Урок по математике Составление и решение текстовых задач 5 класс


Урок учителя математики Новоленинской средней школы Барташкиной О.В.

Тема урока: Составление и решение задач. 5 класс

Цель: Показать способ составления задач на примере готовой задачи;
Формирование умения выработки стратегии составления задачи и формулирования условия
задачи;
Развитие вариативности мышления, творческих способностей;
Воспитание сопричастности к настоящему родного края, воспитание самостоятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор;
сборник задач, составленных детьми и иллюстрированных на компьютере;
демонстрационный материал к уроку (программа Power Point).

Метод: проблемный.

Организационный момент:

А) Присутствие детей, проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок.
Б) Постановка цели урока: - Ребята, чем вы занимаетесь на уроках математики? (предполагаемые ответы: решаем примеры, задачи)
- Где вы берете задачи? ( из учебника)
- Вы хотите сами научиться составлять задачи? Давайте вас научу.

Тема урока «Составление и решение задач».
«Правильное формулирование задачи –
это проблема не менее сложная, чем
само решение задачи и не нужно
надеяться, что кто-то целиком сделает это
за вас»
Н.С.Бахвалов
российский математик, академик РАН

Ребята, а может, мы составим такую задачу, а решить не сможем?
Поступим так, будем составлять такие задачи, решение которых мы знаем.
- Сначала мы повторим то, что нужно нам уметь для того, чтобы составить задачу.

Актуализация опорных знаний.

Из каких частей состоит задача? ( условие и вопрос)
В условии задачи какие-то числа связаны зависимостями. Обозначим их как a и b.
а
b
Какова сумма а и b?
a+b
На сколько а больше b?
a-b
Во сколько раз а больше b?
а:b

12
4
12+4=16
На 12-4= 8
12:4=3 (раза)

24
6




35

42

В 5 раз


5

На 10


12



В 2 раза



9
На 3
В 2 раза


Изучение темы

А) Решить на выбор детей задачу из сборника.
1 способ (арифметический) ?
2 способ (алгебраический)

Б) Составить таблицу связей чисел а и b полученных в результате решения задачи.

Данные числа
Сумма чисел разностное сравнение кратное сравнение ? ? ?
Искомые числа именов именов
а b

1
2
3






В) сформулировать задачу №2 и решить ее.
Г) сформулировать задачу№3 и решить ее.

Вывод: Чтобы составить задачу, нужно:
выбрать два искомых числа.
Найти данные числа, установив связи между искомыми числами с помощью арифметических действий.
Сформулировать условие задачи, используя два данных числа.

4. Первичное закрепление.
Составить задачи, используя следующие данные:

В этом году исполнится 70 лет со дня образования Усть-Ордынского Бурятского округа и 35 лет нашему Нукутскому району.


Данные
Сумма чисел разностное сравнение кратное
105 на 35 в 2 раза
искомые
Округ
70

район
35

1
2
3
105 на 35
105 в 2 раза
на 35 в 2 раза





Домашняя работа
Итог урока.
Как можно составлять задачи?
Оценки за урок.


































































13 PAGE 14115





Заголовок 115