Рабочая программа факультативного курса Математика + для 7 класса

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа курса «Математика +» составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений курса алгебры для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор Бурмистрова Т. А.) и Государственного стандарта общего образования, с учетом учебного материала «Для тех, кому интересно», составители авторы учебника алгебра. 7 класс под ред Г.В.Дорофеева.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа факультативного курса по алгебре для учащихся 7 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно
примыкают к основному курсу алгебры 7 класса, а также в результате занятий учащи-
еся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а
так же задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению текстовых задач различной сложности.
В школьном курсе алгебры тренировка в решении текстовых задач формируется на протяжении всего обучения в школе. Однако реальные оценки качества подготовки выпускников показывают, что число практико-ориентированных задач по математике крайне мало. Основное и серьезное расслоение школьников по отношению к текстовым задачам происходит именно в 7–8 классах. Трудность этой темы состоит в том, что алгебраический метод решения задач определяется в самых общих чертах и в каждой конкретной задаче требуется осмыслить именно этот метод. При этом учащиеся должны хорошо знать зависимости между различными величинами. При подборе задач соблюдается принцип постоянного нарастания трудности, а это прививает навыки логического мышления, вырабатывает исследовательские навыки, развивает умственные способности, что необходимо каждому человеку
В систему упражнений включены такие виды деятельности, как анализ информации, наблюдение и рассуждение, конструирование алгоритмов, поиск закономерностей..
Цели данного курса:
Повысить интерес к предмету.
Развитие личности, ответственной за осмысление законов математики.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб.
Воспитание личности, умеющей анализировать, и создавать программу саморазвития.
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения.

Содержание рабочей программы
Общая характеристика курса
       Данный курс, строится, как углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают возможность разрешить основную задачу: как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
           Программа может быть эффективно использована в 7 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения
Место учебного курса в учебном плане
Реализация программы курса по выбору осуществляется за счет часов, отводимых на выполнение школьного компонента. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, два часа в неделю на 35 недель в году.
Результаты обучения
             В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
( существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
( существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
( как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
( выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, выполнять арифметические действия с рациональными числами, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем, находить значения числовых выражений, применять свойства степени;
( переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
( научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать текстовые задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы, решать задачи на смекалку, на сообразительность;
( научиться работать с дополнительной литературой, пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы, через более мелкие и наоборот;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
задачи на «процентные вычисления в жизненных ситуациях» расширяют и дополняют базовый раздел «процентов»;
задачи курса обеспечат усвоение важного средства математического моделирования практических задач;
учащиеся приобретут уверенность в использовании математических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного курса

Дроби и проценты– 12часов
Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями. Действия с рациональными числами. Уравнения с модулем. Последняя цифра степени. Задачи на проценты.

2. Наглядная математика - 4часа.
Решение задач, связанных с применением функций в жизни. Диаграммы в различных сферах деятельности. Различные способы  решения  практических задач, представленных таблицами. Информация из СМИ.

3. Еще раз о законах алгебры– 12 часов.
Правила преобразования алгебраических выражений. Обоснование некоторых законов на «языке площадей». Раскрытие и постановка скобок в конкурсных задачах. Задачи на «сложные проценты». Задачи на пропорциональное деление.

4. Уравнения – 12 часов.
Некоторые неалгоритмические приемы решения уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Решение конкурсных задач.
5. Графики – 10 часов .
Графики зависимостей, заданных равенствами с модулями. Расстояние между точками координатной прямой. Множество точек на координатной плоскости. Графики реальных зависимостей.
6. Многочлены -15 часов
Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Действия с многочленами. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Задачи на концентрацию. Деление с остатком. Решение конкурсных задач.
7. Вероятность и комбинаторика – 5 часов.
. Круговые перестановки. Сложение вероятностей. Решение конкурсных задач.


Контроль уровня обученности
Для контроля результатов учебной деятельности учащихся используются следующие виды контроля: поурочный (текущий), тематический (по итогам прохождения темы), итоговый (по итогам учебного года, итоговая аттестация).
В зависимости от содержания и специфики изучаемого материала, продолжительности учебного времени, отводимого на изучение темы, этапа и планируемых результатов обучения используются следующие формы контроля: устный контроль, письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты), практические работы.
Для итогового контроля знаний и умений учащихся используется контрольная работа.

Критерии и нормы оценки:
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
 
Описание материально-технического обеспечения
Учебные пособия:

Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др.] изд-во «Просвещение». – М. :Просвещение, 2013.
Математика. Типовые тестовые задания, 9 класс .авт. И. В. Ященко, С. А. Шестаков, А. С. Трепалин, А. В. Семёнов, П. И. Захаров, изд. «Экзамен», г. Москва, 2016
Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. – М: Просвещение.1989г.
Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999.
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике.7 класс: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оборудование:
Набор чертежных инструментов
Компьютер, телевизор.
Демонстрационные таблицы



















Календарно тематическое планирование.

№ п/п
Содержание материала
сроки



1,2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,12



13
14
15

16



17,18
19,20
21,22
23,24
25,27
28



29,32
33,35
36,39
40



41,43
44,45
46,47
48,49
50



51,52
53,54
55,56
57,58
59,60
61,62
63,64
65



66
67
68
69,70
Глава1. Дроби и проценты– 12часов
Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями.(2) Действия с рациональными числами.(2ч) Уравнения с модулем.(2ч) Последняя цифра степени. (2ч) Задачи на проценты. (2ч)
Контрольная работа (2ч)
Глава2. Наглядная математика - 4часа.
Решение задач, связанных с применением функций в жизни. (1ч) Диаграммы в различных сферах деятельности. (1ч) Различные способы  решения  практических задач, представленных таблицами.(1ч). Информация из СМИ. Практическая работа(1ч)
Глава3. Еще раз о законах алгебры– 12 часов.
Правила преобразования алгебраических выражений. (2ч) Обоснование некоторых законов на «языке площадей». (2ч) Раскрытие и постановка скобок в конкурсных задачах.(2ч) Задачи на «сложные пропорции». (2ч) Задачи на пропорциональное деление. (3ч) Основные законы алгебры. (1ч)
Глава 4. Уравнения – 12 часов.
Некоторые неалгоритмические приемы решения уравнений. (4ч) Решение задач с помощью уравнений.(3ч) Решение конкурсных задач.(4ч) Контрольная работа (1ч)
Глава 5. Графики – 10 часов .
Графики зависимостей, заданных равенствами с модулями.(3ч) Расстояние между точками координатной прямой. (2ч) Множество точек на координатной плоскости. (2ч) Графики реальных зависимостей. (2ч) Исследование температурного режима . Практическая работа. (1ч)
Глава 6. Многочлены -15 часов
Формулы квадрата суммы и квадрата разности. (2ч) Действия с многочленами. (2ч) Решение уравнений.(2ч) Решение задач с помощью уравнений. (2ч) Задачи на концентрацию. (2ч) Деление с остатком. (2ч) Решение конкурсных задач. (2ч) Контрольная работа (1ч)
Глава 7. Вероятность и комбинаторика – 5 часов.
. Круговые перестановки. (1ч) Сложение вероятностей. (1ч) Решение конкурсных задач. (1ч) Итоговая контрольная работа (1ч) Тест (1ч)










Сентябрь










Октябрь







Ноябрь






Декабрь


Январь



Февраль




Март










Апрель




Май






















































13PAGE 15


13PAGE 14615