Внеклассное занятие Оберег Подвеска
МБДОУ Кочёвский детский сад «Сильканок»
Обереги
Кучевасова Елена Ивановна.
Воспитатель I
квалификационной категории
2015
Кочёво
Содержание
Введение
История возникновения оберегов, их значение
Виды оберегов.
2.1 Материалы изготовления оберегов
2.2.Правила изготовления оберегов
3.Изготовление оберега «Подвеска».
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность проблемы
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации. А также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
Чем богаче почва народных традиций родной культуры, основой которой является, бесспорно, язык, тем равнее мы придерживаемся моральных принципов и завещаний предыдущих поколений, тем прочнее и глубже корни этого дерева, тем сильнее оно будет цвести, с новой силой, красотой пускать свежие побеги.
Уважительное отношение к родителям, подражание их правилам жизни поведения, корректность отношений, трудолюбие, безграничная любовь к родной земле и одновременно готовность к подвигам, к тому, чтобы самоотверженно бороться за свободу, закладывалось в детскую душу каждым родом с его колыбели: через колыбельную песню, сказку-игру, обязательную домашнюю и полевую работу, соблюдение традиций и обычаев. Сегодня приходит понимание того, как много потеряно там, где нет воспитания детей на своих народных традициях: забыты народные промыслы, дети плохо знают обычаи и традиции своего народа, своей семьи. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Необходимо сделать так, чтобы фольклор, народоведение, были отдельными предметами, но вплелись в ткань воспитательного процесса, чтобы детям открылся занимательный и яркий мир народного творчества. А это произойдёт тогда, когда ребёнок начнёт осваивать культурные традиции с самого раннего детства.
Я работаю с детьми и мой долг как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, людям, живущим на ней, к его прошлому. Поэтому я выбрала приоритетным направлением в своей работе «Краеведение».
Цель - приобщать детей к истории и культуре своего народа.
Задачи:
1.Обогатить знания детей о родном крае (малой родине), Родине - стране;
2.Познакомить дошкольников с коми - пермяцким народным бытом, традициями, народными играми;
3.Изучить историю возникновения оберегов и их значение;
4.Познакомиться с элементами и материалами изготовления оберегов, а также их видами и правилами изготовления;
5. Научить изготовлять оберег «Подвеска».
1. История возникновения оберегов, их значение
Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа.
Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.
На протяжении тысячелетий не один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег - это предмет, оберегающий свойствами защиты владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье.С давних веков у разных народов, также и у коми - пермяков сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток.Оберег является особым предметом, на который сознательно заряжается психической энергией для определённых, магических целей.В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами.
Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти широко применялись в обрядах. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и земле.
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод. Наши предки, коми - пермяки защищали его с помощью правильного расположения на месте, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительства, а после постройки - при помощи самых разнообразных символических изображений. Правильно построенный дом сам по себе был наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей.
Они прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства дома, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. По этой причине так много значения придавали они вопросам выбора места и соблюдению ритуала строительства. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня многие из них могут показаться нам необычными суевериями, а другие, напротив, полными глубокого скрытого смысла.
Так, в древности нельзя было построить дом на месте, куда попадала молния, покинутом людьми из-за стихийных бедствий или болезней. Не строили дом и вместе, где были найдены человеческие останки, были совершены тяжелые преступления, кто - то получил тяжкие увечья, где сломалась оглобля или опрокинулась телега. Поэтому традиционный славянский дом обычно строился как модель Вселенной. Печь представляла собой символ Земли, а находящийся напротив красный угол с иконами - Солнце и Бога на небе Культ дома - один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов. Так строили и коми - пермяки.
Главным естественным рубежом дома являются стены, проёмы и крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы. Дверь тоже служила естественным оберегом. В домах у дверей вешали специально вытканные шторы, обводили проём по контуру красной глиной.
Наибольшей обереговой силой наделялся порог. Хорошо известны приметы, что нельзя что-либо передавать через порог, разговаривать и здороваться через порог, стоять на пороге. При переходе этого рубежа существуют многочисленные, как языческие по происхождению, так и христианские, молитвы-обереги.
