёнка требуется произвольная регуляция эмоций -игра « Я чемпион», создание «автопортрета»). Побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний в подвижных играх, забавах;
развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого его интонации ( игра «Весёлое путешествие») закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
приучение детей к тому, чтобы обращаться к друг другу по имени, здороваться прощаться. Проявлять симпатию, сочувствие;
развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях и в речи отражать своё эмоциональное состояние
( эмоциональный аутотренинг, «Разговор с игрушкой по душам», игра на пополнение эмоционального словаря – «Поговорим о настроении»
содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддержка доброго отношения к маме, папе, близким (фото «Моя семья на кабинках со стихотворением о своём ребёнке»).
Кроме того, к проводимым в группе занятиям необходимо ставить «эмоционально-окрашенные задачи – это очень важный аспект.
«Эмоционально-окрашенные» задачи сформировала следующим образом:
способствовать повышению эмоционального тонуса ( игры прогулка по лесу», « Угадай, кто пришёл»)
снятие эмоционально-мышечного напряжения( игры-имитации)
вызвать положительное отношение к игре( «Найди свою пару», «Чудесный мешочек», Поможем бабушке Арине»)
вырабатывать адекватную реакцию на звуки- шумы, музыку, интонацию(игры «Сержусь или радуюсь», «Кто пришёл?»,»Артисты») Стимулировать эмоциональное восприятие детьми ближайшего и воображаемого окружения ( по сказкам и рассказам, театрализация)
создавать эмоционально-заряженные ситуации в совместной деятельности детей ( игры «Хоровод), «Зоопарк» и др.)
Эмоционально настраивающий компонент среды.
Под ним подразумевается особенности внешней обстановки- благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы. При создании данного компонента среды группы следует помнить о таком явлении эмоциональной жизни ребёнка как эмоциональный тон ощущений, когда одни события и элементы окружающей ребёнка среды вызывают удовольствие, имеют положительный эмоциональный тон. Эмоциональный тон состоит из отдельных жизненно важных воздействий (температурных, зрительных, слуховых и др.). В эмоциональном тоне аккумулируют наиболее общие и часто встречающие признаки полезных и вредных факторов окружающей среды. Значит, необходима целенаправленная работа по созданию и сохранению благоприятных эмоциональных факторов и устранение неблагоприятных воздействий.
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным.
Анализ изложенных результатов экспериментальных работ, проводимых в обзоре К. В. Бардина, позволяет выявить ведущую тенденцию в цветовых предпочтениях обследованных детей. При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребёнка сам тянется за таким цветом. Причём, следует отметить, что воздействие красного, жёлтого и других ярких цветов не раздражает детей, а даже успокаивает. Подобные факты дают основание считать, что нервная система ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части сектора
( преимущественные). Яркие , светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой деривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно- психической деятельности ребёнка. Мною цветовое решение было решено с учётом цветового предпочтения по К. В. Бардину.
Ребёнок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. Так, задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности, уголке ИЗО, центре «Песок- вода».
Осуществляя задачу побуждения у ребёнка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, использую игровую жилую комнату, центры развивающих игр.
При установке на решение задачи формирования эмоционально- положительного отношения у ребёнка к окружающим людям, предметам, обстановке обращаюсь к различным видам театра, зоне ряженья.
При формировании пространственной структуры группы должно выделяться «я- пространство» ( пространство личных переживаний, проблем и способов их решения, событийное пространство, пространство взаимоотношений и взаимодействий и взаимодействия с детьми, пространство предметное) Широко известен эффект «Научной беспомощности», обнаруженный при изучении людей и животных. Оказывается, если организм в течении длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за неё, т. е. находиться в условиях территориальной изоляции, то он становится беспомощным и во всех других ситуациях, демонстрирует неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Индивидуальные игрушки, шкафы для личных вещей - это некие символы личной территории ребёнка. Дети заботятся о них.
«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимой игрушкой или просто помечтать. Уголок выполняет разные функции. Это и сам «Уголок уединения».Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций: утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
- Мягкий диванчик, удобные кресла.
- Подушки - «думки», подушки - «плакушки», мягкие игрушки разных размеров (обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
- Фотокубики с семьями воспитанников - в любой момент ребенок может его взять и мысленно оказаться рядом со своими близкими;
В зависимости от состояния детей наш уголок может быть и «Уголком гнева». Его цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:
- Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры.
