Учебно-тематическое планирование уроков музыки в 7 классе на 2014-2015 уч.г.



Учебно-тематическое планирование для 7 класса
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся
или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Домашнее
задание Дата проведения
План Факт

1 четверть - Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
1. Классика
и современность. 1 Вводный Значение слова «классика». Понятия: «классическая музыка», «классика жанра», «стиль».
Разновидности музыкальных стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.
Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра; стиль и его разновидности; ин-терпретация, обработка. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку.
2. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
1 Расширение и углубление знаний. Мастерство композиторов в создании образа музыкального произведения.
Э. Григ «Утро».
М.П. Мусоргский «Баба-Яга». Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Уметь проводить интона-ционно-образный и срав-нительный анализ музы-ки разных композиторов. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 3. Взаимосвязь поэтического
и музыкального образов в вокальной музыке. 1 Расширение и углубление знаний. Мастерство композиторов в создании образа музыкального произведения.
Ф. Шуберт «Лесной царь».
М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье». Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Уметь проводить интона-ционно-образный и срав-нительный анализ музы-ки разных композиторов. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 4. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
1 Расширение и углубление знаний. Мастерство композиторов в создании образа музыкального произведения.
В.А. Моцарт «Лакримоза».
Ф. Яруллин «Шурале».
Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный контроль. Уметь проводить интона-ционно-образный и срав-нительный анализ музы-ки разных композиторов. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 5. Музыкальный образ в инструментальной музыке. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Мастерство композиторов в создании образа музыкального произведения. Морис Равель - «Болеро». Особенности музыки. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать основные факты из жизни композитора и особенности музыки «Болеро». Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 6. Музыкальный образ в инструментальной музыке. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Мастерство композиторов в создании образа музыкального произведения. Ференц Лист «Венгерская рапсодия»
№ 2. Особенности музыки. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать основные факты из жизни композитора; знать значение слова «рапсодия». Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 7. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
1 Повторение и закрепление
знаний. Проверочная работа:
- Музыкальная
угадай-ка.
- Словарный диктант. Беседа. Слушание музыки. Интонаци-онно-образный ана-лиз. Письменный контроль. Знать: значение музыка-льных терминов и поня-тий; знать музыкальные произведения. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 8. Музыкальная драматургия.
Виды музыкальной драматургии.
1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Музыкальная драматургия – взаимодейс-твие и развитие различных музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставле-ний. Драматургия конфликтного противо-стояния. Беседа. Слушание музыки. Интонаци-онно-образный и сравнительный анализ.
Устный контроль. Знать понятие «музыка-льная драматургия» и ее виды. Уметь приводить примеры. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 9. Вечные темы искус-ства и жизни. Мир образов вокальной
и инструментальной музыки. Музыкаль-ная драматургия.
Виды музыкальной драматургии. 1 Повторение и обобщение знаний. Мастерство композиторов в создании образа и драматургии музыкального произведения. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать значение музыка-льных терминов и поня-тий; знать музыкальные произведения и их авто-ров. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку.

