Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Во саду ли, во огороде выросла картошка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
«Во саду ли, во огороде выросла картошка»
«Картошка, картошечка, урожай богатый,Вкусную картошку любят все ребята.»Цель:
Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая) .Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.
Оборудование:
Клубни картофеля разных сортов.
Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
Терка.
Крахмал, мука, лупы.
Накрахмаленная салфетка.
Кисель.
Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Подбор и систематизация материала.
Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
Изготовление картофельных куколок.
Конкурс детского рисунка “Мисс Картофелина
“Эта забавная картошка” (сказка)
Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Разработка конспекта занятия.
Методы и приемы:
Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм, загадок;
Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;
Ход занятия.
Организационный момент. Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошеенастроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.
Воспитатель .Друзья, мы пригласили вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище не простой,
Которая , так вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)
Правильно о картошке.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мыбудем говорить о картофеле.
Воспитатель:
Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик. Как он помогает?
Дети рассказывают потешку о дождике .Дождик, лей, лей, лей,
Крупных капель не жалей!
Помоги немножко
Вырастить картошку!
Воспитатель
Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I) Как его использовали, в качестве чего? (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты). Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
Игра с мячом «Отгадай загадку»
Пришло время отгадывать загадки.
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …….. (картошка)
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвали?
И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом картошка
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует картошка.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли.
Воспитатель :А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?
Дети говорят пословицы и поговорки:
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Воспитатель:
А теперь физминутка :Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Воспитатель и дети переходят к столику, где находиться фото отчёт с огорода , дети рассматривают фото и вспоминают, как сажали её, окучивали, пололи, и выкапывали клубни картофеля . Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки.
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Рассказы детей.
Мы делали ямки, и все по очереди выкладывали туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Мы их поливали, пололи, и окучивали. А осенью мы выкопали картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.Воспитатель:
Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).
А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.
Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.
Какого он цвета? Катя( Миша, Никита)? А какой он формы, Юля( Алёша, Дима)? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.
Картофель какой на ощупь, Миша (Саша, Юля) Что есть у картофеля, Полина (Лиля, Геля)? Правильно есть выемки.
Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!
А теперь будем играть в игру
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром- потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
А теперь пройдём в нашу лабораторию ,занимайте свои места за столом, только тихо. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения . Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие - нибудь блюда из картофеля? /ответы/ Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель.
Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен крахмал? Правильно крахмал а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.
Воспитатель.
Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель и дети, по желанию). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.Опытно - экспериментальная деятельность:
Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;
Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.
Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.
Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.
Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.
(сравнить на ощупь две салфетки)
Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?
Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Итог занятия.Воспитатель.
Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу.
А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)