Конспект разновозрастного урока во 2,3,4 классах. Тема «Слово, предложение, текст — языковые единицы речи»
Проект разновозрастного урока во 2,3,4 классе
Тема: Слово, предложение, текст - языковые единицы речи.
Тип урока: повторение и актуализация полученных знаний
Учитель: Лебедева Наталья
Александровна
МБОУ «Никольская ООШ
им. Н.М.Рубцова»
Тотемский район
2012 год
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках.
2 класс
3 класс
4 класс
Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове и предложении, их основных признаках и различиях.
Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - предложении и тексте, их основных признаках и различиях.
Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их основных признаках.
Закрепление умений выделять языковые единицы речи на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, различать по основным признакам.
Формирование:
- коммуникативных УУД через работу в разновозрастных группах, аргументацию собственного мнения, построение монологических высказываний, постановку вопросов;
- регулятивных УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и товарищей по группе;
- познавательных УУД через анализ, сравнение, преобразование и обобщение информации, ИКТ;
Задачи:
Выяснить основные признаки и различия слова и предложения;
Учить находить и различать слово и предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их;
Учить устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
Выявить знание детей о знаках препинания в конце предложения, главных членах предложения- подлежащем и сказуемом и умений выбирать нужный знак и находить подлежащее и сказуемое.
Установить основные признаки слова, предложения и текста;
Закрепить умение находить и различать слово предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их; работать с деформированным текстом;
Закрепить умение устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
Закрепить знание детей о знаках препинания в конце предложения и умения обосновывать выбор знака, Закрепить знание детей о главных членах предложения и умений выделять их.
Обобщить основные признаки слова, предложения и текста;
Обобщить умение находить и различать слово предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их; работать с деформированным текстом;
Обобщить знание детей о видах предложения по цели высказы-вания, знаках препинания в конце предложения и умения обосно-вывать выбор знака,
Закрепить знание детей о главных и второстепенных членах предложения и умений выделять их.
Развивать каллиграфический навык письма; орфографическую зоркость; умение работать над лексическим значением слова по словарю; умение работать в разновозрастных группах и самостоятельно; формировать речевую активность обучающихся, обогащать словарный запас ребёнка;
Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающей природе и родному языку; уважение и понимание партнёра по группе.
этап
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся 2 класс
Деятельность учащихся 3 класс
Деятельность учащихся 4 класс
Вводно - мотивационный
10
1. Фронтальная беседа о времени года.(осень)
- Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года? По каким признакам вы определили? Правда ли, что осень - художница? Докажите! Какие краски использует осень? ( вывешивается картина И.Левитана «Золотая осень».)
2. Работа с транскрипцией и написанием слова «осень». Выделение безударной гласной и объяснение её написания.
- Произнесите слово. Сколько звуков в слове? Запишем слово звуками. Запишем слово буквами? Что заметили? ( букв больше чем звуков; звук [и], а буква е, и т.д.)
- второклассники, объясните, почему букв больше, чем звуков? Приведите примеры таких же слов.
- третьеклассники, почему есть несовпадение звука и буквы? Назовите ошибкоопасное место. Как называется данная орфограмма? Объясните написание безударной гласной в корне слова.
- четвероклассники, приведите 2-3 слова на данную орфограмму.
(над картиной вывешивается карточка
3. Работа над лексическим значением слова «осень».
- Кто может объяснить лексическое значение слова «осень»? слушайте друг друга внимательно. У кого есть дополнения? Кто думает по-другому? Проверим ваши предположения. Четвероклассники, прочитайте толкование слова в словаре. Все ли правильно объяснили лексическое значение данного слова?
4. Игра «Слово - магнит». (под картиной вывешивается «магнит» - рисунок)
-Какие слова притягивает слово - магнит «осень»? ( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты, учитель записывает на доске).Молодцы! как много слов мы смогли подобрать все вместе. Они пригодятся нам для дальнейшей работы.
- ребята, посмотрите, как хорошо работать всем вместе, помогать товарищам, дополнять друг друга, выслушивать мнение другого. А сейчас вы разделитесь на группы - второклассник, третьеклассник, четвероклассник. (ребята делятся на группы).
5. Постановка темы и целей урока.
- Осень вам принесла интересное задание. Ваша задача - всей группой выполнить задание на карточке. (приложение1 )1. Дети работают в разновозрастных группах.
2. Обсуждение результатов работы. ( результаты выходят на слайде)
- посмотрите внимательно на результаты вашей работы. Прочитайте, что у вас получилось.
Это будет темой нашего урока.
3. Беседа о том, что дети уже знают.
