Программа факультативного занятия Занимательная математика для 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Казимировская средняя общеобразовательная школа
Руднянского района Смоленской области
Научно-техническое направление
для учащихся 9-10 лет (4 класс)
срок реализации 1 год (34 часа)
модифицированная
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Учитель начальных классов – Прудникова Н.В.
д. Казимирово, 2011 год.
- 2 –
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа факультативного занятия «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа. Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В основе познавательных способностей детей младшего школьного возраста как сенсорных (восприятие предметов и их внеклассных свойств), так и интеллектуальных лежит целенаправленное развитие познавательных процессов. Среди них в младшем школьном возрасте выделяются : внимание, воображение, память и мышление.
Уровень мышления младших школьников непосредственно связан с активностью произвольного внимания.
На факультативных занятиях для развития внимания используются задания, направленные не только на увеличение его объёма и устойчивости, но и на формирование умения переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности.
К заданиям, способствующим развитию внимания и восприятия, относятся задания типа: обвести контур различных геометрических фигур, определить взаимное расположение фигур в пространстве и на плоскости и т.д.
Задания по развитию у детей воображения включают: отыскание в абстрактных картинках целостных фигур или образов, дорисовку геометрических фигур, составление из линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур из палочек. Деление их на части и другие.
Для развития произвольной памяти применяются задания с приёмами логического запоминания. Решение логических задач опирается не столько на вычисления, сколько на рассуждения, требуют построения цепочки точных логических рассуждений с правильными умозаключениями.
Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи оживляются. Такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к математике. Особый интерес представляют головоломки, игры, арифметические ребусы. Они помогают максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Логические задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей. Лист бумаги и цветные карандаши или краски – вот и всё, что надо для их решения. С помощью задач на раскрашивание у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимооднозначное соответствие между элементами множества.
- 3 –
Факультативные занятия призваны обеспечить:
- прочную основу для развития познавательных способностей детей;
- повысить уровень математического развития и расширить кругозор детей;
- развивать интерес к занятиям математикой;
- углубить представления об использовании сведений по математике на практике;
- воспитывать настойчивость, волю, упорство в достижении цели.
Занимательные задачи знакомят учащихся с профессиями и увлечениями людей, жизнью в разных странах, современных и древних, содержат сведения о животных и растениях, а также имеют экологическую направленность.
Комплексный подход, используемый на занятиях, не только учит детей быстро решать задачи, но и развивает кругозор, воображение, чувство юмора, абстрактное и логическое мышление.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение всего года.
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧАЩИЕСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА:
- уметь решать занимательные задачи для развития логического мышления;
- знать содержание математических задач;
- уметь решать занимательные задачи сказочного характера;
- уметь разгадывать арифметические ребусы, головоломки, решать задачи – шутки;
- уметь выполнять различные упражнения со счётными палочками, числами, предметами;
- уметь применять свои знания на практике.
- 4 –
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
1.
Вводный урок.
1
2.
Занимательные задачи для развития логического мышления.
5
3.
Занимательные задачи для изучения мер времени.
3
4.
Сказочная арифметика.
6
5.
Задачи, воспитывающие исследовательские умения у младших школьников.
3
6.
Геометрия вокруг нас.
3
7.
В царстве смекалки.
3
8.
Цифры, числа.
3
9.
Занимательные задачи экологического характера.
3
10.
Занимательная арифметика.
3
11.
Заключительное занятие.
1
ИТОГО:
34 ЧАСА
- 5 –
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
1. Вводный урок – 1 час.
- Математика вокруг нас.
2. Занимательные задачи для развития логического мышления- 5 часов.
- Логические задачи на раскрашивание.
3. Занимательные задачи для изучения мер времени- 3 часа.
4. Сказочная арифметика- 6 часов.
- Занимательные задачи сказочного характера;
- Математическая сказка- задача «Приключения в царстве Математики»;
- Математические сказки «О нуле», «Победа знаний», «Герой планеты Фиалка».
5. Задачи, воспитывающие исследовательские умения у младших школьников – 3 часа.
6. Геометрия вокруг нас – 3 часа.
- Занимательная геометрия; задачи, связанные с квадратом.
7. В царстве смекалки – 3 часа.
-Арифметические ребусы, головоломки, задачи – шутки.
8. Цифры. Числа.- 3 часа.
- «Сказочные цифры»;
- Числовые суеверия и их несостоятельность, игры с числами и предметами.
9. Занимательные задачи экологического характера- 3 часа.
- Арифметика в гостях у насекомых;
- «Зелёная арифметика».
10. Занимательная арифметика – 3 часа.
-Старинные русские задачи, каменные арифметика;
- Подводная арифметика, арифметика в звёздном небе, арифметика и транспорт.
11. Заключительное занятие – 1 час.
- «КВМ».
- 6-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.Р.Ф.Соболевский «Логические и математические игры».
2.И.Леманн «2х2+ шутка».
3. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для младших школьников».
4. Е.И.Игнатьев «В царстве смекалки».
5. Л.И.Сорокин «Занимательные задачи по математике для учащихся 1 – 4 классов».
6. Журналы «Начальная школа»,1983 -2010 г.г.
7. Газеты «Начальная школа», 1992- 2010 г.г.
15