Урок по математике Составление и решение текстовых задач 5 класс
Урок учителя математики Новоленинской средней школы Барташкиной О.В.
Тема урока: Составление и решение задач. 5 класс
Цель: Показать способ составления задач на примере готовой задачи;
Формирование умения выработки стратегии составления задачи и формулирования условия
задачи;
Развитие вариативности мышления, творческих способностей;
Воспитание сопричастности к настоящему родного края, воспитание самостоятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор;
сборник задач, составленных детьми и иллюстрированных на компьютере;
демонстрационный материал к уроку (программа Power Point).
Метод: проблемный.
Организационный момент:
А) Присутствие детей, проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок.
Б) Постановка цели урока: - Ребята, чем вы занимаетесь на уроках математики? (предполагаемые ответы: решаем примеры, задачи)
- Где вы берете задачи? ( из учебника)
- Вы хотите сами научиться составлять задачи? Давайте вас научу.
Тема урока «Составление и решение задач».
«Правильное формулирование задачи –
это проблема не менее сложная, чем
само решение задачи и не нужно
надеяться, что кто-то целиком сделает это
за вас»
Н.С.Бахвалов
российский математик, академик РАН
Ребята, а может, мы составим такую задачу, а решить не сможем?
Поступим так, будем составлять такие задачи, решение которых мы знаем.
- Сначала мы повторим то, что нужно нам уметь для того, чтобы составить задачу.
Актуализация опорных знаний.
Из каких частей состоит задача? ( условие и вопрос)
В условии задачи какие-то числа связаны зависимостями. Обозначим их как a и b.
а
b
Какова сумма а и b?
a+b
На сколько а больше b?
a-b
Во сколько раз а больше b?
а:b
12
4
12+4=16
На 12-4= 8
12:4=3 (раза)
24
6
35
42
В 5 раз
5
На 10
12
В 2 раза
9
На 3
В 2 раза
Изучение темы
А) Решить на выбор детей задачу из сборника.
1 способ (арифметический) ?
2 способ (алгебраический)
Б) Составить таблицу связей чисел а и b полученных в результате решения задачи.
№
Данные числа
Сумма чисел разностное сравнение кратное сравнение ? ? ?
Искомые числа именов именов
а b
1
2
3
В) сформулировать задачу №2 и решить ее.
Г) сформулировать задачу№3 и решить ее.
Вывод: Чтобы составить задачу, нужно:
выбрать два искомых числа.
Найти данные числа, установив связи между искомыми числами с помощью арифметических действий.
Сформулировать условие задачи, используя два данных числа.
4. Первичное закрепление.
Составить задачи, используя следующие данные:
В этом году исполнится 70 лет со дня образования Усть-Ордынского Бурятского округа и 35 лет нашему Нукутскому району.
№
Данные
Сумма чисел разностное сравнение кратное
105 на 35 в 2 раза
искомые
Округ
70
район
35
1
2
3
105 на 35
105 в 2 раза
на 35 в 2 раза
Домашняя работа
Итог урока.
Как можно составлять задачи?
Оценки за урок.
13 PAGE 14115
Заголовок 115