- стаканчики «Для крика».
-Коробочка «Смотай клубочки». Цель: коррекция поведения, избавление от агрессии, раздражительности.
- «Коврик злости» - самодельный коврик, где дети могут потоптаться, избавиться от агрессии.
Так же мною была изготовлена коробочка «Давай помиримся». Цель: налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации, подобрана картотек весёлых мирилок.
Я периодично меняю атрибутику, дополняю соответствующими играми, всем необходимым материалом.
- Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.
- Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребёнку избавиться от плохого настроения.
Таким образом, предметная среда, организованная сообразно доминантам возрастного и индивидуального типологического развития, побуждает у ребёнка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, и создаёт эмоционально-настраивающую атмосферу в группе.
Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Это - стабилизирующий компонент среды.
Основное содержание данного компонента- обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей с речевым нарушением так важны режимные моменты. Кроме того. Режим дня позволяет удовлетворить потребность ребёнка владеть ситуацией( знать, что можно ожидать, какие события произойдут).
Режим дня – определённая продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение физической нагрузки. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функциональное состояние нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма. При этом повторяемость должна соблюдаться по Фоме: наличие режимных моментов- питание, сон, водные процедуры, физическая нагрузка- но по содержанию они должны отличаться друг от друга.
Особое внимание уделяется организации детского сна. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению учёных, часто свидетельствуют о том, что ребёнок не досыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов.
Психологический комфорт детей во время их пребывания в ДОУ во многом зависит от того, как в нём организовано питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. В нашем ДОУ функционирует бассейн. Во время пребывания детей в ДОУ необходимо обеспечить физические нагрузки. Известно, что физическая нагрузка является лучшим средством для снятия нервного напряжения. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъём наблюдаем мы при этом. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. У детей с речевыми нарушениями довольно часто проявляется эмоция страха: боязнь нового, необоснованный страх какого-либо предмета. Как правило, страхи возникают в результате привычных условий жизни ребёнка. В последние годы появились исследования, которые указывают на тот факт, что эмоциональное развитие детей, которые провели больше года с одним воспитателем, было более благополучным, чем у детей. У которых часто менялись воспитатели в группе.
Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.
Разнообразие эмоционально-развивающей среды вносит следующий компонент- эмоционально-активизирующий.
Активизация эмоциональных состояний происходит или при радости узнавания. Или при встрече с чем-то новым, необычным.
Е. Е. Кравцова отмечает: «Нашим современным дошкольникам катастрофически не хватает праздников – того, что порождает новые эмоции. Конечно, праздники «прописаны» в программе детского сада. Но все праздники подчинены нашему взрослому ритму. А ритм взрослой жизни немного медленней, чем ритм жизни детей. И праздников оказывается крайне мало. Их количество никак не может покрыть детские потребности. Поэтому я целенаправленно включаю игры и игровые занятия, ориентированные на на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувствительной сферы ребёнка. К таковым относятся:
игры с детьми на накопление эмоций. Цель: создать положительный эмоциональный настрой для каждого ребёнка в группе. Игры «Будем знакомы», «Волшебный мешочек», «Весёлый хоровод», «Карусели» и другие;
игры на эмоциональное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.. Игры «Добрые альфы», « Птенцы», «Муравьи», «Театр теней». Коррекция слухового внимания и памяти, развитие слухо-двигательных и слухо-зрительных межанализаторных связей.
игры на преодоление негативных эмоций. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов. Игры «Волшебный мешочек», «Тух- тиби -дух», «Шкала гнева».
Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: помочь детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться. Игры «Добрые животные», «Всё до конца».
Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей. Способность сопереживать, сочувствовать. Игры «Дружба начинается с улыбки», «Светлячки», «Зеркало».
и другие
Нельзя забывать и о терапевтических функциях игры. Л.Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».
Здесь использую метод игротерапии. Особенно значим этот метод организации игровой деятельности для детей страдающих различными речевыми нарушениями. Основная цель игротерапии заключается в том, чтобы через созданные игровые ситуации довести до сознание ребёнка и интерпретацию его собственных действий, конфликтов и прочее.
Итак, очевидно, что переоценивать значение игры в развитии эмоционального интеллекта дошкольников практически не возможно. Однако необходимо научить ребёнка не только переживать, но и осознавать интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально- развивающей среды
Эмоционально- тренирующий компонент.