Старались наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки и крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плетень. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и уберечь домашнюю живность. Также на кольях забора или плетня развешивали камешки с отверстиями, так называемых «куриных богов», тоже имеющих обереговое значение. В наше время внимание к внешней границе двора - ограде почти исчезло, тем не менее, по-прежнему жива традиция - прибивать на ворота подкову на счастье.
У коми - пермяков оберегом дома служил охлупень на крыше с изображением конской головы.
Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти. Главными повседневными оберегами русских в Х1Х - начале ХХ века был нательный крест и пояс. Крест на младенца надевался часто еще при родах, чтобы ребенок не умер некрещеным. За некрещеного, согласно народным верованиям, не мог заступиться его ангел-хранитель.
Следующий свой оберег, по народным поверьям, ребенку давался самой природой, как только у него вырастал первый молочный зуб. До того он считался особо доступным проискам нечистой силы, из-за чего его не принято было оставлять одного ни на минуту.
Обереговую функцию несла также накидка на зыбку, которую принято было шить из материнской юбки. Под подушкой в зыбке принято было держать для оберега два скрещенных ножа, раскрытые крестом ножницы, рукописную молитву «Святые помощи» (90-й псалом) или «Молитву Честному кресту».
От духов, которые, по поверьям, проникали в дом снаружи, дитя оберегали веником для пола, поставленным на ночь на порог. Вместо веника на порог часто клали топор лезвием вверх. Оберегом от сглаза младенцу служили мазки сажи за ухом или на тех частях тела, где его кости образовывали «крест», помимо этого коми - пермяки посыпали солью макушку младенца безымянным и большими пальцами правой руки.
Пояс первый раз на младенца надевали у печного столба по достижению им года. С семи лет для оберега от сглаза начинали носить булавку. Мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.
Сильнейшим оберегом наших предков считался топор (если при человеке есть топор, то его дорогу не может запутать сам леший, не заманят вэровки - -леснянки).
На свадьбу жених и невеста брали для оберега от колдовства молитву «Отпуск», которую покупали у колдуна родственника или знакомого. Невесте в подол втыкались иголки с отломанным ушком, жениху такие иголки втыкались в поясную часть брюк. Жених и невеста могли носить с собой для оберега лук и чеснок , жених под пятку в правый сапог клал серебряный рубль или плоский камень. Дополнительным оберегом в день свадьбы ему служил ремень, никогда не одевавшийся на человека. Свадебные обереги носились новобрачными в течение 40 дней после свадьбы.
Вся жизнь коми - народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (леший(Вэрись), водяной (Вакуль), домовой(Суседко). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его.
Люди верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно - печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место «Соседушку» обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: «вот те сани, поезжай с нами».
2.Виды оберегов
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов и сфер их применения.
В славянской традиции самыми древними оберегами считались: глина, вода, полынь, у коми - пермяков вышитое полотенце. Причем, полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.На полотенце исстари вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов. Особенно хорош в качестве рисунка для вышивки красный петух и, вообще, вышивка крестиком. И сейчас иметь такое полотенце на кухне очень хорошо, хотя бы в качестве декоративного элемента.Если у вас есть обрядовое свадебное полотенце, то его хорошо хранить в доме на видном месте всегда, потому что оно несет в себе особую обережную магию и особый смысл.Издавна, на всех праздниках первым делом на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви. Хлеб - земля, милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы.Полотенце сопровождало человека от рождения до последнего пути. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в мире и достатке. С тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце.На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.Обереговый веник - красивая вещичка (веник) является одновременно украшением, оберегом и целой сказкой. Веник известен у многих народов как символ, оберегающий от зла, входящего в дом. На Руси было принято ежегодно менять обрядовый веник, выбрасывая его на перекресток дорог. Считалось, что с веником уходят беды, накопившиеся в течение года. Чем красивее и аккуратнее ваш веник, тем значительнее его сила. Веник легко сделать из растений семейства мятликовых. Для этого нужно растения связать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец). Перевязку сделать посередине каждого пучка. Несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя - комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Основа для «домовушки» готова.
Теперь на метелку нужно прикрепить элементы украшения и символы. Для каждого это украшение может быть индивидуальным, в зависимости от смысла, вкладываемого в его создание.