Как вы различили данные группы, по каким признакам? Назовите признаки слова, предложения, текста. Как вы можете находить данные единицы, а ещё что можете делать сами с данными речевыми единицами? Определите цель нашего урока: ( на доске записана цель с пропуском ключевых слов).
Цель урока: повторить и актуализировать знания о__________________________________.
Закреплять умения ___________ языковые единицы речи на слух и в печатном тексте, называть и ____________ данные языковые единицы, различать по __________признакам, составлять ________________________.(цель высвечивается на слайде)
По каким критериям будете оценивать свою работу? (приложение 2).- слайд
4. Минутка чистописания:
Какая буква лишняя, почему? (ь)
На какие группы можно разделить остальные буквы? (обозначающие гласные и
согласные звуки ) - о,е; с,н
чем отличаются гласные? Согласные?
Задание для чистописания: 2 класс - ь, ое, ео, сн,нс ,осень, листья
3 класс - соединения, ое, ео, сн,нс, ьн, ьс ,нь, сь, ье, ьо . Наступила золотая осень.
4 класс - всевозможные соединения из двух букв, трёх букв,
всех букв. Наступила золотая осень. Шуршат опавшие
листья.
(взаимопроверка и оценка работы партнёров в группе)
Основной этап
25
1. Самостоятельная работа по теме урока. (предварительная самооценка )приложение 3.
Учитель организует работу в одновозрастных группах. Сообщает задание для 2,3 и 4 классов.
Наблюдает за работой учащихся.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание:
Разделите слова, данные на карточке, на группы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание:
Составьте из данных на карточке слов предложения, чтобы получился текст.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание:
Выбери из данных предложений предложение об осени, дополни так, чтоб получился текст из 4-5 предложений.
2. Обсуждение результатов самостоятельной работы, первичное закрепление
Учитель организует фронтальную проверку, подключает к обсуждению и дополнению учащихся других классов.
Учитель на слайде выводит определения слова, предложения, текста.
Учитель организует обсуждение детьми работы товарищей.
Учащиеся сообщают результаты самостоятельной работы, дают комментарии, обсуждают варианты других обучающихся, задают вопросы, отвечают на вопросы других ребят, дополняют.
Обобщение по результатам самостоятельной работы, основные моменты выносятся на слайд.
Сообщают, что слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета
Уточняют, что многие слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, дают им определение (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Сообщают существен-ные признаки данных частей речи)
Сообщают, что в предложении:
- в конце предложения ставится точка
- первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- предложения состоят из слов
уточняют, что в предложении:
- слова связаны между собой по смыслу
- в конце предложения ставится точка, вопроси-тельный или восклица-тельный знак
- первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Уточняют, что по цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные,
- вопросительные,
- побудительные
По интонации:
- невосклицательные,
- восклицательные
Доказывают, что слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
Сообщают, что текст состоит из предложений.
Уточняют, что текст состоит из предложений, связанных по смыслу и общей темой.
Уточняют, что
- в тексте предложения связаны темой и главной мыслью
- в тексте выражается законченный смысл
- текст можно озаглавить
3. Совместная коллективная работа с текстом карточки.(4)
Называют слова - предметы, признаки,
действия
Дают определение имени сущ-ного, имени
прил-ого, глагола
Определяют род, число, склонение сущ-ых, род,
число прил-ых, время глагола, уточняют определения
Основной этап
Считают количество предложений в тексте, устанавливают последовательность расположения предложений в тексте
Характеризуют предложения по цели высказывания и интонации.
Работают с текстом.
Выделяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Выделяют предложения разные по цели высказывания и интонации.
4. Работа с учебником.
Учитель организует работу в одновозрастных группах. Сообщает задание для 2,3 и 4 классов.
Наблюдает за работой учащихся. Корректирует.
Упражнение 2.
Дополнительное задание:
-составляют ли данные предложения текст? Докажите. Определите тему. Озаглавьте текст.
Во 2 предложении найди подлежащее и сказуемое.
Упражнение 6.
Дополнительное задание:
Докажите, что это текст.
Как найти в предложении главные члены?
Упражнение 7
Дополнительное задание:
Докажите, что это текст.
В 1 и последнем предложении найди главные и второстепенные члены.
Учащиеся задают вопросы по заданию друг другу в одновозрастных группах.
5. анализ и обобщение результатов работы. Каждая группа делает обобщение самостоятельно с помощью слайда. Ребята задают вопросы другим возрастным группам. Оценивают работу себя и своих товарищей. Учитель организует детей, направляет с помощью вопросов.
5. Работа с книгой.
