Учебно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе на 2014-2015 уч.г.



Учебно-тематическое планирование для 5 класса
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся
или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Домашнее
задание Дата проведения
План Факт
1 четверть - Музыка и литература. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
1. Музыка в семье муз.
Что роднит музыку с литературой. 1 Вводный Связь музыки и литературы.
Во все времена музыка и поэзия учились друг у друга - фразы, вздохи, предложения, восклицания. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песен. Устный контроль. Знать, что роднит музыку с литера-турой и что лите-ратура дает жизнь огромной области музыкального
искусства. Закрепление полученных знаний.
2.



3.



4.



Вокальная музыка.
Песня – душа народа.
Как сложили песню?

Романс. История возникновения.

Вокализ – особая форма вокальной музыки. 3



Расширение и углубление знаний.
Во все времена музыка училась
у поэзии.
Песня – самый распространен-ный жанр музыкально–литера-турного творчества.
Роль песни в жизни человека.
Романс – лирическое стихотво-рение, положенное на музыку.
Вокализ, его отличие от песни и романса.
Глубина чувств, выраженная в вокализе. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песен. Устный контроль.
Разучивание песни «Кто добрее всех на свете?».
Фронтальный опрос – исполнение песни «Кто добрее всех на свете?». Знать, в чем отли-чие музыкальной речи от литератур-ной.
Уметь:
- называть основ-ные жанры народ-ных песен;
- определять значе-ние песни в жизни общества;
- различать песню, романс, вокализ. Слушать музыку.
Учить песню «Кто добрее всех на свете?». Закрепление полученных знаний.

5.
6.
Фольклор в музыке русских и татарских композиторов.
2
Сообщение
и усвоение новых знаний. Как музыка связана с литерату-рой на примере вокальных и инструментальных сочинений композиторов П.И. Чайковского, балет «Щелкунчик» - «Трепак»
и Ф. Яруллина, балет «Шурале» - «Танец девушек с платком». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песни. Устный контроль.
Разучивание песни. Знать понятия «фольклор», вокальная и инструментальная музыка. Закрепление полученных знаний.
Слушать музыку.
Учить песню.
7. Жанры вокальной и инструментальной музыки. 1 Расширение и углубление знаний. Жанровое многообразие вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, пьеса, вокальная и инструмен-тальная баркарола и др.
Особенности жанров. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песни. Устный контроль.
Работа над песней. Знать и уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. Закрепление полученных знаний.
Слушать музыку.
Учить песню.
8. Вторая жизнь песни. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Широкое отражение народной песни в русской и татарской профессиональной музыке.
П.И. Чайковский, Концерт № 1 для ф-но с оркестром, финал – р.н.п. «Веснянка». Ф. Яруллин, балет «Шурале», Танец девушек с платком (т.н.п. «Тэфтилэу»). Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песни. Устный контроль.
Исполнение песни. Знать основные черты и характе-ристики народного и композиторского музыкального творчества. Закрепление полученных знаний. Слушать музыку.
9. Что стало бы с музыкой,
если бы не было лите-ратуры?
Музыкальная ярмарка. 1 Повторение и обобщение
знаний. Музыка в семье муз.
Благодаря литературе, существу-ют многие музыкальные жанры: песни, романсы, оперы, балеты, мюзиклы, оперетты, кантаты. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песен. Устный контроль. Знать взаимосвязь музыки и литера-туры на примере музыкальных жанров. Закрепление полученных знаний. Слушать музыку.



2 четверть - Музыка и литература. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
10.
(1) Музыка и литература.
Опера. Балет. 1 Расширение и углубление знаний. Взаимосвязь музыки и литера-туры на примере оперного и балетного жанров. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный контроль. Знать взаимосвязь музыки и литера-туры на примере опер и балетов. Закрепление полученных знаний.

11.
(2)
12.
(3)
13. (4) Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Музыка в сказках.

Музыка в рассказах К.Г. Паустовского.

