Конспект урока по русскому языку на тему Главные и второстепенные члены предложения (3 класс)


Открытый урок по русскому языку 3 класс.
Урок-путешествие в космос.
«Главные и второстепенные члены предложения».
Основные задачи изучения:
Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.
Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)
Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.
Ход урока.
1. Орг.момент (мотивация)
Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра, ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, что бы урок принес радость общения друг с другом. Что бы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как и в любом
путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит
вспомнить склонение имён существительных, правописание падежных окончаний
имен существительных, уметь распознать главные и второстепенные члены
предложения. Путешествие будет интересное. Вы должны быть смелыми,
сообразительными, дружными.
Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как и в любом
путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит
вспомнить склонение имён существительных, правописание падежных окончаний
имен существительных, уметь распознать главные и второстепенные члены
предложения. Путешествие будет интересное. Вы должны быть смелыми,
сообразительными, дружными.
Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как и в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Какие темы, мы с вами изучали на прошлых уроках? Да верно, молодцы! Наше Путешествие будет интересное. Вы должны быть смелыми, сообразительными, дружными.
Вы уже сидите по группам, вам нужно придумать название своей группе, связанное с космосом и выбрать капитана команды.
III. Орфографическая подготовка. Первая остановка в нашем путешествии – станция «Повторяй-ка»
Итак, давайте вспомним : что такое главные члены предложения? Молодцы!
Карточки с заданиями: (придумать предложения с гл.чл. предл) на тему космос.
Умники! Все справились с заданием! Что полетели дальше? Получают звездочки
IV. Закрепление изученного материала.
На второй станции «Смекай-ка» нужно составить распространенные предложения, но для начала давайте с вами вспомним, какие предложения называются распространенные?
Молодцы! Слушайте внимательно задание: итак, вам нужно и данных слов составить распространенное предложение:
В чистом весеннем воздухе поют птицы
Шаловливые лисята под кустом играют в прятки.
Обе группы справились с заданием! Получают по звездочки
Какие вы все молодцы! Отправляемся дальше. Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», « мама», «дом», «трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы. К ним ладошки приложили. ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)Раз, два. Три, четыре, пять Можно глазки открывать!
V. На третьей станции «Угадай-ка» игра «Зоркий глаз». Найдите спрятанные слова и вставьте их в предложения. Какими членами предложения становятся эти слова? Проверьте себя, если прочитаете оставшиеся буквы в обратном порядке.
Е Е Щ А Ж Е Л В Е Р Б А Д О П … тихо звенела своими сережками-монетками. Ответ: верба, подлежащее
. Е И Н Е Л Е Я Р К А Я Д Е Р П О Высоко над полем летит … звезда. Ответ: яркая, определение.
Е О М Д Р О Ж А Л И Е У З А К С Листья молодой осины … от легкого дуновения ветерка. Ответ: дрожали, сказуемое.
О В Т С Ь Л Е Т Я О Л Е С У Т С Б О В … растёт могучий дуб. Ответ: в лесу, обстоятельство.
VI. Станция «Поиграй-ка». Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
VII. На станции «Упражняй-ка» выполнить самостоятельно задание на карточке.
1. Подлежащее отвечает на вопросы:
А) Кто? Что?;
Б) Что делать?;
В) Какой? Какая?;
Г) Кому? Чему?;
2. Что такое грамматическая основа?
А) это второстепенные члены предложения;
Б) это сказуемое;
В) это главные члены предложения;
Г) это подлежащее;
3. Как подчеркивается подлежащее?
А) волнистой линией
Б) двумя чертами
В) пунктирной линией
Г) одной чертой
4. Выбери верный ответ. Определение– это…
А) главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Б) главный член предложения, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
В) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какая? Какой? Какое?
Г) второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак другого признака.
5. Прочитай текст. Сколько в нем предложений:
Идёт частый мелкий дождь весь день капли дождя скользят по стеклу во дворе пусто только один ветер гуляет там.
А) 3 предложения;
Б) 4 предложения;
В) 5 предложений;
Г) 2 предложения;
6. Прочитай предложение. Укажи слово, которое является подлежащим.
Весной тракторы вывезли в поле удобрение.
А) Тракторы;
Б) Поле;
В) Удобрение;
Г) Весной;
7. Прочитай предложения. В каком из них главные члены подчеркнуты неправильно?
А) На ветку дерева села сорока.
Б) Ребята принесли большую корзину грибов.
В) Белка утеплила на зиму гнездо.
Г) Маша и Витя играли на улице.
8. Прочитай предложения. В каком из вариантов главные и второстепенные члены подчёркнуты правильно?
А) Летом ребята поедут в летний лагерь.
Б) Вера читает интересную книгу.
В) На столе стояла свеча.
Г) Подул сильный ветер.
9. Выбери тот вариант, где указаны только второстепенные члены предложения:
А) подлежащее, дополнение, обстоятельство.
Б) дополнение, определение, обстоятельство.
В) сказуемое, подлежащее, дополнение.
Г) дополнение, определение.
-Выполняем взаимопроверку. (Дети меняются листочками и с комментированием учителя исправляют допущенные ошибки.)
VIII. На станции «Обобщай-ка»
Кроссворд
IX. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ про космос.
Х. Рефлексия.
-Понравилось ли вам наше путешествие?
- А что именно понравилось?
Давайте вы сами оцените себя по 5-ти бальной шкале и прикрепите ваши ракеты на наше звездное небо.