Применение синквейна на уроках гуманитарного цикла


Применение синквейна на уроках гуманитарного цикла.
Преподаватель истории и обществознания Шпакова И.В.
«Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно»
Конфуций.
«Если вы мне расскажите, я быстро
забуду, если вы мне напишите, я
прочитаю, но тоже забуду, а если вы
вовлечете меня в дело, я буду это знать
и запомню».
Жан Жак Руссо.
Ни для кого не секрет, что образовательное учреждение является мощнейшим инструментом социализации человека в обществе. Современное общество меняется с каждым годом все больше и больше. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускника. Если раньше основным требованием к выпускнику была эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность. А добиться этого невозможно применяя старые методики и технологии. Одной из современных образовательных технологий, применяемых в образовательных учреждениях, является технология развития критического мышления.
В современных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к одному, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкость мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология предполагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяет успешно развивать у обучающихся навыки критического мышления. К таким приемам относятся:
Кластеры
Фишбоун
SWOT – анализ
Диаманта
Синквейн.
Каждый из этих инструментов хорош по своему, но поговорим о синквейне.
Что такое синквейн?
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности обучающихся на уроке, он является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим обучающимся излагать личное отношение к историческим событиям или деятелю.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в ее посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшиеся.
Существуют традиционный и дидактический синквейн.
Дидактический синквейн развивался в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательное или причастие), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синвейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Четкое соблюдение правил синквейна не обязательно.
Написание синквейна является свободной формой творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Пошаговое описание метода:
1. Знакомим обучающихся с правилами составления синквейна. Вначале об учащиеся составляют синквейн на тему, хорошо им знакомую.
2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему. На первых порах можно провести работу в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.
Этот метод благоприятствует развитию способностей к анализу, образному мышлению и речи. Обогащает словарный запас, учит критически мыслить, уметь отстаивать и выражать свое суждение. Дает возможность почувствовать  себя успешным, талантливым.
Стихотворение написать получается не у каждого, а синквейн же получается у всех.
Особенно интересным представляется написание синквейнов на исторических личностей, деятельность которых невозможно оценить однозначно. Например, два синквейна на одну тему, в личностные оценки явно не совпадают.
Колумб.
Смелый, любознательный.
Открывает, изучает, присоединяет.
Восторгаюсь величием твоего подвига.
Мореплаватель.
Колумб.
Стремящийся, добивающийся.
Ищет, находит, уничтожает.
Открытие убило древнюю цивилизацию.
Преступник.
И это обстоятельство может послужить поводом для дискуссии. Синквейны полезны обучающемуся в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Преподавателю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
Пример синквейнов студентов первого курса по дисциплине «Обществознание».
Герб.
Двуглавый, золотой.
Олицетворяет, защищает, помогает.
Это наша гордость и сила.
Символ.
Флаг.
Официальный, государственный.
Утверждает, объединяет, воспитывает.
Флаг – это наше лицо.
Стяг.
Гимн.
Могучий, старинный.
Вдохновляет, поднимает, будоражит.
Мы гордимся тобой.
Святыня.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока. Синквейн – это не способ проверки знаний студентов, у него другая задача, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающихся на уровне ассоциаций. Преподаватель приступает к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?». Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления студентов о данном понятии в ходе изучения темы.
Разгар урока. При изучении сложной темы предложите студентам синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, преподаватель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности учащихся;
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике обучающиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
При этом можно отметить широкий перечень дисциплин, содержание которых становится материалом для создания синквейна. Можно выделить еще одно достоинство синквейна как формы обучения - отсутствие возрастных ограничений. Подобная методика применялась автором, как для студентов первых курсов, так и для студентов четвертых курсов. С одинаковым интересом и те и другие выполняли задание.
Примеры синквейна студентов второго курса по дисциплине «История» (ПТК Южно-Сахалинска 2014-2015 учебный год).
Концепция.
Марксистская, рациональная.
Объясняет, рассказывает, опровергает.
Развитие истории.
Понимание.
Концепция.
Мировая, локальная.
Изучает, поясняет, показывает.
Развитие всего человечества в целом.
Объяснение.
Цивилизация.
Историческая, духовная.
Выражает, изменяет, развивает.
Развитие общества, этноса.
Уровень.
Цивилизация.
Материальная, духовная.
Выражает, материализует.
Я, считаю, что люди должны это знать.
Развитие.
Примеры синквейна студентов четвертого курса по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» (ПТК Южно-Сахалинска 2014-2015 учебный год).
Договор.
Свободный, обязательный.
Установить, изменить, прекратить.
Полезная информация для предпринимателя.
Сделка.
Договор.
Устный, письменный.
Продать, купить, обменять.
Я считаю, что договор это важная вещь.
Сделка.
Договор.
Письменный, устный.
Гарантирует, обязывает, заключается.
Договор нужен, чтобы избежать обмана.
Соглашение.
В качестве примера приведу несколько синквейнов моих учеников, студентов Сахалинского колледжа искусств:
Петр Великий
Статный, мужественный.
Применял, побеждал, развивал.
Великий реформатор.
Победитель. ( В. Троякова , 1 курс СКД.)
Петр Великий.
Мощный, харизматичный
Поменял, создал, привел.
Дал новую жизнь России
Император. (А. Галиева 1 курс СКД).
Куликовская битва.
Кровопролитная, величайшая.
Подняла, сплотила, доказала.
Объединила Русь.
Победа. ( А. Яровикова 1 курс Муз,)Опричнина.
Жестокая, кровавая.
Убивать, опустошать, укреплять.
Устои государства пошатнулись.
Террор. (Н. Ивакина 1 курс СКД).
Таким образом, целью составления синквейна является добиться более глубокого осмысления темы. Для этого требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Это прекрасная возможность проявить свое творческое воображение.
В контексте требований ФГОС третьего поколения, связанных с применением современных технологий обучения, обеспечивающих формирование ряда общих и профессиональных компетенций, сопряженных с развитым творческим и критическим мышлением, владением профессиональным языком общения, общекультурными знаниями, способностью анализировать и обобщать информацию синквейн как форма работы становится особенно актуальным.
.