Программа разновозрастного отряда (РВО) без питания «Хорошее настроение +» для детей с ограниченными возможностями

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_______________
Н.Г.Анянова







Название программы
Программа разновозрастного отряда (РВО) без питания «Хорошее настроение +» для детей с ограниченными возможностями

Название организатора-заявителя
МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Карагайского муниципального района Пермского края

Ф.И.О. руководителя программы
Бабина Надежда Алексеевна

Должность
Учитель

Ф.И.О. руководителя организации-заявителя
Анянова Наталья Геннадьевна


Телефон
8-34-279-3-53-81

Срок и продолжительность выполнения программы
Июнь 2014 года

Место реализации программы
с. Рождественск Карагайского муниципального района Пермского края

Когда и кем утверждена













Программа разновозрастного отряда (РВО) без питания
«Хорошее настроение +»

Цель программы разновозрастного отряда детей:
создание безбарьерной среды для развития детей с ограниченными возможностями.

Основные направления:
-спортивно-оздоровительное;
-интеллектуальное;
-духовно-нравственное;
-культурологическое.

Сроки: 02.06.2014 – 27.06.2014

Ожидаемые результаты:
- расширение круга друзей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование позитивного отношения к жизни.


Описание программы
Комплекс мероприятий распределяется по 4 модулям: здоровье, интеллект, нравственность, культура. Занятия проводятся 5 раз в неделю по 1часу. Во время каждого занятия будут проводиться минутки здоровья. (Приложение 1).
Уникальность данной программы состоит в возможности разностороннего реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями:
– оздоровление (игротерапия, игры, физкультминутки, соревнования на свежем воздухе);
– социально-коммуникативная реабилитация (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп; изменение социальной роли);
-социально - психологическая реабилитация (социальная активизация в процессе занятий: наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), повышение собственной самооценки);
–  социально - культурная реабилитация (концерты, конкурсы, выступления творческих коллективов ЛОК);
–  социально - педагогическая реабилитация: 
1.обучение творческой деятельности в малых группах;
2.дифференцированные задания.
«Ты не одинок в этом мире” - реализация этой идеи РВО поможет детям и подросткам- инвалидам, многие из которых в силу своих физических и психологических проблем замкнуты, закомплексованы и одиноки, приобрести новых друзей, старших товарищей и понять, что вокруг есть люди, готовые помочь им научиться общаться и жить в здоровом обществе.

Анализ работы
Опыт работы по данному направлению еще слишком мал. Лишь в течение ЛОК 2013 г. ребята из РВО «Радуга» посещали детей-инвалидов на дому, проводили игры, читали книги. Каждый ребенок был посещен 2 раза. Во время общения со сверстниками дети с ограниченными возможностями чувствовали себя скованно.


Проблемы

В нашей школе 6 детей с ограниченными возможностями. Часть из них обучается на дому и может общаться только с родственниками. Один из них не имеет возможности выходить за пределы своего дома самостоятельно, да и остальные дети часто требуют сопровождения взрослых.
Летние каникулы составляют значительную долю годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей- инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Мы дарим детям-инвалидам новую жизнь- жизнь в кругу своих сверстников, чтобы они не чувствовали себя ущемлёнными, обделёнными.
Программа разновозрастного отряда «Хорошее настроение +» дает возможность развить коммуникативные навыки, расширить круг общения среди сверстников, активно отдохнуть через новые формы деятельности.
Данная программа краткосрочная, она реализуется в период летних каникул. Рассчитана на учащихся МБОУ «Рождественская СОШ» с ограниченными возможностями.
Цель: создание безбарьерной среды для развития детей с ограниченными возможностями.

Задачи:
1. Приобщить к культурным ценностям. Познакомить с творчеством П.П.Бажова, П.Куна, П.И.Чайковского.
2. Сформировать позитивное отношение к миру, к окружающим людям, к спортивным занятиям.
3.Апробировать индивидуальную и групповую работу с детьми-инвалидами в условиях ЛОК.
4.Развивать творческие способности и коммуникативные качества.

Период реализации программы: со 02.06.2014 – по 27.06.2014
Время работы: по графику, составленному с родителями
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями в количестве 6 человек.


Основное содержание программы, стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Организованный отдых для детей с ограниченными возможностями во время летних каникул – эффективная воспитательная форма. Создаются условия для оздоровления, для межличностного общения, развития духовно-нравственного потенциала. Новые друзья, новые дела, новые знания и впечатления – залог радости, удовлетворенности, хорошего отдыха.

Формы работы
(индивидуальные и коллективные)

- просмотр и анализ презентаций;
- чтение художественных произведений;
- спортивные игры и состязания;
- составление коллажей;
-игры;
-творческие мастерские;
-конкурсы;
-КТД.