Основное содержание данного компонента- формирование навыков эмоциональной регуляции. Задачам тренировки навыков регуляции эмоций наиболее отвечают психогимнастические занятия с детьми. Эти занятия не предусмотрены нормами организации жизнедеятельности ребёнка в ДОУ, но рекомендованы психологами и медиками.
Психогимнастика представляе собой специальные занятия( этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Особенно эти занятия нужны детям моей группы, т. к. многие из них непоседливы, обладают вспыльчивым или замкнутым характером, быстро утомляются. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике- овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Здесь решаются следующие методические задачи: фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.
В структуру занятий по психогимнастике могут включаться и приёмы психокоррекции.
Сочетание выделенных компонентов эмоционально развивающей среды позволяет создать условия для оптимизации развития эмоционального интеллекта.
Формирование эмоционального интеллекта ребёнка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребёнка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над .эмоциями детей речевые контакты в системе «ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-взрослый» становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможность вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения.
Стараюсь заметить и изучить таланты и особенности каждого ребёнка. У меня в группе существует такая система: каждый ребёнок должен выполнять свою определённую работу. Которая подчёркивала бы его способности. Например Кирилл отличается полнотой, но силён. И когда кто-то не в состоянии что-то сделать я отправляю к Кириллу- он сильный. Он поможет. Мальчик стал гордиться собой. Лёня умеет имитировать различные звуки, и он озвучивает соответствующие звуки в играх. Разговаривая, Кристина. Которая постоянно желает быть в центре внимания, великолепно умеет подольститься. И если дети чего-то хотят, они отправляют именно её. Часто болеющим детям во время болезни мы передавали рисунки ребят.
В ноябре провела промежуточную диагностику с целью проверки эффективности коррекции эмоциональных нарушений посредством эмоционально развивающей среды.
Полугодовая работа по развитию эмоционального интеллекта и созданию эмоционально-развивающей среды своей группы с опорой на перечисленные компоненты среды и принципы организации деятельности ребёнка позволили выявить позитивные тенденции в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Повысился уровень социального развития; у большинства детей отмечена положительная динамика;
Наблюдается улучшение по таким параметрам, как использование экспрессивно-мимических средств общения, ориентация на оценку взрослого, эмоциональная вовлечённость в деятельность;
Появилась тенденция к снижению психического напряжения и уменьшению количества невротических реакций. Считаю необходимым работу, по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством эмоционально развивающей среды, продолжить.
Работа с родителями.
Воспитание в семье как процесс социализации детей самостоятельно в состоянии осуществить относительно небольшой процент семей ( по данным статистики от 20% до 60%). Тем не менее, семья остаётся тем инструментом, который имеет решающее значение для социализации ребёнка.
ДОУ является институтом общества. Специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребёнка. Способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно- образовательной среды. В которой ребёнок живёт, развивается и самореализуется. Эффективность деятельности семьи и ДОУ в этой области определяется тем, насколько они способны обеспечить усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а так же подготовку их к активной жизни в обществе. При этом успешность заключается не в дублировании, и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
К сожалению. Родители чаще всего отводят себе роль наблюдателей, хотя они, по моему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса, т. к. его эмоциональный и социальный опыт зависит прежде всего от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности родителей.
С целью выявления запросов родителей по определению качества ребёнка, способные обеспечить его успешность во взрослой жизни. Было проведено тестирование. По мнению родителей, чтобы стать успешным в современном обществе, необходимо быть активным, коммуникабельным, умеющим видеть и решать проблемы активно и сообща.
Мнения родителей о том, насколько успешно ДОУ формирует ребёнка ко взрослой жизни, разделились: 12% родителей считают, что детский сад не в полной мере обеспечивает развитие указанных качеств и способностей, 88% уверены в эффективности детского сада как института социализации, при этом 92% родителей готовы к сотрудничеству с ДОУ .
На протяжении всей своей работы поддерживала тесный контакт с родителями.
Планирование совместной воспитательно-образовательной работы детского сада и семи. На одном из первых родительских собраний рассказала родителям о своей системе работы. С 20-25 число каждого месяца, в нашей группе дни открытых дверей. К концу недели каждому родителю даётся задание для совместного выполнения с ребёнком.Проведение социальной работы по повышению психолого –педагогической культуры родителей. Проведение бесед, игр, родительских собраний.
Реальное участие родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учётом их интересов и предпочтений.
Реализация индивидуального подхода к каждому ребёнку в детском саду, систематический анализ возможностей, интересов и склонностей ребёнка в семье.
