Конспект интегрированного разновозрастного занятия Война в музыке и живописи
Тема занятия: Война в живописи и песне.
Образовательные задачи:
Познакомить школьников с песнями военных лет, творчеством поэта -
песенника Алексея Фатьянова.
Познакомить детей с творчеством художников, написавших картины о войне.
Закрепить графические умения и навыки.
Развивающие задачи:
Активизировать творческое воображение учащихся для решения изобразительной задачи.
Развивать у детей чувство гражданственности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшему поколению, гордости за свою Родину.
Оборудование:
Картины-репродукции: «Брестская крепость» Н.Я.Бут; «Оборона Севастополя» А.А.Дейнека; «Отдых после боя» Ю.М.Непринцев; «Бой под Моздоком в 1943 году» Ф.П.Усыпенко.
Фонограмма песен: «С чего начинается Родина?», Священная война», «В землянке», «Соловьи», «Катюша», «Эх, дороги»;
ТСО: музыкальный центр «LG», синтезатор «CASIO»;
У учащихся: альбомы, карандаши, кисти, краски, палитра.
УМК «Школа России».
План занятия.
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
Организационный момент
Проверяет готовность к занятию, сообщает тему урока, включает фонограмму песни «С чего начинается Родина?»
Проверяют готовность к занятию, слушают фонограмму, отвечают на вопросы учителя.
Актуализация знаний. Вступительная беседа.
Рассказывает детям о первых днях Великой Отечественной войны, включает фонограмму песни «Священная война»
Слушают рассказ учителя, фонограмму песни «Священная война».
Слушают отрывок из стихотворения «Ах война, что ты сделала подлая», который читает учащийся 4 класса.
Слушают рассказ учителя, рассматривают представленные репродукции.
Знакомство с репродукциями картин: «Брестская крепость» Н.Бута, «Оборона Севастополя» А.Дейнека.
Рассказ учителя о сюжетах данных репродукций.
Знакомство с творчеством поэта песенника Алексея Фатьянова.
Включает фонограмму песни «В землянке», показывает репродукцию картины «Отдых после боя» Ю.Непринцева, рассказывает о значении песни на войне. Включает фонограмму песни «Соловьи».
Учащийся 4 класса читает стихотворение «Да, в войну бывало всяко»
Слушают фонограмму песни «В землянке».
Рассматривают репродукцию картины Ю.Непринцева «Отдых после боя».
Слушают рассказ учителя о значении песни в годы войны и учащегося 4 класса о биографии А.Фатьянова.
Слушают фонограмму песни на слова А.Фатьянова «Соловьи»
Знакомство с репродукцией картины Ф.П.Усыпенко «Бой под Моздоком в 1943 году»
Рассказывает о ракетно-зенитном комплексе «катюша». Показывает репродукцию картины.
Включает фонограмму песни «Катюша».
Слушают рассказ учителя, рассматривают репродукцию картины «Бой под Моздоком в 1943 году» с изображением обстрела из ракетной установки. Слушают фонограмму песни «Катюша» (Сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера).
Знакомство с песней «Эх, дороги»
Читает стихотворение, рассказывает о военных дорогах, включает запись песни «Эх, дороги»
Слушают рассказ учителя и фонограмму песни «Эх, дороги» (сл. Л.Ошанина, муз. А.Новикова).
Слушанье песни «Журавли».
Исполняет песню «Журавли».
Слушают стихи и песню в исполнении учителя.
Читают стихи и знакомятся с песней.
Разучивание песни «Бравые солдаты» учащимися.
Аккомпанирует на синтезаторе.
Заучивают песню «Бравые солдаты» по куплетам под руководством учителя и учащихся 3 – 4 кл.
Исполняют песню для уч-ся 1-2 кл. Разучивание двух куплетов с учащимися 1 – 2 классов.
Хоровое исполнение выученных куплетов песни с маршировкой.
Практическая работа – рисование на тему «Наша Армия родная».
Организует практическую работу, консультирует.
Организует выставку работ учащихся.
Выполняют практическую работу, составляют композицию на заданную тему. Старшие учащиеся оказывают помощь младшим товарищам.
Итог занятия. Рефлексия.
