Годовой отчет результатов профессиональной деятельности учителя-дефектолога
Годовой отчет
результатов профессиональной деятельности
за учебный год
учителя-дефектолога
Савельевой Наталии Валерьевны
Работая в интегрированной подготовительной группе, я поставила перед собой цель коррекционно-педагогической деятельности: создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционально-волевого и физического развития дошкольников, самореализация личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; потребностей родителей, социума.
Данная цель определяет передо мной конкретные задачи.
Развитие и формирование:
Познавательного интереса и познавательной активности;
Социальных представлений;
Коммуникативного поведения;
Словесно регуляции поведения и деятельности;
Коммуникативной функции речи;
Коррекция речевых нарушений и звукопроизношения;
Сенсорно-перцептивной способности (в структуре различных видов деятельности);
Способности к замещению, воображению в игре, рисованию и речи;
Пространственно-временных, величинных и количественных представлений;
Произвольных движений (основных, мимических, изобразительных);
Операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, графо-моторных навыков, зрительно-двигательной координации);
Игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр с правилами.
Для успешного решения поставленных перед собой задач совместно с другими специалистами (воспитателями, психологом, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре) проводим комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей, после которого определяем пути коррекционного воздействия.
Списочный состав интегрированной подготовительной группы – 23 ребенка, 6 детей с заключением ПМПК. (7 вид), с рекомендациями: работа с логопедом, психологом, дефектологом, с которыми я непосредственно занимаюсь.
Социальный паспорт.
Социальный статус
семьи
полная
неполная
многодетная
малоимущая
опекунская
4
1
2
2
-
Социальный состав
родителей
рабочие
служащие
домохоз.
Предприниматели
Безработные
3
-
2
1
2
Образовательный уровень родителей
высшее
средне-специальное
неполное-среднее
среднее
Средне-техническое
-
3
-
1
1
Материальное положение
высокий
средний
ниже среднего
выше среднего
низкий
1
2
2
-
-
В течение учебного года посещаемость детей была не регулярная. Не регулярная посещаемость детей была связана с частыми пропусками из-за болезни.
В интегрированной группе среди детей сложился дружный коллектив, но не всегда дети слышали взрослого, приходилось повторять несколько раз подряд одно и тоже, особенно это касалась сюжетно-ролевых игр; так как детей надо было постоянно направлять и активизировать. В конце учебного года дети стали самостоятельно, без помощи взрослого организовывать совместную игру.
В своей группе мы с воспитателем регулярно проводим:
Упражнения после сна.
Хождение по ребристой дорожке.
Ходьба по сырому и сухому.
Полоскание рта чесночным раствором.
Дыхательную гимнастику.
Гимнастику для глаз.
Релаксационные упражнения под музыку на всех видах занятий.
В течение учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по разделам программы:
Формирование элементарных математических представлений
Социальное развитие
Игровая деятельность
Речевое развитие.
Динамика развития
ФЭМП
Начало года
Конец года
Низкий – 5 детей
Средний – 1 ребенок
Высокий – 0 детей
Ниже среднего – 2 ребенка
Средний – 2 ребенка
Выше среднего – 2 ребенка
Социальное развитие
Начало года
Конец года
Низкий – 4 человека
Средний – 2 человека
Высокий – 0 человек
Низкий – 2 ребенка
Средний – 3 ребенка
Высокий – 1 ребенок
Речевое развитие
Начало года
Конец года
Низкий – 6 детей
Средний – 0
Высокий – 0
Низкий – 2 ребенка
Средний – 3 ребенка
Высокий – 1 ребенок
Игровая деятельность
Начало года
Конец года
Низкий – 3 ребенка
Средний – 4 ребенка
Высокий – 0
Низкий – 0
Средний – 3 ребенка
Высокий – 2 ребенка
Сводная динамика по всем разделам
Начало года
Конец года
Низкий – 5человека (72,7%)
Средний – 1 человек (9%)
Высокий – 0
Ниже среднего – 2 ребенка
Средний – 2 ребенка
Высокий – 2 ребенка
Особое значение в моей коррекционной работе имеют индивидуальные занятия с детьми. Так как на таких занятиях больше возможности закрепить пройденный материал. На индивидуальных занятиях закрепляется не только пройденный материал, но и развиваются познавательные процессы, мелкая моторика рук, речь.
Психический процесс
Игры используемые в работе с детьми
Мышление
Наглядно – образное.
- Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).
Игры – классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки) с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, цвет, величина; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение – дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику»
Логическое.
- игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоционального состояния героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд».
Внимание
- Сравнение композиций (поиск одинаковых рисунков, нахождение различий).
- Нахождение одинаковых по форме деталей.
- Анализ незавершенных конструкций, дополнение подходящими деталями.
- Подбор элементов по цвету, в заданной последовательности.
- Сличение цветов на образцах с цветовой гаммой рисунков.
- Сопоставление геометрических форм, мысленное приложение выбранной фигуры.
- Анализ состава построек и подбор аналогичного комплекта из деталей.
- Мысленное реконструирование образцов, подбор соответствующего комплекта геометрических фигур.
- «Спутанные линии»
- Неоконченные фразы, которые нужно закончить.
Память
- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.
- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5 – 7 лет.
- Игры на запоминание карточек – картинок.
- игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.
