Исследовательская работа Создание социально-психологических проектов как условие повышения эффективности профилактической работы в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 3
г. Алексеевки Белгородской области




Исследовательская работа



Ханина Евгения Александровна


Создание социально-психологических проектов как условие повышения эффективности профилактической работы в начальной школе




Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики





















Содержание

Введение...
3

Глава 1. Теоретические основы работы над проектами и создание социально-психологических проектов в школе
1.1. Особенности и основные условия осуществления проектной деятельности в начальной школе..




7

Социальные проекты в начальной школе

19

Глава 2. Исследовательская работа по изучению влияния социально-психологических проектов на эффективность профилактической работы в школе
2.1. Изучение опыта работы по созданию социально-психологических проектов в школе.






24

2.2. Анализ результатов исследования влияния социально-психологических проектов на эффективность профилактике негативных явлений в школьной среде




30

Заключение.
37

Список литературы
39

Приложения 42









Введение

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону образовательного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по-разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы. Поэтому такое важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.
Известно, что трудно поддерживать желание учиться даже у вполне способных учащихся. Снижение учебного мотива связанно с тем, что ученики в школе получают много информации, а вот на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, школьников практически не учат. Учиться становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Чтобы учеба школьника была успешной, ему необходимо понимать, зачем он учится, как использовать приобретенные знания, как улучшится от этого его жизнь [17].
Сегодня многие педагоги знакомы с проектной деятельностью, уже написано немало книг по вопросам организации, содержания и методики проектной деятельности. Однако эта образовательная технология имеет большой потенциал как одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, как средство формирования школьной успешности. Однако, педагогами практически не используется такой вид проектной деятельности как создание социально-психологических проектов, а именно они служат эффективной формой профилактической работы со школьниками. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты использования метода проектов с детьми младшего школьного возраста, а так же возможность создания социально-психологических проектов и условия их эффективного использования в организации профилактической деятельности.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности с младшими школьниками, учителю необходимо осмыслить психолого-педагогический потенциал создания социально-психологических проектов.
Проблема исследования: каков психолого-педагогический потенциал использования социально-психологических проектов в начальной школе?
Цель: изучить психолого-педагогический потенциал создания социально-психологических проектов с младшими школьниками и их влияние на эффективность работы по профилактике негативного поведения.
Объект: проектная деятельность в школе.
Предмет: деятельность по созданию социально-психологических проектов.
Гипотеза: деятельность по созданию социально-психологических проектов будет являться эффективным средством профилактической деятельности при следующих условиях:
- если проектная деятельность в школе является одной из постоянно используемых форм психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
- если она повышает интерес и мотивацию к обучению, формирует практические навыки и является средством формирования школьной успешности;
- если соблюдаются все правила и требования разработки социально-психологических проектов.
Задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; рассмотреть проектную деятельность, как одну из современных образовательных технологий; изучить психолого-педагогический потенциал проектной деятельности; изучить опыт работы педагогов; определить условия эффективности создания социально-психологических проектов.
Методы: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ литературы, изучение опыта работы, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучен и представлен психолого-педагогический потенциал работы над проектами в школе, рассмотрены проблемы формирования мотивации и школьной успешности младших школьников.
Практическая значимость: определены условия использования социально-психологических проектов в профилактической деятельности, изучен и проанализирован опыт работы учителей, разработана план-программа организации данной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы работы над проектами и создание социально-психологических проектов в школе

1.1. Особенности и основные условия осуществления проектной деятельности в начальной школе