Если расположить оберег-веничек метелкой вниз, то он помогает выметать ссоры из избы, выгоняет нечистую силу. Веничек, расположенный метелкой вверх - привлекает деньги в дом.
Обереговое панно
Роль оберегового панно такая же, как и у веника, на нем так же располагаются различные предметы, которые оберегают дом от зла, несут добро и понимание.
Мешочек
Мешочек всегда ассоциировался на Руси с богатством, он может быть украшен различными символам, а может просто стоять в углу, оберегая дом и неся в него достаток. Мешочки хранятся до тех пор, пока чувствуется травяной запах.
Расписанные яйца
На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней
Урожайный оберег
Достаток в будущем году можно привлечь уже в этом, если к Покровам украсить дом урожайным оберегом. Создается этот символ на основе щедрых даров природы и служит не только талисманом благосостояния вашей семьи, но и прекрасным элементом декора. Ведь сегодня в украшении интерьера очень популярен стиль «кантри» - сельский, поэтому такой оберег будет модным и уместным практически в любой квартире. Прекрасно подходят сухоцветы, орехи, шиповник, чеснок, пшеничные колоски.
Легкие детали (сухоцветы, колоски, веточки, сухой укроп, физалис) просто просовываем под ленты. Более тяжелые (зубки чеснока, половинки ореха: разломанный пополам, он смотрится эффектней - лук-сеянку, фасоль) приклеиваем к лентам. Самые тяжелые элементы (целую головку чеснока, декоративную тыкву) крепим к поролону длинными швейными булавками в нескольких местах, а ветки рябины - степлером.
Подкова
Подковы счастья имеют декоративную функцию, а также функцию оберега и амулета. На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где подковывают лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом в очистительном огне, а частично оттого, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц.
На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.
Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома: нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье.
Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие сильные мира сего коллекционировали их. В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков. Современные всадники и жокеи стремятся сохранить подкову лошади, на которой удалось выиграть приз или установить рекорд.
Но вот как вешать подкову? Рожками вверх или рожками вниз? И где именно ее вешать?
На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз - чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены, что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало. Мексиканская подкова - украшенная лентами и монетами, ликами святых, висит высоко - трогать ее никому нельзя. А итальянцы, напротив, вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.
В наши дни подкова как талисман используется по-разному:
- прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;
- рожками вверх - привлекает в дом благополучие;
- помещенная на внутренней стороне двери выравнивает энергетику помещения, если в нем есть геопатогенные зоны, вредные для здоровья. С той же целью можно держать сувенирные подковы в изголовье спальных мест;
- в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;
- положенная в первую ночь полнолуния на подоконнике концами внутрь, начнет привлекать в дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию;
- закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу в сфере помощи и поддержки;
- если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.
Плетень
Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.
В наши дни нарядный оберег- плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.
Интересен и материал, из которого выполнен наш плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали «волшебные палочки», а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. Многие великие врачеватели прошлого писали о целебных свойствах ивы. Авиценна, Парацельс и другие ученые рекомендовали из коры и сока ивы при различных заболеваний.
На Руси распускающиеся ранней весной пушистые шарики козьей ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе. Возможно, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению - народная мудрость говорит об этом: «Ива и из тычка растет», или «Иву выкосили, а она снова выросла». И правда, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти наверняка прорастет, а случилось, что расти начали и ивовые плетни!
Домовенок
Домовые - это озорные и шкодливые духи вашего дома. Они могут сладости или вещицу какую-нибудь утащить, гриву конскую запутать, пошуметь да погреметь по ночам - хозяев попугать. Но если уважишь домового, угощение ему выставишь - лучшего помощника не найти. Он и по хозяйству управляется, и за домашней живностью приглядит, и от пожара убережет, и в болезни поможет!
По поверью многих народов, обитали домовые в близи огня - и тепло, и до вкусностей из печи рукой подать. Не позавидуешь хозяину, не пустившему домовенка у печки погреться! Домовые, конечно, существа добрые, но неуважительного отношения не потерпят - мстить и проказничать начнут!