Восприятие
- Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»
- Игры – опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».
- Игра «Дорисуй картинку» - угадать что нарисовано и дорисовать до целого.
Мелкая моторика
- Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.
- Игры с мелкими предметами, конструктором.
- Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.
- Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, пуговицами.
- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.
Так же, в коррекционной работе, в течение года использовала компьютерные методики, издательства Адалин: «Развивающие занятия для детей 6 -7 лет»
При работе с родителями использовала различные методы сотрудничества. Выступала на групповых собраниях в начале года, середине и в конце года, на которых рассказывала об особенностях развития детей в данном возрасте, объясняла какие трудности выявляются в процессе коррекционной работе с детьми, знакомила с результатами диагностического обследования детей. Регулярно проводила индивидуальное консультирование родителей. В группе на стендах вывешивала информацию для родителей по следующим темам:
«Развиваем речь в игре»
«Упражнения для подготовки детей к школе»
«Особенности подготовки детей к школе»
А так же различные упражнения и задания для занятий с ребенком:
- на развитие познавательных процессов;
- на развитие речевого аппарата;
- на развитие графомоторных навыков.
Каждую неделю родителям в специальных тетрадях давались задания для закрепления пройденного материала.
В течение года посещала других специалистов, с целью обмена опытом и расширения профессионального кругозора.
Оказывала помощь педагогам по подготовке детей на ПМПК.
В течение года вела документацию в установленном порядке.
По самообразованию изучала литературу по теме:
«Готовность детей к школе». С данной темой проводила семинар на методическом часе, показывала презентацию.
В течение года активно участвовала во всех конкурсах как внутри дошкольного учреждения, так и на районном уровне. Дети также участвовали в различных конкурсах, где занимали призовые места.(театрализованная деятельность, вокал, танец, спортивные мероприятия).
Участвовала во всех утренниках организованных музыкальным руководителем.
Качественный анализ по разделам программы старшей групп
за 2013-2014 учебный год.
3 ребенка находились на обучении 2 год
3 ребенка – первый год обучения
На начало года:
На низком уровне: 5 детей
На среднем уровне 1 ребёнок
На конец года:
На уровне развития ниже среднего 2 ребенка. Они с помощью берут программу, в силу своих интеллектуальных возможностей.
Средний уровень – 1 ребенок
На уровне выше среднего 3 ребенка
По результатам ПМПК в школу выведены:
с нормой интеллектуального развития - 3 ребенка.
Остальные дети будут продолжать обучаться по школьной программе для детей с ЗПР.
По результатам обследования детей на начало и конец года у детей значительно улучшились показатели уровня познавательного развития. Считаю, что с программой подготовительной группы в основном дети справились.
На первых этапах работы стремилась оказать прямую помощь родителям по возникающим проблемам в обучении детей и вызвать интерес к совместным занятиям с детьми дома и понимание того, что данные занятия дают возможность строить воспитательно-образовательную деятельность более эффективно. Пришлось преодолевать сопротивление и недоверие некоторых родителей, так как они считали, что занятия с детьми должны проводится только лишь в детском саду, без их участия. Чтобы преодолеть данную позицию родителей, мне приходилось организовывать совместные занятия родителей с детьми, и наглядно показывать, что дети с данным диагнозом, требуют к себе большего внимания и неоднократного повторения материала пройденного на занятии. Считаю, что проделанная мною работа, дала положительный результат, так как родители стали более ответственно относится к своим детям и выполнять все задания рекомендованные мною. Помимо консультаций, на которых знакомила родителей с методами и приемами обучения детей, я также давала практические занятия по освоению методов и приемов сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).
Коррекционная работа стала более результативной благодаря тесному взаимодействию с воспитателем и родителями.
В работе с детьми я использовала интересный игровой материал, подбирала необычные методы и приемы, использовала мнемотехнику, ИКТ. Детям было интересно, они легко усваивали материал.
В моей группе есть дети с трудностями в звукопроизношении речи, и поэтому мне приходилось самостоятельно изучать специализированную литературу, консультироваться с логопедом, с целью коррекции данной проблемы у детей.
В своей работе использовала следующую литературу:
Вераксы Н.Е. «От рождения до школы» М. 2010г.
Шевченко С.Г. «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР» М. 2001г.
Кондратьева С.Ю. «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками» С-ПБ. 2008г.
Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» С-ПБ. 2002г.
Неретина Т.Г. « Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» М. Баласс, 2004г.
Сидорова У.М. «Задания по развитию речи детей» М. 2008г.
Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», методические рекомендации. М. 2011г.
Вахрушев А.А. «Здравствуй мир». Окружающий мир для дошкольников. М. 2013г.
Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду». М. 1985г.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька». Методические рекомендации. М. Ювента. 2013г.
Попова Г.П. «Занимательная математика» Волгоград. 2007г.
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду» М. 1983г.
Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду» Ярославль 2007г.
Курдваневская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» М. 2008г.
Крупенчук О.И. «Научите меня правильно говорить». Комплексная программа подготовки ребенка к школе. С-ПБ. 2008г.
Материал для занятий из серии «Любимые тетрадки» издательство «Ранок» 2008г.
- Логика.
- Родная природа.
- Послушный карандаш.
- Цвет, форма, величина.
- В мире звуков и слов.
- Ориентировка в пространстве.
а также другая профессиональная литература.
15