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Не меньшее значение имеет проектная технология обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено [3].
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
Но, если разобраться, то проводя экскурсии на природу, ведя наблюдение за погодой, заполняя дневники наблюдений, мы с детьми учимся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Поэтому, метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное хорошо забытое старое.
Рассматривая проект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета», определяют признаки и отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
направленность на достижение конкретных целей,
координированное выполнение взаимосвязанных действий,
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,
в определенной степени неповторимость и уникальность [4].
По этим признакам отличают работу над проектами от других занятий.
Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:
изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
решения проблем: результат – решённая проблема,
исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе [17].
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.
Проектную деятельность можно ориентировать по следующим целям.
Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
- способности брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
- регулировать конфликты ненасильственным путём;
-оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, окружающей средой;
- делать свой выбор;
- владеть устным и письменным общением;
-способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения [16].
Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности – учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.
Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
Учебные проекты можно разделить на следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию:
доказательство актуальности темы,
определение проблемы, предмета и объекта исследования,
обозначение задачи, методов, источников информации,
выдвижение гипотез,
обобщение результатов,
выводы,
оформление результатов,
обозначение новых проблем
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально-значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Телекоммуникационные (информационные) – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7].
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [5].
Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в таблице 1.
Таблица1
Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте [10].
После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Таким образом, необходимо еще раз отметить, что, проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата [8]. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Говоря об условиях осуществления проектной деятельности, необходимо отметить, как подчас трудно поддерживать желание учиться даже у вполне способных учащихся. Снижение учебного мотива имеет целый ряд хорошо всем известных причин. Очевидно, что в этом школа отстает от жизни. Учиться становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Чтобы учеба ребенка была успешной, ему необходимо ясно понимать, зачем он учится, как использовать приобретенные знания, как улучшится от этого его жизнь.
Решение этих задач предполагает применение образовательных технологий, которые позволяют ученику стать субъектом своей учебы. К таким технологиям относится проектная деятельность. Она дает школьникам возможность наряду с безусловно важными теоретическими познаниями освоить особые умения добывать и применять новые знания, осваивать новый опыт.
Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот применять на практике полученные в школе теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, школьников практически не учат. И первое, на что в этом смысле надо обратить внимание, это природосообразность применения проектной деятельности при обучении младших школьников. Если в основе учебного мотива часто лежит стремление ребенка соответствовать требованиям взрослых, то познавательный мотив не столь подвержен воздействиям, так как подпитывается глубоким внутренним импульсом. Как правило, этот мотив определяет хобби ребенка, наполняет его досуговую деятельность. Проект же дает возможность реализовать истинный познавательный мотив именно в учебной работе это обстоятельство делает проектную деятельность особенно привлекательной для младших школьников.
Это умение останется у будущих выпускников (абитуриентов, студентов, молодых специалистов-профессионалов) на многие годы, когда конкретные знания из школьных дисциплин, может быть, забудутся. Сегодня многие педагоги знакомы с проектной деятельностью, уже написано немало книг по вопросам организации, содержания и методики проектной деятельности. Однако эта образовательная технология имеет большой потенциал как одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, как средство формирования школьной успешности детей.
При выстраивании взаимодействия с учеником в ходе работы над проектом педагог, испытывает два искушения: полностью предоставить учащегося самому себе, так как, проект это самостоятельная работа учащегося (так поступают учителя авторитарные, негибкие, слишком занятые, а может быть, и сами по себе несобранные); или, наоборот, постоянно вмешиваться, направляя, советуя, требуя отчета, а то и просто выполняя работу вместо ребенка (это свойственно учителям тревожным или амбициозным, а часто такое случается, если проект готовится к конкурсу) [20].
Ученик, лишенный помощи и поддержки, как и тот, чья инициатива и самостоятельность значительно ограничены, теряет интерес к работе. Очень уместно здесь вернуться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Если часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то вскоре весь объем этой работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно. Если ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то он так и не научится выполнять такую работу. Если ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу вместо него делает взрослый, то и в дальнейшем он не будет справляться с подобной работой [9].
Таким образом, только совместная с учителем работа над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Так, постепенно приобретая опыт, ребенок получает все большую ответственность за свою работу и все большую свободу в ее осуществлении. При этом грамотно выбранная позиция учителя тонкий инструмент развития ребенка, возможность оказывать на него воспитательное воздействие в ненавязчивой форме.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы [11]. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что технология организации проектной деятельности младших школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Учитель всегда должен обращать особое внимание на поддержание интереса к данной деятельности, умело руководить познавательным процессом. Во многом этот интерес у детей младшего школьного возраста является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно так же отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко.