Основной этап
Учитель организует работу в разно-возрастных группах, оценку детьми работы своих товарищей, постановку вопросов по материалам урока в соответствии с целью и задачами урока.
Дети находят текст в книге «Приметы осени». Характеризуют его. Работают над жанром произведения.
Называют слова - предметы, признаки, действия. Находят предложения.
Находят предложения разные по цели высказывания. Устанавливают связь слов в одном из предложений.
Указывают в произведении приметы осени. Обсуждают, какие слова использует автор для описания примет осени. Находят постоянные эпитеты.
Задают вопросы по ходу работы. Уточняют ответы товарищей, дополняют их. Оценивают работу себя и товарищей.
6. Работа со словами, записанными на доске в начале урока. (разновозрастные группы).
Каждая группа составляет из данных слов небольшой текст. Озаглавливает его.
Доказывает другой группе, что это текст. Называет разные по цели высказывания и интонации предложения.
Задаёт вопросы по материалам урока в соответствии с целью и задачами урока.
Учитель объясняет правила игры, распределяет роли.
7. Игра «Шапка вопросов».
- у каждого из вас на столе полоски красного, синего, зелёного цвета.
На них вы напишете вопросы по теме урока: на красных - для второго класса, на синих - для третьего класса, на зелёных - для 4 класса. Ребята, не стесняйтесь писать вопросы для ребят другого класса. Они тоже должны знать то, что вы проходите сейчас. Положите их в шапку вопросов.
(Каждая группа вытаскивает по одной карточке каждого цвета и отвечает.)
- что сделаем с оставшимися вопросами? (ответим в начале следующего урока, проведём проверку знаний на следующем уроке)
- у вас на столах ещё остались полоски. Дома придумайте и составьте ещё по 3 вопроса.
Рефлексивный этап
5
Организует рефлексию на основе метода неоконченных предложений.
1. Коллективная рефлексия целей урока.
Прочитайте цель урока, поставленную в начале урока. Какие задачи были перед вами поставлены? Все ли они достигнуты? По каким критериям вы оцените свою работу?
Выполните самооценку в оценочном листе. Сравните прогностическую самооценку с оценкой в конце урока.
-Всё ли получилось?
2. Неоконченные предложения.
Дети высказываются:
«Мне понравилось, мне не понравилось, я почувствовал»
Высказывают пожелания коллегам по группе и одноклассникам.
Организация домашнего задания.
Упражнение 5. дать определения слова, предложения, текста с помощью карточки (приложение 4)
Упражнение 12. найти и выучить определения слова, предложения, текста.
Упражнение 11. составить определения слова, предложения, текста, указав их существенные признаки.
Приложение 1
Карточка для разновозрастной группы:
Приложение 2.
Критерии самооценки:
- Уметь устанавливать основные признаки слова, предложения и текста;
- Уметь определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
- Уметь находить и различать слово, предложение на слух и в печатном тексте;
- Уметь называть и придумывать языковые единицы и составлять их;
- Уметь работать с деформированным предложением и текстом;
- Уметь устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь устанавливать связь предложений в тексте по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь ставить знак препинания в конце предложения и обосновывать выбор знака;
- Уметь определять члены предложения и выделять их.
Приложение 3
Оценочный лист
критерии
Прогностическая самооценка
самооценка
Оценка учителя
- Уметь устанавливать основные признаки слова, предложения и текста;
- Уметь определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
- Уметь находить и различать слово, предложение на слух и в печатном тексте;
- Уметь называть и придумывать языковые единицы и составлять их;
- Уметь работать с деформированным предложением и текстом;
- Уметь устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь устанавливать связь предложений в тексте по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь ставить знак препинания в конце предложения и обосновывать выбор знака;
- Уметь определять члены предложения и выделять их.
Приложение 4 (для 2 класса)
[осин]
осень
Прочитайте и сравните записи. На какие группы по существенному признаку они разделены? Подпишите.
Какая группа лишняя? Обведите синим карандашом.
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ОСТАВШИЕСЯ ГРУППЫ? ЗАПИШИ:
1). О, Ь, С,Н,Е
2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое,
солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор
3). Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.
4).Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршит разноцветный ковёр из опавших листьев. Блестят серебром на ветках нежные паутинки. Белой ватой плывёт над рекой туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница! А вам нравится осень?
- это ______________________________________ речи.
1). О, Ь, С,Н,Е
3). Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.
2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое,
солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор
2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое,
солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор
Подберите к языковым единицам языка ( СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ) определения:
.. - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
.. - это название предмета, признака предмета, действия предмета.
.. - это два или несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых общей темой.
15