3 Расширение и углубление знаний.

Значимость музыки в устном народном творчестве и в творчестве писателей и поэтов. Интонационно-образ-ное сопоставление му-зыки и литературных произведений.
Разучивание новой песни. Знать, что благода-ря музыке появи-лись многие произ-ведения литерату-ры; основные со-бытия жизни и творчества писате-лей и поэтов. Закрепление полученных знаний. Читать литературные произведения
о музыке.
Учить песню.
14.
(5) Музыка в жизни и твор-честве И.А. Крылова.
«Музыкальные» басни Крылова. 1 Расширение и углубление знаний. Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Знать жизненный и творческий путь И.А. Крылова. Вспомнить басни
И.А. Крылова.
15.
(6) Басни И.А. Крылова в музыке русских и татарских композиторов. 1 Расширение и углубление знаний. Д.Д. Шостакович, вокальная миниатюра «Стрекоза и Муравей».
Р. Еникеев «Четыре басни по Крылову». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Работа над песней. Уметь определять
составляющие элементы музыка-льной выразитель-ности. Закрепление полученных знаний.
Слушать музыку.
16.
(7) Музыка и литература.
Музыка в театре, кино, на телевидении. 1 Расширение и углубление знаний. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетичес-ких видах искусства. Беседа.
Слушание музыки.
Исполнение песни. Уметь определять значение литерату-ры и музыки в театре, кино, на ТВ. Закрепление полученных знаний.



3 четверть - Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы «увидеть» музыку?
17.
(1) Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Можем ли мы «увидеть» музыку? 1 Вводный. Сообщение
и усвоение новых знаний. Жизнь – единый источник всех художественных произведений.
Связь музыки и ИЗО. Живопис-ная музыка и музыкальная жи-вопись. Общее в средствах вы-разительности музыки и ИЗО. Слушание музыки и интонационно-образ-ный анализ: С.В. Рах-манинов «Вокализ».
Устный контроль.
Исполнение песен. Знать, что роднит музыку и ИЗО.
Уметь выявлять связи и общие чер-ты в средствах вы-разительности му-зыки и ИЗО. Закрепить полученные знания.
Повторять песни.
18.
(2) «Небесное и земное» в звуках и красках. 1 Расширение и углубление знаний. Отношение композиторов и художников разных стран к своей родной природе. Слушание музыки. Интонационно-образ-ный анализ музыкаль-ных и художествен-ных произведений. Знать, в чем выра-жается общность языка различных видов искусства. Выявлять об-щие черты в художествен-ных и музыка-льных образах.
19.
(3) Можем ли мы «увидеть» музыку?
Живописная музыка.
Образ утра в музыке и живописи. 1 Расширение и углубление знаний. Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Слушание музыки.
Образный анализ му-зыкальных и художес-твенных произведе-ний. Уметь «видеть» музыку в своем воображении так наз. внутренним зрением. Слушать музыку.
«Нарисовать» музыку.
20.
(4) Можем ли мы «увидеть» музыку?
Живописная музыка.
Сказочные образы в музыке Э. Грига. 1 Расширение и углубление знаний. Выразительные возможности музыки в изображении сказочных персонажей. Слушание музыки. Интонационно-образ-ный анализ музыкаль-ных призведений. Уметь «видеть» музыку в своем воображении так наз. внутренним зрением. Слушать музыку. «Нарисовать» музыку.
21.
(5) Музыкальный портрет. Сказочные образы в музыке М.П. Мусорг-ского. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. М.П. Мусоргский, фортепиан-ная сюита «Картинки с выстав-ки». «Гном», «Баба-Яга». Слушание музыки. Интонационно-образ-ный анализ музыкаль-ных призведений. Уметь «видеть» музыку в своем воображении и «рисовать» ее. Слушать музыку. «Нарисовать» музыку.
22.
(6) Музыкальный портрет.
Образы животных
в музыке К. Сен-Санса. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Жизнь и творчество французского композитора Камиля Сен–Санса.
Сюита «Карнавал животных». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Уметь «видеть» музыку в своем воображении. Слушать музыку.
23.
(7) «Богатырская» тема
в русском искусстве.
«О подвигах, о доблести, о славе…» 1 Расширение и углубление знаний. Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Образный анализ ли-тературных, музыка-льных и художествен-ных произведений. Уметь выявлять общие черты в ли-тературных, музы-кальных и художе-ственных образах. Закрепить полученные знания.