1.2. Социальные проекты в начальной школе

Социальное  проектирование - технология  социального  воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных  проб личности. Именно  социальное  проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы  социального  взаимодействия с миром взрослых. Социально-психологическое проектирование как особый вид проектирования в образовании - это специально организованная разнопрофессиональная деятельность по осуществлению полидисциплинарных исследований и комплексных разработок в области развития и саморазвития образования как формы общественной практики [34].
Под социально-психологическим проектированием понимается создание проектов, предусматривающих возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-психологический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде [3]. Социально-психологические проекты разрабатываются для реализации в различных детских и молодежных центрах, клубах по месту жительства, общественных организациях. Особую часть составляют проекты социально-психологической деятельности в образовательных учреждениях. Продуктами проектирования становятся программы деятельности детских объединений, проекты клубной работы, проекты создания реабилитaционных служб и программ профилактики, проекты индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантных подростков, сценарии массовых дел и общественных акций.
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.
Под  социальным  проектированием понимается деятельность:
социально  значимая, имеющая  социальный  эффект;
результатом, которой является создание реального (но не обязательно вещественного) продукта, имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
в ходе которой ученик вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с культурой, с социумом;
через которую формируются  социальные  навыки.
  Социальное  проектирование является одной из множества деятельностей современного ребенка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды.  Социальное  проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия  социальное  проектирование. Как уже говорилось, деятельность по созданию  проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще  проект  - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения.
  Социальное  проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
  Социальный   проект  - это модель предлагаемых изменений в ближайшем  социальном окружении в виде:
словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий [2].
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; политическое взаимодействие, влияние, др.);
социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки).
Субъектами социального проекта становятся дети и взрослые, вовлеченные в проектирование.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность учащихся, которая является так же средством организации профилактической работы.
Виды  социальных   проектов, реализуемых в образовательных учреждениях:
прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии);
ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные  социальные  роли, обусловленные содержанием  проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
исследовательские (результат связан с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования)[8].
Цель  социального  проектирования: привлечение внимания учащихся к актуальным  социальным  проблемам местного сообщества; включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи  социального  проектирования: повышение общего уровня культуры детей за счет получения дополнительной информации; формирование  социально-личностных  компетенций; закрепление навыков командной работы.
Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения. Управление включает три основных вида деятельности: планирование, организация, управление.
Планирование - определение желаемых результатов проекта т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Организация - распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление – руководство работами и контроль результатов, назначение ответственных и отчеты о проделанных работах, решение возникающих проблем.
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее.
Таким образом, проектная образовательная технология имеет большой потенциал как одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, как средство формирования школьной успешности детей. Разрабатывая  проект, учащиеся проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества школьников, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать, что помогает при организации профилактической работы в школе.

Глава 2. Исследовательская работа по изучению влияния социально-психологических проектов на эффективность профилактической работы в школе

2.1. Изучение опыта работы по созданию социально-психологических проектов в школе