Подводит итоги, задает вопросы по содержанию занятия. Проводит рефлексию.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое отношение к проведенному занятию (раскрашивают нотки соответствующими цветами).
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина?» (Сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера).
- Ребята, а как вы бы ответили на этот вопрос?
Родина – это место, где вы родились. Родина – это страна, в которой вы живете. Все мы любим свою Родину. Вот поэтому в годы великих испытаний, когда грозная опасность нависла над нашей страной, весь советский народ поднялся на борьбу с врагом, на защиту своей Родины.
II. Актуализация знаний. Вступительная беседа.
Звучит первый куплет песни «Священная война» (Сл.В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).
- Эта песня, написанная в первые дни войны, звучала по всей стране. Эта была песня-призыв. Она звала всех встать на смертный бой с фашистами. И тысячи людей – мужчины и женщины, юноши и девушки, шли в военкоматы, чтобы пойти на фронт, чтобы бить ненавистного врага.
Ах, война, что ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите Но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад! (Булат Окуджава)
1418 невероятно трудных дней и ночей длилась эта война.
1418 дней разлук, жестокой борьбы, голода, невыносимых потерь.
1418 дней подвигов, самоотверженности и героизма.
В ней было всё: опалённые города и сёла, горечь отступления и смерть близких. И прежде чем, дойти с победой до Берлина, война обошла каждый восьмой дом, каждую восьмую семью, раздавая похоронки.
III. Знакомство с репродукциями картин.
- Эта картина называется «Брестская крепость». Написал её художник Николай Яковлевич Бут.
Ранним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут на Брест упали тысячи бомб и снарядов. Подвиг героев крепости в истории беспримерен. Они первыми испытали удар и сражались более месяца, не зная о судьбе фронта. Немцы уже взяли Смоленск и Минск, а в крепости всё шли бои. На ее бастионах развевалось Красное знамя.
Великие минуты подвига изображены на картине заслуженного художника РСФСР Николая Бута. Последняя атака. Яростно бьёт фашистов пулеметчик. Рушатся стены. Казалось бы, камень не может устоять! Но сила духа бессмертна!.
Подвиг гарнизона Брестской крепости стал памятником нашей воинской славы. Ему и посвящена эта картина.
- Следующая картина «Оборона Севастополя», которую написал художник А.А.Дейнека.
Он писал картину в 1942 году, когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет рукопашный бой.
20 миллионов погибших советских людей Никакой мерой не измерить это горе. Из 11 660 юрьев-польцев, ушедших на фронт, 7 750 человек не вернулись домой, отдав свои жизни за свободу и независимость любимой Родины.
IV. Знакомство с творчеством нашего земляка поэта-песенника Алексея Фатьянова.
Да, в войну бывало всяко,
Но, пройдя сквозь грозный шквал,
Даже в смертный час, однако,
Брат-солдат не унывал.
И в короткий час привала
В те военные года
Души ваши согревала
Песня добрая всегда (Алексей Фатьянов)
Звучит песня «В землянке» ( Сл. А.Суркова, муз. К.Листова).
Во время прослушивания песни дети рассматривают репродукцию картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя».
Песни помогали на войне солдатам. Они шли с ними по болотам, лесам и полям, помогали им жить воевать, работать, поддерживали их в трудную минуту, а в светлые мгновения делали радость ещё ощутимее. Песни неотделимы от нас, от наших чувств, мыслей, надежд. Они всегда с нами
- Вот как рассказывает ветеран войны Николай Старшинов о встрече с песней, автором которой был замечательный поэт–песенник наш земляк Алексей Фатьянов:
«Августовским утром 1943 года, после длительного ночного марша по смоленским чащобам и болотам, наша часть вышла на опушку леса. Мои товарищи в полном боевом снаряжении – с винтовками, автоматами и пулеметами – от усталости едва не валились с ног.
Тут мы услышали отчаянно весёлую, зажигательную песню, а только потом увидели наших разведчиков, лежащих среди некошеной травы в маскировочных халатах.
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь -
выводил один из них, привстав на колено. А его товарищи подхватывали:
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка сама
О том, как черноглазая
Свела с ума
В песне было столько удали и задора, что как-то сама собой забылась усталость, словно у нас прибавилось сил
Так полвека назад я впервые встретился с песней Алексея Фатьянова».