2 четверть - Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
10.
(1) Мир музыкального театра. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Интерпретация литературного произведе-ния в музыкально-театральных жанрах – опера, балет, мюзикл, оперетта. Взаимо-действие слова, музыки, хореографии, ИЗО и сценического действия. Беседа. Слушание музыки. Интонаци-онно-образный ана-лиз. Устный и пись-менный контроль. Знать понятия опера, балет, мюзикл, оперетта; ария, ансамбль, хор, солисты; виды балетно-го танца, пантомима. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 11.
(2) В музыкальном театре.
Опера. Истоки и становление.
Кто создает оперу. 1 Расширение и углубление знаний. Опера и ее составляющие.
Виды опер.
Этапы сценического действия. Либретто.
Роль оркестра в опере. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать об опере и ее сос-тавляющих – ария, кава-тина, ариозо, песня, дуэт, трио, ансамбль, речита-тив, сцена, картина, дей-ствие. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 12.
(3) Оперы М.И. Глинки.
«Иван Сусанин» - первая русская опера. 1 Расширение и углубление знаний. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил - русской и польской. Музыкальные образы оперных героев. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать драматургию развития оперы и что музыкальные образы могут воплощать какие-либо исторические события. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 13.
(4) Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глин-ки. История создания оперы. Музыкальные образы главных героев: Руслана и Черномора.
Драматургия оперы. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать понятие «увертю-ра» и ее построение. Уметь проводить сравни-тельный анализ музыки. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 14.
(5) Татарская нацио-нальная опера. Оперное творчество татарского компози-тора Н.Г. Жиганова. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. История становления татарской национа-льной оперы. Знакомство с жизнью и творчеством Н.Г. Жиганова.
Опера «Джалиль». Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать историю становле-ния татарской национа-льной оперы; оперное творчество Н.Г. Жигано-ва. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 15.
(6) Опера Ж. Бизе «Кармен». 1 Сообщение
и усвоение нов. знаний. «Кармен» - самая популярная опера в мире. Знакомство с оперой через музыкальные образы ее героев. Беседа. Слушание музыки. Образный анализ. Знать драматургию оперы (конфликтное противостояние). Слушать музыку. 16.
(7) «Мой народ – американцы».
Опера Джорджа Гершвина «Порги
и Бесс». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Знакомство с жизнью и творчеством Джорджа Гершвина, создателя первой американской национальной оперы, первооткрывателя симфоджаза. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать жизнь и творчес-тво композитора, дра-матургию оперы и что муз. образы могут во-площать жизненные события. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку.
3 четверть - Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
17.
(1) В музыкальном театре.
Балет. Истоки
и становление.
Кто создает балет. 1 Расширение и углубление знаний. Балет и его составляющие.
Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете.
Современный и классический балетный спектакль. Беседа. Слушание музыки. Интона-ционно-образный анализ. Устный контроль.
Пластическое интонирование. Знать понятие «балет»; типы балетного танца; составляющие балета: адажио, пантомима, гран-па, па-де-де, па-де-труа; роль дирижера и балетмейстера.Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 18.
(2) Русский балет.
Истоки и становление. 1 Расширение и углубление знаний. Роль П.И. Чайковского в развитии русского балетного искусства. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать содержание и музыку балетных спектаклей композитора. Закрепить полученные знания. 19.
(3) Татарский балет. История становления. Ф. Яруллин – созда-тель балета «Шура-ле». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний Знакомство с содержанием и музыкой балета; музыкальная характеристика героев. Слушание и анализирование фрагментов балета. Знать историю татарского балета и балета «Шурале» Прочитать сказки Г. Ту-кая «Шура-ле» и «Су анасы». 20.
(4) Балет А. Бакирова «Су анасы» («Водяная»). 1 Сообщение
и усвоение нов. знаний Знакомство с содержанием и музыкой балета; музыкальная характеристика героев. Слушание и анализирование музыки балета. Знать историю татарско-го балета и балета А. Ба-кирова «Су анасы». Слушать татарскую музыку. 21.
(5) Балет С.С. Прокофье-ва «Ромео и Джульет-та». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Знакомство с творческим обликом ком-позитора, содержанием и музыкой балета «Ромео и Джульетта»; музыкальной характеристикой главных героев. Слушание и анали-зирование музыка-льных фрагментов балета. Знать содержание, дра-матургию и музыкаль-ные фрагменты балета. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 22.
(6)
23. (7) Мир музыкального театра.
Интерпретация лите-ратурного произведе-ния в музыке. 2
Сообщение
и усвоение новых знаний. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в Увертюре-фантазии П.И. Чайковского, балете С.С. Прокофьева, опере К.В. Глюка, мюзикле Л. Бернстай-на «Вестсайдская история», рок–опере А.Б. Журбина «Орфей и Эвридика». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.
Знать понятия: опера, рок-опера, мюзикл, ба-лет, увертюра-фантазия, программная музыка, ли-бретто; называть полные имена композиторов. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 24. (8)
25. (9) Мир музыкального театра. Музыка к дра-матическим спектак-лям. Программная
увертюра Л. Бетхове-на «Эгмонт». 2 Сообщение
и усвоение новых знаний. Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры «Эгмонт». Мир героических образов увертюры. Сонатная форма. Драматургия Увертюры. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.
Знать понятия увертюра, программная музыка; знать строение сонатной формы; драматургию Увертюры «Эгмонт». Закрепить полученные знания.
Слушать музыку Л. Бетховена. 26.
(10) Музыкальный образ. Музыкальная драма-тургия, ее виды. Особенности музыка-льной драматургии сценической музыки. 1 Повторение и обобщение знаний. Мастерство композиторов в создании образов и драматургии музыкального произведения. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать значение музыка-льных терминов и по-нятий; музыкальные произведения; полные имена композиторов. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку.
4 четверть - Музыка «легкая» и «серьезная». Что значит «современность» в музыке? Великие наши «современники».
27.
(1) Музыка «легкая»
и «серьезная». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Особенности «легкой» и «серьезной» музыки. Классическая и современная музыка. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать особенности «лег-кой» и «серьезной» му-зыки; понятия классичес-кая и современная музы-ка. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 28.
(2) Что значит «современность» в музыке?
Великие наши «современники». 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Познакомить со значением понятия «современная» музыка. Объяснить, кого мы называем нашими великими «современниками». Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Письменный контроль. Знать значение понятия «современная» музыка. Уметь объяснять, кого мы называем «нашими великими современника-ми». Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 29.
(3) Легендарные вокально-инструментальные группы 20 века. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Беседа. Познакомить с творчеством музыкантов групп: «Битлз», «Куин», «АББА», «Машина времени» и других известных групп. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Знать творчество извест-ных групп и рок-музы-кантов; особенности их музыки. Закрепить полученные знания. Слушать музыку. 30.
(4) Взаимопроникнове-ние и взаимодейст-вие «легкой» и «серьезной» музыки.
Джаз – искусство 20 века. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки.
Луи Армстронг – легенда джаза. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать историю развития джаза, отличительные особенности блюза и спиричуэла; знать поня-
тия «импровизация», обработка. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 31.
(5) Отечественный джаз. 1 Расширение и углубление знаний. Развитие джазовой музыки в нашей стране. Творчество Л.О. Утесова,
А. Цфасмана, О. Лундстрема и др. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Знать историю развития джаза в нашей стране и ее отличительные особенности. Закрепить полученные знания.
Слушать музыку. 32.
(6) Авторская песня – прошлое и настоящее. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Знать историю развития авторской песни; жанры, особенности и исполнителей. Закрепить полученные знания.
33.
(7) Авторская песня в России. 1 Сообщение
и усвоение нов. знаний. Творческий облик Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева и других авторов. Беседа. Слушание песен. Разучивание песни. Знать творческий облик и популярные песни авторов. Закрепить полученные знания. 34.
(8) Музыкальная ярмарка.
Пусть музыка звучит! 1 Повторение и обобщение знаний. Мастерство композиторов
и исполнителей. Беседа.
Слушание музыки. Исполнение песен. Знать и понимать все изученные термины и понятия; узнавать музы-кальные произведения и называть их авторов. Закрепить полученные знания.