Конспект индивидуального занятия на тему Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.


Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Автоматизация звук [Л] в словах и словосочетаниях.
«Наши имена».
Цель занятия: закрепить правильное произношение звука [Л] в речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Наши имена».
Задачи занятия:Обучающие задачи:
упражнение в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обогащение лексики родственными словами;
расширение и уточнение словаря по лексической теме занятия;
Развивающие задачи:
развитие фонематических процессов;
развитие мышления, памяти, воображения;
развитие органов артикуляции;
развитие дыхательного аппарата;
развитие мелкой моторики;
Воспитательные задачи занятия:
воспитание самоконтроля во время произношения звука;
воспитание усидчивости.
Оборудование:
Предметные картинки, карточка-схема для конструирования.
Речевой материал:
Текст загадки, текст скороговорки, материал для выполнения лексико-грамматических заданий.
Предварительная работа: рассматривание семейного альбома, игра малой подвижности «Цепочка слов», конструктивная деятельность «Выкладывание фигур из палочек».
Ход занятия.
Этапы занятия и длительность Действия логопеда Предполагаемые ответы детей
1. Организационный момент. 1 мин.
Введение в лексическую тему.
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у сына есть,
И у кошки есть,
И у собаки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Назови имена со звуком [Л] Ответ ребенка: «Имя».
Ответ ребенка
2. Сообщение темы. 1 мин. Сегодня мы будем повторять звук [Л] 3. Артикуляционная гимнастика. 4 мин.
«Качели»
Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы и удержи в таком положении под счет от 1 до 5. Подними широкий язык за верхние зубы и удержи под счет от1 до 5. Поочередно меняй положение языка.
«Чашечка».
Рот приоткрой, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, что бы язык принял форму чашечки.
«Грибок».
Улыбнись, покажи зубы, рот приоткрой и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открой рот. Ребенок выполняет упражнение
Ребенок выполняет упражнение.
Ребенок выполняет упражнение.
4. Дыхательная гимнастика.
2 мин. Поиграем в игру «Греем руки».
Поиграем в игру «Дышим носом» Ребенок дует на ладошки, меняя силу выдоха.
Ребенок поочередно вдыхает и выдыхает воздух, то правой то левой ноздрей.
5. Автоматизация звука.
4 мин.
Поиграем в игру
«Повторяй - ка».
Лариса, Володя, Мила, Николай, Илонна, Алла, Светлана, Слава, Клава, Данилл и др.
«Поймай - ка». Хлопни в ладоши, когда услышишь в имени девочки (мальчика) звук [Л].
«Запоминай - ка». Запомни и последовательно повтори слова (количество слов постепенно увеличивается): У Аллы лак (кукла, юла, стол, платок, клубника идр.)
«Запоминай - ка». Послушай скороговорку и запомни её. Ла-ла-ла, ла-ла-ла-
Мила в лодочке плыла,
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела. Ребенок проговаривает слова – имена за образцом.
Ребенок слушает и хлопает в ладоши.
У Аллы лак. У Аллы лак, кукла. У Аллы лак, кукла, юла …
Прослушивание образца.
Совместное проговаривание с логопедом. Самостоятельное проговаривание ребенком.
6. Развитие мелкой моторики. 3 мин. Поиграем в игру «Конструктор» Конструирует из счетных палочек свою фотографию.
7. Подведение итогов.1 мин.
Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Давай вспомним, какие слова мы сегодня называли?
Какой звук часто повторялся? Мы называли имена девочек и мальчиков. Часто повторялся звук [Л].