На каждом родительском собрании подводим итоги проделанной работы. Родители, в свою очередь, сообщают о своих достижениях, впечатлениях. Я считаю, только совместными усилиями, можно добиться устойчивого положительного результата.
Семья даёт ребёнку нечто очень важное- эмоциональное тепло. Конечно же, первая его школа- дом, окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни. Родители должны помнить, что дети требуют не столько внимания опеки, сколько внимания интереса.
Заключение.
Л. С. Выготский писал: « Дефект кокого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых в следствии межсистемных связей не отмечались бы другие психологические наращения, в том числе и развитие эмоционального интеллекта. Со стороны эмоциоально-волевой сферы наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Поэтому в заключении хочется сказать, что воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отнощения к действительности и людям. Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, воспитание, воображение. Память и мышление. Челок быстро забывает то. Что эмоционально нейтрально. Счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы ребёнка, облегчает выполнения решения. Равнодушный с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.
Таким образом, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, мы видим, что дети достигают определённого уровня, характеризуемого появлением управляемых («умных») эмоций, способность предвосхищать исход ситуации, умений выйти за её пределы и , таким образом, управлять ею. И взрослый должен помочь в этом ребёнку. Должен учувствовать в его жизни, помогая возникать эмоциональным развитиям. Что при этом для нас труднее всего? Труднее всего научиться поизносить: «А-а-ах! Какое сегодня голубое небо!», «А-а-ах! Вот так…! Она похожа… На что же она похожа?». Но произносить нужно обязательно искренне. Чтобы ребёнок вслед, за взрослым мог то же произнести: «А-а-ах!...». И если этого умения у взрослого не будет, он не в состоянии вступить в контакт с центральной психической функцией дошкольника, удовлетворить его основным потребностям- эмоциональным.
Промежуточным критерием моей работы становится степень достижения целей, которая определяется.
По результатам промежуточной диагностики. За полгода количество детей, имеющий низкий уровень развития эмоциональной сферы сократилось, а число детей достигших высокого уровня- увеличилось( См. Прил. 2, 3, 4)
По показателям внешних поведенческих изменений у ребёнка.
Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых решать многие конфликты, больше играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого, мы называем проблемными, и, наоборот повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций. Помимо всего этого развитие душевных качеств, которые потом, в дальнейшей его жизни помогут преодолеть разного рода жизненные кризисы, что, собственно, ещё Фрейд назвал способностью к радости, работе и любви.
в ходе анализа собственных действий, детям было интересно. Значит мои идеи, взгляды, позиции отражают потребности в такого рода работе. На мой взгляд, развитие эмоционального интеллекта помогут ребёнку решить ряд проблем возникших в период кризиса 7 лет, трудностями принятия на себя новых социальных ролей с переходом из детского сада в школу, успешность учёбы.
Большое значение в положительном результате моей работы, оказало и влияние друг на друга. Опыт убедил меня в том, что начинать работу по эмоциональному развитию ребёнка надо с раннего возраста в рамках эмоционально-личностного общения. Лежат они в основе отзывчивости ребёнка, выразительности его экспрессивных действий.
Мне бы хотелось не только «дать понятие». Хотелось привить и развить у ребёнка хорошие привычки, манеры, культуру общения. Может быть, это станет для дошкольников началом пути в индивидуальный и полный тайн мир единения природы и человека, людей разных национальностей и вероисповеданий, мир ненасилия, добра и красоты.
Таким образом, созданная мной предметно-пространственная развивающая среда, а именно эмоционально-развивающая, соответствует ФГОС, даёт возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Список литературы:
1.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. —М.: Просвещение, 1968
3.Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников.- Москва., 2002.
3.Черницкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.-Феникс Ростов , 2005.
4.Выготский Л.С. Кризис семи лет. Спб., 1997.
5.Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр.соч.Т.4-М.,1984.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления /Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
7.Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.
8.Зеньковский В.В. Психология детства.-М.,1998
9.Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопр. Психол. 1998. №1.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1979.
11.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред.Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004.
12. Черницкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.-Феникс Ростов , 2005.
13.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. : избран, психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна Фельдштейна. М. : Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
14.Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред Текст. / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. - Т. 2
15. Практический интеллект под общ. Ред. Р. Стернберга СПб., 2002
16.Закон РФ об образовании от 29 декабря 2012 г.
17.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155.