Рабочая программа факультативного курса для 5 класса Математика вокруг нас
Согласованно:Утверждаю:
ответственный за УВП директор МКОУ «Венгеловскакя ООШ»
«___»___________2014г.«___» __________2014г.
______/Ж.Б.Жакирова/ ________/Н.С. Наумова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«В мире чисел»
для 5 класса
на 2014- 2015 учебный год
Составитель: Наумова Н.С.
учитель математики первой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования. В этом смысле, олимпиады являются для учащихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития.
Данный курс посвящен одному из основных понятий математики- понятию числа. Школьная математика начинается со знакомства с простейшим видом чисел- натуральных и все последующее изучение математики связано с понятиями различных видов чисел. И это понятно, так как без понятия числа невозможно изложить, а значит, и изучить все другие понятия математики. И не только математики. Ведь в основе любой человеческой деятельности, в той или иной степени, прямо или косвенно, лежат числовые расчеты.
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащихся. Возникает потребность в ознакомлении учащихся с дополнительными приемами вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств.
Данная программа включает новые для учащихся знаний, но не содержащиеся в базовых программах, расширяет представление учащихся о числе, предполагает постоянное обращение к истории развития математики, рассматривает способы быстрых вычислений, содержит интересные задачи.
Цель программы: систематизировать и расширить знания о числе, познакомить учащихся со способами быстрых вычислений.
Задачи:
-Знакомство учащихся с историей чисел, новыми видами чисел;
-Повышение вычислительной культуры учащихся;
-Формирование навыков умственного труда;
-Развитие познавательного интереса к математике;
-Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
-Учить добывать и грамотно обрабатывать информацию
Формы и методы работы:
1.Беседы,мини-лекции по некоторым темам.
2. Самостоятельные сообщения.
3. Использование возможностей Интернета при изучении отдельных разделов программы.
4. Проведение занятий в игровой форме, в форме КВН, проведение викторин.
5. Подготовка презентаций по предложенным темам программы.
6.Тестирование по ходу обучения.
7.Мини-исследования.
8. Работа в парах.
Основное содержание (34 часа)
В мире чисел (4 часа).
Мир чисел-великанов. Фигурные числа. Позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления.
Из истории различных мер (2 часа).
Старинные меры длины. Из истории мер и весов.
Наглядная геометрия (11 часов).
Пространство и соразмерность. Геометрические фигуры. Геометрия в фигурном катании. Геометрические головоломки (танграм). Задачи на разрезание. Окружность. Виды замечательных кривых. Построение кривых при помощи школьных инструментов. Геометрия клетчатой бумаги. История оригами. Оригами – это математика!
Арифметическая смесь (8 часов).
Задачи-шутки. Основные виды логических задач. Истинностные задачи. Математические ребусы. Взвешивание и переливание. Календарь, время, возраст. Занимательные истории об обыкновенных дробях. Числа-лилипуты. Решение задач на спички.
Ученые математики (2 часа).
Известные - ученые математики мира и их открытия. Л. Ф, Магницкий и его арифметика.
Элементы комбинаторики и теория вероятности (7 часов).
Понятие событий. Вероятность событий. Что изучает теория вероятностей. Частота события. Графический способ решения комбинаторных задач (дерево вариантов). Правило умножения и правило сложения. Применение правила умножения при решении задач. Решение комбинаторных задач. Урок-обобщение «Математика вокруг нас».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пНаименование курса Всего часов В том числе
Теор.чПракт.чКонтрольных работ
1. В мире чисел. 4 2 2 -
2. Из истории различных мер. 2 1 1 -
3. Наглядная геометрия 11 4 7 -
4. Арифметическая смесь 8 3 5 -
5. Ученые математики. 2 1 1 -
6. Элементы комбинаторики и теория вероятности. 7 3 4 -
Требования к математической подготовке учащихся 5 класса
· Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы;
· Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
· Решать олимпиадные задачи;
· Работать в коллективе и самостоятельно;
· Расширить свой математический кругозор;
· Пополнить свои математические знания;
· Научиться работать с дополнительной литературой;
· Уметь проводить математическое исследование;
· Уметь использовать математические модели для решения задач из различных областей знаний.
Результатом деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, успешное участие в муниципальных и региональных олимпиадах, всероссийских конкурсах научно-практических конференциях по математике.
Учебно-методический комплект
1.В.А.Гусев, А.И.Орлов, А.Л.Розенталь Внеклассная работа по математике в 6-8кл. М. «Просвещение»,1984г.
