Организация учебной деятельности на уроках русского языка в 5 классе в условиях разновозрастного обучения


Организация учебной деятельности на уроках русского языка в 5 классе в условиях разновозрастного обучения
В настоящее время всё чаще и чаще в одном и том же классе находятся дети разных возрастов- кто-то пропустил обучение со сверстниками по болезни, кто-то приехал из другой страны, а кто-то пошёл в школу на год раньше.
Сейчас мы наблюдаем ситуацию- с одной стороны зачастую приходится работать в разновозрастных группах, с другой стороны, учебное время на прохождение каждой темы резко сокращено. Учитель поставлен в затруднительное положение: как организовать учебный процесс в объединенных классах за время, отведенное на один урок (т.е. 45 минут).
В этих условиях необходима такая технология обучения, которая:
- дает существенную экономию учебного времени, резко снижает трудоемкость урока, повышает его интенсивность и эффективность;
- обеспечивает гарантированную результативность обучения учащихся трёх разных классов, объединенных в один класс- комплект;
- дает отстающим в учении учащимся возможность устранить пробелы в знаниях, добиться успехов, заниматься в своем темпе.

.Учебный процесс при коллективном способе обучения организуется с учетом следующих принципов:
1. Каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
2. Каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
3. Каждый учащийся должен регулярно изучать тему самостоятельно;
4. Каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса. Он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с обучающимися. Организационная структура этого способа складывается из всех четырёх форм организации учебного процесса: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.
Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.
Пары сменного состава:
1. статическая пара;
2. вариационная пара
3.динамическая пара.
Учителей начинающих использовать работу в парах сменного состава пугает рабочий шум, который неизбежен при этом. Его не нужно бояться, так как дети вскоре привыкают говорить в полголоса и уровень шума снижается. Задача учителя – научиться управлять этим процессом без особого напряжения.
Статическая пара
Два ученика, сидящих за одной партой работают друг с другом в режиме взаимоконтроля или взаимообучения. Они могут проверять усвоение теории, писать взаимные диктанты, объяснять друг другу по очереди правописание той ли иной орфограммы, выполнять творческое задание
При работе с учащимися мы не называем статическая пара, а называем работа «по горизонтали»
Вариационная пара
В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с левым, то с правым соседом. При этом происходит взаимообмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы. На обратной стороне карточки пишется правильный ответ, чтобы сосед мог проверить отвечающего.
Эту работу учащиеся называют работа по горизонтали, вертикали.
Динамическая пара
Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. При работе в динамической паре общее задание делится меж четырьмя членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
На практике используются разные методики коллективных занятий. Перед вами методики КСО. Коллективная форма обучения, т.е работа в парах сменного состава , является в этих методиках системообразующей. Но нельзя сводить методику к какому – либо приёму парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя и разные организационные формы обучения, и алгоритмы, и приёмы работы в парах.
Основная часть методик КСО была разработана А.Г. Ривиным, В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчяном и успешно применяется на практике в отдельных школах Красноярского края, Ярославской, Иркутской, Московской, Читинской и Томской областей.
Методики отличаются друг от друга
по предназначению
по процедурам запуска
особенностям управления и учёта деятельности учащихся
сочетанию различных организационных форм обучения
приёмам, используемым в этих оргформах Каждая методика соответствует определённой учебной задаче:
для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов используются методики Ривина и взаимопередача тем;
для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно оснащённых в учебниках, подходит обратная методика Ривина;
для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
для обеспечений понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.Все выше перечисленные методики можно успешно применять в традиционном обучении.
На уроках русского языка широко применяются следующие методики. Эти методики имеют условные названия, как методика А.Г. Ривина, методика взаимообмена заданиями, взаимотренажа, взаимообмена заданиями, взаимодиктанта, взаимопередача тем.
При работе учащихся на уроках царит прекрасная атмосфера доброжелательности. Я вижу в детях добрых, хороших товарищей, которые своевременно могут помочь друг другу. Отрадное впечатление производит умение детей оценивать работу соседа на основе «взаимной передачи знаний».
Методика взаимотренажа
Более подробно я хочу остановиться на методике взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
Опишу основные моменты методики на примере организации технологии дозирования учебного материала. Технология дозирования учебного материала в полном масштабе была введена в 1993-1994 учебном году в нашей Ширингинской средней школе, где показала эффективные результаты.
Карточки – дозы учебного материала, каждая из которых доступна для усвоения и сильному, и слабому ученику. Дозирование учебного материала позволяет учителю целенаправленно и систематически работать над «общим развитием всех учащихся класса, в том числе наиболее слабых»(Л.В. Занков)
Как оформляется карточка – доза? На лицевой стороне карточки размещается следующее: или вопрос, или задание или словарные слова М2 означает - модуль (год обучения), указывается номер погружения 5, день погружения1, номер вопроса карточки, учебник, автор, страница учебника. На обороте карточки помещён ответ.
В карточки не заносятся вопросы
требующие подробных ответов или допускающие несколько разных вариантов ответа;
задачи, требующие поиска решений и больших вычислений.
при отслеживании учащихся за усвоением дидактических единиц
По оценочным листам учитель может провести диагностику по каждому дню, каждому погружению, на каждого ученика. Выявить успехи и затруднения учащихся.
при повторении пройденного материала
На каждую группу выдаётся конверт, в котором находятся карточки с вопросами. Я вам представляю оценочный лист учащегося 5 класса Иванова Констанстина. По шкале оценивания определяем оценку «4»
Положительные моменты при работе с карточками: 1. При опережающем обучении по предстоящим темам;
2.При привлечении родителей в учебный процесс
Технология разновозрастного обучения оказалась более эффективной, чем традиционное обучение.