- Алексей Иванович родился в 1919 году в селе Малое Петрино Владимирской области, недалеко от города Вязники.
Русская природа, русский уклад жизни, русская речь и русские песни окружали поэта с самого детства. Вот почему всё это так естественно живёт в его поэзии.
Когда началась Великая Отечественная война, Фатьянов отправился на фронт. Он был рядовым солдатом и корреспондентом военных газет. Вот откуда в его стихах такое знание фронтовой жизни, такое понимание солдатского сердца.
- Послушайте ещё одну из песен, написанную на стихи Алексея Фатьянова. Эта песня звучала на всех фронтах, ее пели солдаты в короткие передышки между боями, ее исполняли артисты фронтовых агитбригад.
Звучит песня «Соловьи» .
V. Знакомство с репродукцией картины Федора Павловича Усыпенко «Бой под Моздоком в 1943 году» и песней «Катюша».
- А сейчас я прочту вам отрывок из воспоминаний ещё одного ветерана-фронтовика Николая Алексеевича Листикова.
«В одну из январских ночей 1943 года в машине находился только я и дежурный связист, украинец Костенко. Он поддерживал связь с дивизионами полка по рации, а с командованием полка – по телефону.
Войск с обеих сторон было очень много, эфир был переполнен разговорной речью, иногда на одной волне вели переговоры и наши и немцы.
Рация была настроена на прием. Вдруг мы услышали на ломаном русском языке: «Рус, слушай, мы будем передавать вам концерт!»
Надо заметить, что немцы – любители музыки, у многих из них были губные гармошки. Но мы услышали звуки баяна – звучал вальс. Только музыка быстро смолкла. Костенко, чтобы не быть в долгу, переключил рацию на передачу. В эфир понеслось: «Фриц, слушай теперь нашу музыку – сейчас «Катюша» будет давать концерт!»
Немец понял намёк и начал ругаться»
Речь шла о гвардейской минометной установке, которую солдаты ласково называли «катюша». Фашисты очень боялись «концертов» этих орудий.
Показ репродукции «Бой под Моздоком в 1943 году» Ф.П.Усыпенко.
- Ранней весной 1943 года войска Закавказского фронта перешли в наступление. Всё пришло в движение. Огненные мечи ракетных установок «катюш» обрушились на врага.
«Катюша» - так называлась ещё одна из фронтовых песен, которая была очень популярна в годы войны. Эту песню знали и любили все. Вот поэтому прозвали солдаты боевые установки «Катюшами».
Звучит песня «Катюша» (Сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера).
VI. Знакомство с песней «Эх, дороги».
Как длинна была дорога
От родимого порога
Через всю войну!
Дороги войны Сколько их было пройдено советскими воинами по степям, болотам, каменистым перевалам и холмам, лесам и чистым полям
Звучит песня «Эх, дороги» (Сл. Л.Ошанина, муз. А.Новикова).
VII. Слушанье песни «Журавли».
Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.
И там, где брались с кровью, с боем
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.
Ушла война, оставив списки
Погибших в праведном бою.
Застыли скорбно обелиски
В недвижном, каменном строю.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
М. Исаковский.
Исполнение песни «Журавли» учителем (Сл. Р.Гамзатова, муз. Яна Френкеля).
VIII. Разучивание песни «Бравые солдаты» ( Сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко).
1. Знакомство с песней – исполнение учащимися 3 – 4 классов.
2. Заучивание первого куплета.
3. Заучивание второго куплета.
4. Хоровое исполнение песни учащимися с маршировкой.
5. Исполнение песни по куплетам: первый куплет поют мальчики, а
второй – девочки.
IX. Практическая работа - рисование на тему «Наша армия родная».
Этапы выполнения работы:
Композиция рисунка..
Тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта, размечаем высоту и ширину основных фигур. Проверяем композицию.
Выполнение карандашного наброска..
Тонкими вспомогательными линиями рисуем силуэты фигур (солдаты, техника, орудия ит.п.). Проверяем пропорции.
Работа с цветом.
На палитре подбираем нужные оттенки краски. В начале докрашиваем небо, затем землю.
Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали.
Выставка работ учащихся.
X. Итог занятия. Рефлексия.
Использованные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15