Урок русского языка Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 3-й класс
Урок русского языка
по теме "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения".
3-й класс
Учитель: Дронова Л. И.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Обобщать имеющиеся знания о главных членах предложения.
Развивающие:
Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.
Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, интеллект.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
2. Минутка чистописания
- Красиво писать - красоту творить.
Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Запишите соединения букв:
тя ля ря ом ол оя3. Словарная работа
Работа в группах.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями. А вот что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, выполнив словарную работу. Работаем в группах.
Учащиеся разгадывают кроссворд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.
Утренний прием пищи.
Лиственное дерево с гладким белым стволом.
Указание местожительства.
Помещение для хранения книг.
Главный город страны.
Все растения польет,
Мусор с пола уберет,
Следит за порядком,
Раздает тетрадки.
8. Последний день недели.
9. Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.
Работа художника.
Растение, имеющее ствол.
- Так что же мы будем исследовать? (Предложение)
- Что такое предложение?
- Составьте предложение с любым из словарных слов.
- Одно предложение запишем с комментированием.
4. Мобилизующий этап
- Выполняем логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны, запоминайте.
Медведь, волк и лиса написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?
(Ученики повторяют задание и делают умозаключение: звери поставили разные знаки. Волк – точку, медведь не ставил вопросительный знак. Значит, поставил восклицательный, а лиса – вопросительный знак.)- А какой знак препинания в конце записанного предложения поставили вы? Почему?
5. Формулирование учащимися темы и цели урока
- Что такое предложение?
- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)
- Опираясь на последний ответ, давайте мы с вами сформулируем тему сегодняшнего урока.
(Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)
- Сегодня на уроке мы будем развивать умение находить в предложении грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.
- Что такое подлежащее?
- Как подчеркивается?
- Что такое сказуемое?
- Как подчеркивается?
- Молодцы! Значит, какая тема урока? (Подлежащее и сказуемое)
6. Повторение изученного материала
- Мы совершим интересную экскурсию, в ходе которой будем выделять главные члены, правильно составлять предложения и наблюдать за красотой родной природы. А путешествовать мы будем по осеннему лесу.
- В воскресенье Петя совершил прогулку в осенний лес и написал сочинение о том, что увидел. Но внезапно налетел ветер и разметал по земле все предложения. Посмотрите, что от них осталось.
Красив лес. края
Листья раскрасились. осенью
Птицы улетают. яркие
ранней
цвета
теплые
- Понравился вам рассказ? Почему?
- Давайте поможем Пете восстановить рассказ, сделать его красочнее и интереснее. Что для этого нужно сделать? (дополнить)
(На экране набор слов).
- Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу.
- Как можно озаглавить текст? (Осенью)
Проверка.
-Осень воспевали многие писатели и поэты. Собирая богатства народного языка, они рисовали чудесные картины родной природы. Послушайте, как писал об осени великий русский поэт А.С. Пушкин.
«Унылая пора, очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса,Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса».
(На экране появляются картины осенней природы)
А.С.Пушкин писал, что осень – унылая, но очаровательная пора.
- Почему унылая? Почему очаровательная?
- А кто из вас любит это время года и за что?
8.Физминутка для глаз
Продолжая путешествие по осеннему лесу, понаблюдаем за плавными движениями листочков.
9.Работа по теме урока
Игра “Кто быстрее?”
- А сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу в предложении. Работаем в парах. Каждая пара получает листок с текстом, где вы должны выделить главные члены предложения.
По воскресеньям наша семья гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются орешками прямо из рук. Птички клюют крошки хлеба.
Проверка.
( учащиеся по одному читают предложение, находят подлежащее и сказуемое)
10.Самостоятельная работа
- А сейчас каждый из вас проверит свои знания и умения по теме «Главные члены предложения».
Работа по учебнику с. 69, упр.1 (Списать предложения, подчеркнуть главные члены)
Проверка
Прочитать предложение, назвать главные члены.
Кто выполнил задание безошибочно?
11. Итог урока. Рефлексия
Так что мы исследовали сегодня на уроке?
Что является основой предложения?
Назовите главные члены предложения.
И в завершение нашей экскурсии украсим дерево осенними листочками. Если урок понравился, вы научились находить главные члены предложения, возьмите желтый листок, а если не понравился, вам было трудно на уроке – зеленый.
(Дети украшают дерево)
Вот теперь мы видим, что наступила настоящая золотая осень.