24.
(8) Можем ли мы «увидеть» музыку?
Живописная музыка.
Образ утра в музыке. 1 Расширение и углубление знаний. М.П. Мусоргский, опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Уметь «видеть» музыку в своем воображении. Слушать музыку о природе.
25.
(9) Мир композитора.
«Могучая кучка». 1 Расширение и углубление знаний. «Могучая кучка» - творческое содружество 5 русских компози-торов: М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского и др. Беседа.
Устный контроль.
Хоровое пение. Знать жизненный и творческий путь композиторов «Могучей кучки». Закрепить полученные знания.
26.
(10) Можем ли мы «увидеть» музыку?
Живописная музыка.
1 Повторение и обобщение
знаний. Общность музыки и живописи
в раскрытии жизненных тем
и событий. Беседа.
Слушание музыки.
Устный контроль.
Исполнение песен. Уметь «видеть» музыку в своем воображении
и «рисовать» ее. Закрепить полученные знания.

4 четверть - Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы «услышать» живопись?
27.
(1) Что роднит музыку и ИЗО?
Можем ли мы «услышать» живопись? 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Общее в средствах выразительности музыки
и ИЗО. Беседа.
Устный контроль.
Разучивание песни. Уметь выявлять связи и общие чер-ты в средствах вы-разительности му-зыки и ИЗО. Закрепить полученные знания.
Учить песню.
28.
(2)
29.
(3)
Музыкальная живопись. Можем ли мы «услышать» живопись? Художник В. Гартман и композитор М. П. Му-соргский.
Фортепианная сюита «Картинки с выставки».
2
Сообщение
и усвоение новых знаний. Воплощение работ художника Виктора Гартмана в музыке М.П. Мусоргского: «Баба-Яга», «Гном», «Старый замок» и др. Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный контроль. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и ИЗО. Закрепить полученные знания.
Слушать «Картинки с выставки».




30.
(4) Музыка на мольберте. 1 Сообщение
и усвоение нов. знаний. Знакомство с «музыкальными» картинами. Беседа о творчестве художников. Уметь «слышать» звучание картин. Закрепить полученные знания.
31.
(5) Пейзаж в живописи
и музыке. 1 Сообщение
и усвоение нов. знаний. Исаак Левитан и П.И. Чайков-ский.
«Времена года». Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Уметь выявлять общие черты
в музыке и ИЗО. Закрепить полученные знания.
32.
(6) Импрессионизм в живописи и музыке. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Особенности импрессионизма как художественного стиля
и его претворение в музыке. Беседа о творчестве художников и компо-зиторов – импрессио-нистов. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности. Закрепить полученные знания. Повто-рить песню.
33.
(7) Музыка и изобразительное искусство. 1 Сообщение
и усвоение новых знаний. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» и «Аве Мария» Ф. Шу-берта. Исаак Левитан, картина «Вечерний звон» и р.н.п. «Вечерний звон». Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Исполнение песни. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и ИЗО. Закрепить полученные знания.
Повторить все песни.
34.
(8) Музыка
и изобразительное искусство.
Музыкальная ярмарка. 1 Повторение и обобщение
знаний Общность музыки и живописи
в раскрытии жизненных тем
и событий. Беседа.
Устный контроль. Слушание музыки и исполнение песен по желанию учащихся. Уметь выявлять общие черты в средствах вырази-тельности этих трех искусств.