Домовой переменчив и непредсказуем, как жизнь, как судьба дома или судьба семьи. Он может быть добрым, хитрым, озорным, равнодушным и даже вредным. От уважительного отношения к домовому зависело счастье и благополучие дома. Домовой - это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушко»устраивает мелкие неприятности - стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству
Коса-домовушка. Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность - задобрить невидимого покровителя вашего дома - домового. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей отдать. Получить такой подарок приятно любому. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.
Лапоть
Обувь тоже могла быть оберегом.
В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком - ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.
Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.
С обувью связано много гаданий и поверий - во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.
Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.
Коми - пермяцкий оберег «Подвеска».
Плетётся из ниток, желательно шерстяных, хлопковых или льняных. Синтетика - мертвое вещество и хорошего от него не жди. 2.1.Материалы изготовления оберегов.
Чаще всего в наше время люди изготовляют обереги «Домовушки». Делаются они их из природных материалов: кожи, лыка, крупы, соленого теста, сушеных ягод и цветов. Можно использовать
- чеснок и перец
- тесто
- семена подсолнуха
- горох и фасоль
- монетки
- крупу
- лавровый лист
- бессмертник
- мак
- монетки
- мешковина
-шишки
Самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Материал - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые.
2.2.Правила изготовления оберегов
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.
Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.
Правило четвёртое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер. Потребности. Тогда связь оберега с человеком будет сильной и он сможет его защищать.
Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги - это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже самых драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов.
Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.
Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые.
Коми – пермяцкий оберег «Подвеска».
Плетётся из ниток, желательно шерстяных, хлопковых или льняных. Синтетика – мертвое вещество и хорошего от него не жди.
Заключение
Народ жив до тех пор, пока жива его культура. Исчезнет культура - исчезнет народ. И только народ, сохраняющий свою историю, свои традиции, культурные ценности, своё прошлое не исчезнет бесследно. Он войдёт в историю.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми и главное, не забывающими своих родителей.
Маленькому человеку неведомы понятия РОД, НАРОД, но мы формируем доброе отношение к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Он познаёт такие понятия, как «семья», «родня», «традиции семьи», «труд», «долг». Со словом «Родина» у детей закладываются самое дорогое и светлое в жизни: родители, дом в котором он родился, улица, по которой он ходит, село с достопримечательностями и замечательными людьми, живущими в нём. У детей появляется желание сделать полезное для окружающих, приятное для близких.
Изготовляя оберег« Подвеску» в подарок маме ребёнок мысленно передаёт свои чувства, свою любовь к самому дорогому человеку на земле.
Я думаю, что с изготовления таких подарков - оберегов закладывается внимание к близким, сострадание, желание доставлять радость другим, доброта, отзывчивость.
Обереги - подвески, колечки, браслеты, брелки можно изготовить вместе с детьми. Само плетение развивает мелкую моторику рук, тренирует память, внимание, волевые качества.
Есть закон: по - настоящему сильный оберег нельзя купить. Он должен найтись среди вещей, которые передавались по наследству из поколения в поколение. Это бывает не так уж часто. Но любую традицию кто - то должен начать. Почему бы, если в вашей семье ещё нет традиционных оберегов, именно вам не создать такой, дабы он передавался из рук в руки - вашим детям, внукам, правнукам? Верите вы в приметы или не верите, но наша история - это всегда интересно. И кто знает, если обереги выручали в трудных ситуациях наших предков, может быть, они помогут и сейчас. Традиции возвращаются, возвращается и вера в мудрость веков.
Литература:
Н.Н. Ахматова «Люби и знай свой край»
Дьяченко В.Ю. «Естествознание». Волгоград. Дошкольник.
Климов В.В. Корни бытия: этнографические заметки о коми-пермяках.-Кудымкар: Коми-Перм. Кн. Изд-во, 2007.
Климов В.В. Заветный клад: коми-пермятское издательство, Кудымкар,1991.
Князева Н.А. «Маленький пермяк».
Пименова Л.В. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Г. Пермь 2000 г.
Фотоальбом «Парма Прикамская»- Кудымкар: коми-пермятское изд-во, 1995.
Тотьмянина Т.Е., М.Е.Галкина «Отчий дом» г. Кудымкар ГКОУ КПО ИУУ, ИАЦ
Шептуля А. «Домашние обереги».
15