Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда Автоматизация звука Ш в прямых и обратных слогах, словах
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения на тему:
«Автоматизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах и словах»
Подготовила и провела: учитель-логопед МАДОУ д/с №9
«Петушок» Каткова Э.Ю.
Благовещенск – 2014г.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить артикуляцию звука [ш] изолировано, в слогах, в словах;
- продолжать формировать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение ориентироваться в пространстве, на мониторе компьютера;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- формировать правильный и длительный выдох;
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах и определять позицию звука);
- развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании окончании существительных в родительном падеже единственного и множественного числа женского рода);
- развивать внимание, память, моторику пальцев рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, желание выполнять задания правильно и формировать контроль за собственной речью.
Материал и оборудование: монитор, компьютерная презентация, игра «Мышкин погребок».
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Заходим с ребенком в кабинет)
- Здравствуй, Полина! К нам на занятие сегодня пришли гости. Давай с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- Посмотри Полина, какое яркое, радостное солнышко нас встречает. Давай поздороваемся с солнышком (Здравствуй, солнышко!) Сегодня прекрасный день, я рада тебя видеть, надеюсь, что у тебя тоже хорошее настроение. Давай настроимся на работу.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
II. Основная часть.
- Молодец! Садись.
- Какой герой нас сегодня пригласит к себе в гости, ты узнаешь, отгадав загадку:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (мышь)(Слайд 2)
- Верно. Сегодня ты встретишься с маленькой Мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Но прежде чем отправиться в путь нам вместе с мышкой нужно подготовиться.
1. Пальчиковая гимнастика «Перчатка». Слайд 2.
- Мышка предлагает поиграть с ней, и «разогреть» наши пальчики.Весёлая мышкаПерчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши "ковшом" Мышат позвала. Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Им корочку хлебаДала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Отшлёпала всех Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). И отправила спать. Ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку (спим).
1. Артикуляционная характеристика звука. Слайд 3.
- Полина, ты помнишь, какой звук мы учились произносить? (Звук Ш).
- Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
- Давай, определим, какой это звуку. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
- Почему ты считаешь, что он согласный? (Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).
- А теперь давай проверим какой воздух идет, когда мы произносим звук Ш, подуй на ладошку. (Теплый). А куда она идет? (Вперед)
- Ты сказала, что звук Ш глухой. Докажи это.
(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).
- Полина, теперь мы можем сделать вывод, что звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой и обозначаем синим цветом.
- Полина, какой герой нас приглашает в путешествие? Она приготовила нам небольшую карту, чтобы мы ничего не перепутали и не забыли. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. (показываю карту). Начало нашего пути у нас будет от левого нижнего угла. Что там нарисовано? (Домик). Значит, путешествие начнем от домика.
2. Артикуляционная гимнастика. Карточки артикуляционных упражнений.
- В этом домике живет мышка. Вышла Мышка на улицу, взяла «Лопатку», да грядку в саду поправила. Поработав, решила на качелях покачаться «Качели». Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «Чашечку» налила чай. Выпила чай с блинчиками «Блинчик», с бубликом «Бублик» и с конфеткой «Конфета». А потом вспомнила, что у нее «Варенье вкусное» есть, его поела и вышла в сад.
3. Формирование правильного длительного выдоха. Слайд 4.
- Это Мышкин сад. Ей очень хочется развести цветы, но у нее не получается. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки. Может, тогда они вырастут в саду у мышки. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.
- Молодец! Мышка всегда мечтала о таком саде. Куда же нам теперь идти? Давай посмотрим на карту.
4. Закрепление изолированного звука [ш]. Игра «Прошурши как листочки».
- Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка пробежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и прошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а ты закончи, если правильно скажешь, то появится сам предмет: (показываю картинки)
мы ду камы малы
5. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах. Игра «Утка в камышах». Картинка Камыши.
- Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и прошурши, как они:
Ша – ша – ша Шо – шо – шо Шу – шу – шу Шы – шы – шы
(Ребенок качает поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).
- А кто же тут прячется в камышах? Это утки. Испугалась утки, захлопали крыльями. Покажи, как она это делает:
аш – аш – аш ош – ош – ош ыш – ыш – ыш уш – уш – уш
(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев).
6. Зрительная гимнастика.
- Мы уже долго путешествуем. Наши глазки устали, давай дадим им отдохнуть, выполним гимнастику для глаз.
Открываем глазки – раз,А зажмуриваем – два,1-2-3-4,Раскрываем глазки шире.А теперь опять сомкнули,Наши глазки отдохнули.
7. Автоматизация звука в словах. Слайд 5.
- Что подсказывает нам карта? (Впереди полянка). Полина на этой поляне у мышки есть небольшой тайник, здесь она хранит некоторые вещи. Сейчас мышка хочет немножко отдохнуть на этой полянке и разобрать вещи. Давай ей поможем, предметы в названиях, которых есть звук Ш положим в лукошко, а остальные уберем в сундучок. (Ребенок выполняет задание).
- Молодец! Проговори еще раз предметы, которые положили в лукошко. А теперь найди место звука Ш в слове. Слова: лягушка, шапка, лошадка, машинка.
(лягушка, звук ш находится в середине слова; шапка, звук ш находится в начале слова; душ, звук ш находится в конце слова; лошадка, звук ш находится в середине слова; машина, звук с находится в середине слова.)
8. Автоматизация звука в словах (образование существительных родительного падежа и существительных множественного числа).
- По дорожке Мышка привела нас в магазин. Хочешь узнать, что она купила в этом магазине? Мышка купила (Показываю картинки: лошадку, машинку, лягушку, шапку.)
- А потом подумала и решила и друзьям купить. И у нее теперь много (Показываю картинки: лошадок, машинок, лягушек, шапок).
- Пришла пора возвращаться домой. Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вот и домик Мышки.
- Полина, наше занятие подходит к концу, и мышке стало грустно. Давай познакомим мышку с игрой «Доскажи слово», чтобы она могла потом поиграть со своими друзьями.
Зашуршали тихо шины
Это едет к нам машина.Вот бежит малышка Серенькая мышка.
И в лесу мы, и в болоте,Нас везде всегда найдете:На поляне, на опушке,Мы зеленые... лягушки.
- Мышка очень обрадовалась и улыбнулась.
9. Рефлексия занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей очень хорошо помогала! С каким звуком мы сегодня работали? (Ш – ш – ш).
- Молодец. Получай подарок от мышки. Что это? (Карандаши). Она не просто так подарила тебе карандаш. Мышка предлагает тебе дома нарисовать небольшую картину про мышку, про наше путешествие, а на следующем занятии нам покажешь. Вечером, когда ты встретишься с родителями, обязательно расскажи им о нашем путешествии и поиграй в игры, которые тебе запомнились и понравились.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315