№п/п
Название модуля

Краткое описание

1.
Здоровье

Презентация об олимпиадах в Сочи. Чтение мифов.
Составление коллажа.
Спортивные игры.

2.
Интеллект

Чтение сказок. Видеовикторина. Видеопутешествие. Конкурс рисунков.
Прогулка на природу. Творческие зарисовки.

3.
Нравственность

Встреча с призером НИК. КТД.
Анализ притчи. Творческие рисунки.
Развивающие игры. Фотоколлаж.

4.
Культура

Просмотр детских рисунков, чтение сочинений. Творческая работа. Развивающие игры
Творческая мастерская. Конкурс чтецов.


5.
Итоги работы
Выставка творческих работ.



План-сетка

Дата
Название мероприятия

02.06.14
Открытие площадки «Здравствуйте! Это Я».
КТД «Хорошее настроение».


03.06.14
Просмотр презентации «История Олимпийских игр».
Чтение мифов.


04.06.14
Беседа «Герои Олимпиады -2014».
Составление коллажа.


05.06.14
Малые Олимпийские игры.

06.06.14
«А сказка остается с нами!» Чтение сказов П.Бажова. Видеовикторина. Конкурс рисунков.


09.06.14
КТД «Тайна малахитовой шкатулки».

10.06.14
«Древняя Русь. Святые места». Видеопутешествие.

11.06.14
«Музыка Лета». Прогулка на природу. Творческие зарисовки.

12.06.14
«Тайна имени». Встреча с Дюковой Д., ученицей 5 класса, призером районной НИК.



13.06.14
«Добро и Зло в жизни и в малых фольклорных жанрах».
Встреча с руководителем фольклорного ансамбля «Калинка» Козыревой Л.А.


16.06.14
«Добро и Зло в притчах». Чтение и анализ притчи. Творческие рисунки.


17.06.14
«Улыбка моя, где ты?». Развивающие игры. Фотоколлаж. Выразительное чтение стихотворений Тютюкина.


18.06.14
«Мир глазами детей». Просмотр детских рисунков, чтение сочинений. Творческая работа.

19.06.14
Творческая мастерская «Встреча с Агнией Барто».
Конкурс чтецов.

20.06.14
«Мир детской песни». Прослушивание песен.
Разучивание.

23.06.14
Творческая мастерская «Люблю тебя, родной Рождественск».

24.06.14
Закрытие площадки. КТД «До свиданья, друзья, до свиданья».



Механизм реализации программы

Подготовительный этап (ФЕВРАЛЬ)
Разработка программы РВО
Основной этап (ИЮНЬ)
Реализация программы
Итоговый этап (СЕНТЯБРЬ)
Подведение итогов, анализ выполнения программы

Планируемые результаты

-расширение круга друзей;
- развитие коммуникативных навыков;
-формирование позитивного отношения к жизни;
-встречи с интересными людьми.

Дальнейшее развитие программы

Планируем продолжить деятельность РВО. Поможем детям, подружившимся на площадке, организовать общение через Интернет-почту. Организуем шефскую помощь классов над каждым ребенком-инвалидом с сентября 2014 года. А в каникулярный период шефы организуют для них игровые программы.









Приложение 1.
МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ
“Ленивая” – дети стараются потянуться в сторону неба, земли, друг друга, где здороваются глаза, ладони, локти с соседом, с небом, с землей и т.д. 
“Кошка” (или другое домашнее животное), которая разминает свои лапы, шею, пытается достать головой разные части своего тела. Заканчивается упражнением для ушей, “хвоста”, “усов” и даже, для веселого настроения, упражнением в мяуканье.
“Музыкальная” - все поют гимн утру, гласным звукам, новому дню, дню рождения. Произносят скороговорки, упражняют губы, помогая им руками, головой, при медленной, быстрой ходьбе, на бегу. В конце – общая песня. 
“Копируем артистов цирка” – животных на арене: “пони” идут по кругу, встают на задние копыта, несут “всадника” на руках. Их сменяют переваливающиеся с одной ноги на другую “пингвины”. Слушая команды “дрессировщика”, “тюлени” попытаются крутить обручи на шее и мяч на носу, “тигры” поворачиваются налево и направо, прыгают с одной воображаемой тумбы на другую и т. Д.
“Растения”, которые в течение дня меняют свое положение, поворачивают цветки, стебельки, листья, а корни (т.е. ноги) ищут опору, перемещаются по поверхности...
(Вариантов много, главное – настрой на весь день – оптимистичный, жизнерадостный для каждого ребенка, за 10 минут зарядки должно прозвучать каждое детское имя с положительной оценкой).

15