Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях
Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Цели:
Образовательные:
- закрепление навыка правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях;
- преобразование слов путем замены первого звука.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- формирования навыка самоконтроля за собственной речью.
- закрепление навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование: индивидуальное зеркало, презентация слайдами, пособия для дыхательной гимнастики: вертолетики, муляжи фруктов, мяч – ёжик.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуй, Алеша! Поздоровайся с нашими гостями.
1. ПсихогимнастикаА теперь давай поприветствуем свое тело. Повторяй за мной.
С добрым утром, глазки, Вы проснулись. С добрым утром, ушки, Вы проснулись. С добрым утром, ручки, Вы проснулись. С добрым утром, ножки, Вы проснулись.Глазки - смотрят, смотрят; Ушки - слушают, слушают; Ручки - хлопают, хлопают; Ножки – топают, топают. Я проснулся! Ребенок поглаживает закрытые глазки.Открывает глаза, смотрит в “бинокль”.Поглаживает ушки.Прикладывает ладонь к ушам.Поглаживает руки сверху внизВстряхивает кистями рук.Поглаживает ножки сверху вниз Прикладывает ладонь к глазам.
Прикладывает ладони к ушам.Хлопает ручками.Топает ножками.Потягивается высоко.
2.Дыхательная гимнастика:
«Аромат фруктов»: почувствовать чудесный вкус фруктов, медленно вдыхая его носом. Затем полностью удалить из легких использованный воздух, при этом произнося фразу: «Ах , какие ароматные фрукты».
«вертолетики»: помоги завести моторчики вертолетиков (вдох через нос, выдох через рот)
3. Артикуляционная гимнастика.
А теперь выполним упражнения для язычка. Возьми зеркало.
“Грибок”
рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз.
“Гармошка”
Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. (Руки имитируют игру на гармошке.)
“Лошадка”
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).
“Барабанщик”
Рот широко открыт, кончик языка “стучит” в альвеолы (д-д-д). одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
4.Коррекция мелкой моторики пальцев рук (слайд 5)
Разминочные упражнения с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
II.Основная часть.1.Автоматизация звука «Р» в словах:
А) «Где место звука?»: (слайд 6)
найди в какой позиции (начало, середина или конец) находится звук «Р» в следующих словах: рак, расческа, рубашка, самовар, радуга, парта, узор, арбуз.
Б) Проговори «слова-друзья» тройками (слайд 7)
Дар- пар- жар
Базар-комар-загар
Помидор -мухомор-светофор
Пир-жир-сыр
Кефир-зефир-мундир
Актер-боксер-шофер
В) Замени первый звук слова на звук "Р"(слайд 8)губка -нога -танец - мычать - коза -пугать - мука -шов -Объясни значение слов: ранец, рубка.
2.Физминутка.
Устал? А теперь давай встанем и немного подвигаемся:
Долгий путь мы прошагали
Сели, встали; сели, встали.
И стихи мы вспоминали,
Головою покачали,
Влево-вправо, влево-вправо,
А теперь наклон вперед
И затем наоборот.
3.Автоматизация звука «Р» в предложениях.
А) Повтори предложения (слайд 9)
Вот Вера и Мара.У Веры шары и у Мары шары.Рома идет на урок.Ира пасет корову.У Тамары карандаш.В ручке старое перо.
Б) Составь предложения по сюжетным картинкам (слайд 10)
– Рома собирает ромашки.– Юра покупает розы.– Рая пишет ручкой.– Нюра ест арбуз.
В) Отгадай загадку - назови отгадку (слайд 11-16)
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок) 2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) 3. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)
III. Итог занятия.
- Релаксация(мелодия «Весна»-пение птиц, шум речки, колокольчики).
- Поощрение.