2. Б.А.Кордемский Математические завлекалки. М. «Оникс Альянс-В», 2000г.
3.Я.И.ПерельманЗанимательная алгебра. Занимательная геометрия. М. «АСТ Астрель», 2002г.
4.Б.С.Перли, С.С. Перли Блистательный Петербург. С-П. Изд.дом «Книжный мир», 2003г.
5.Ф.Ф Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка. М. «Просвещение», 1988г.
5. Г.Н.Берман Счет и число. М. Огиз, 1947г.
6.http://intelmath.narod.ru/aliquote.html - Занимательная математика.
7.http://elementy.ru/maths – Числа Фибоначчи
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014 – 2015 учебный год
Класс (классы): 5
Учитель: Наумова Н.С.
Количество часов: всего: 34 час.; в неделю:__1__час.
Плановых контрольных работ______ зачетов____4___, лабораторных
работ_________, проектных работ_________
Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата проведения урока Формы проведения Требования к усвоению уровня программы
планирПРИМЕЧфактичВ мире чисел (4 часа)
1. Мир чисел-великанов. 1 2.09 Лекция, практикум Знать: понятия «цифра» и «число»; система счисления; различные виды чисел;
Уметь: оперировать числами из различных систем счисления
2. Фигурные числа. 1 9.09 Мини-лекция, практикум 3. Позиционные системы счисления. 1 16.09 Мини-лекция, практикум 4. Десятичная и двоичная системы счисления. 1 23.09 Практикум, зачет. Из истории различных мер (2 часа).
5. Старинные меры длины. 1 30.09 Мини-лекция, практикум Знать: меры длины, массы;
Уметь:
6. Из истории мер и весов. 1 7.10 Мини-лекция, практикум Наглядная геометрия (11 часов).
7. Пространство и соразмерность. 1 14.10 Мини-лекция, практикум Уметь:
пользоваться языком
геометрии для описания
предметов окружающего мира;
изображать геометрические фигуры
8. Геометрические фигуры. 1 21.10 Мини-лекция, практикум 9. Геометрия в фигурном катании. 1 28.10 Мини-лекция, практикум 10. Геометрические головоломки (танграм). 1 11.11 Практикум 11. Задачи на разрезание. 1 18.11 Практикум 12. Окружность. 1 25.11 Мини-лекция, практикум 13. Виды замечательных кривых. 1 2.12 Мини-лекция, практикум 14. Построение кривых при помощи школьных инструментов. 1 9.12 Практикум 15. Геометрия клетчатой бумаги. 1 16.12 Практикум 16. История оригами. 1 23.12 Мини-лекция, практикум 17. Оригами – это математика! 1 13.01 Практикум, зачет. Арифметическая смесь (8 часов).
18. Задачи-шутки. 1 20.01 Мини-лекция, практикум Знать: основные виды логических задач и их решение;
Уметь: логически обосновывать решение различных задач.
19. Основные виды логических задач. 1 27.01 Мини-лекция, практикум 20. Истинностные задачи. 1 3.02 Мини-лекция, практикум 21. Математические ребусы. 1 10.02 Практикум 22. Взвешивание и переливание. 1 17.02 Мини-лекция, практикум 23. Календарь, время, возраст. 1 24.02 Практикум 24. Занимательные истории об обыкновенных дробях. Числа-лилипуты. 1 3.03 Мини-лекция, практикум 25. Решение задач на спички. 1 10.03 Практикум, зачет. Ученые -математики (2 часа).
26. Известные-ученые математики мира и их открытия. 1 17.03 Лекция Знать: известных математиков и их вклад в развитие математики.
27. Л. Ф, Магницкий и его арифметика. 1 31.03 Лекция Элементы комбинаторики и теория вероятности (8 часов).
28. Понятие событий. Вероятность событий. 1 7.04 Мини-лекция, практикум Знатьи понимать:
понятия случайного опыта, случайного события, элементарного исхода,
типы и примеры случайных событий, элементарные и сложные события.
Уметь:
правильно употреблять термины и формулы;
решать задачи с применением вероятностных методов.
29. Частота события. 1 21.04 Мини-лекция, практикум 30. Графический способ решения комбинаторных задач (дерево вариантов). 1 28.04 Практикум 31. Правило умножения и правило сложения. 1 5.05 Практикум 32. Применение правила умножения при решении задач. 1 12.05 Мини-лекция, практикум 33. Решение комбинаторных задач. 19.05 Практикум 34. Урок-обобщение «Математика вокруг нас». 1 26.05 Зачет