Работа над  проектом  позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повысить их  социальный  статус  в   школе, открыть новые возможности.
Беседуя с учителями, мы пришли к выводу, что в процессе обучения есть постоянная необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. В школе наблюдали разработку таких проектов, которые можно назвать практико-ориентированным. Для этого можно применить практико-ориентированный проект «Рисование графики функций», «Многогранники» или «Кристаллы». Эти типы проектов в большей степени связаны непосредственно с развитием предметных и общеучебных навыков. Такие проекты позволяют учителю реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме.
Развитие коммуникативных навыков лучше всего осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Работая над таким проектом, автор будет вынужден не просто искать информацию или самостоятельно создавать произведение искусства, но и организовывать деятельность других детей, вовлекать их в работу, сделать ее интересной для всех.
В МОУ «Репенская СОШ» мы участвовали в создании с детьми таких проектов, как «Как сохранить здоровье», «Мой город» и др. (Образцы выполнения проектов представлены в приложении к работе).
Наблюдая на практике в школе организацию проектной деятельности, беседуя с педагогами, можно сделать вывод, что не всегда данному методу уделяется большое внимание, не в полную меру используется его психолого-педагогический потенциал, который позволяет младшим школьников быть успешнее в учебной деятельности. Учителя, постоянно использующие проектный метод отмечают, что познавательный интерес школьников возрастает, повышается качество знаний по предмету, дети учатся работать самостоятельно и в команде, не боятся проявлять творчество, «учатся учится». Изучение опыта работы учителей, позволило определить основные условия повышения эффективности проектной деятельности с младшими школьниками, использование его психолого-педагогического потенциала. Рассмотрим особенности подхода к работе над проектами в начальной школе и основные условия осуществления проектной деятельности.
Первое условие предполагает обязательную совместную работу над темой [12]. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Второе условие сочетает в себе общую дисциплину и свободу выбора. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Таким образом, дисциплина заключается в следующем: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. Свобода выбора заключается в свободном выборе своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Третье условие предполагает четкое определение этапов проектной деятельности. Рассматривается два варианта предполагаемых этапов.
Первый вариант.
1.Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
2.Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
3.Поиск информации по выбранным детьми темам.
4.Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
5.Выбор учениками проектов.
6.Работа над выбранными проектами.
7.Презентации проектов [12].
Второй вариант:
1.Определить состав группы.
2.Выбрать старшего.
3.Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений).
4.Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание.
5.Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны.
6.Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
7.Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано.
8.Из отдельных результатов получается один большой результат [13].
Следующее необходимое условие, разработка правил совместной работы.
Например:
1.Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2.Работать по плану (сверять дела с планом).
3.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4.Качественно выполнять работу.
5.Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Для того, чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей.
Изучение опыта работы учителей показывает, что учитель может быть:
руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы;
коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение;
экспертом-знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, представляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними;
супервизором, который лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для ее успешного осуществления, - в этом случае учащийся является полноправным автором проекта.
Так, постепенно приобретая опыт, ребенок получает все большую ответственность за свою работу и все большую свободу в ее осуществление.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Мы провели сравнительную диагностику мотивации учения с помощью методики А. Прихожан «Диагностика мотивации учения» (Приложение 1). В параллели были классы, где дети выполняли проекты (экспериментальная группа), и те, где не выполняли (контрольная группа).
Мы выявили, что мотивация учения выше, а школьная тревожность ниже у тех учащихся, которые были вовлечены в проектную деятельность (Таблица 2). Таблица 2
Шкалы
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Продуктивная мотивация учения
9
12

Позитивное эмоциональное отношение к учению
8
8

Негативное эмоциональное отношение к учению
1
4

Школьная тревожность
1
5


Теперь об оценивании проектов, оно осуществляется критериально. Причем критерии оценивания разработаны с учетом возраста, а значит, и учебного опыта детей. Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.
По-разному выстраиваются отношения учителя:
с учащимся, имеющим завышенную самооценку, который в ходе работы должен сформировать более реалистические представления о себе самом;
с тревожным ребенком, который будет нуждаться в пошаговом поощрении и сможет почувствовать вкус успеха;
с ребенком, отвергаемым одноклассниками, который, получив необходимую поддержку, возможно, повысит статус в группе.
Выбирая темы проектов, учащиеся часто обращаются к своим реальным личным проблемам, а работая над проектом, получают возможность изучить, а иногда и решить эти проблемы.
В работу над проектами в Репенской школе вовлечены не только дети и учителя, но и родители.
Вот как все участники образовательного процесса получают информацию и поддержку в своей работе:
для родителей издана брошюра «Учимся работать над проектами», предоставляется информация на родительских собраниях, проводятся индивидуальные консультации;
для учителей постоянно действует семинар «Учимся работать над проектами. Рекомендации для учителей», они участвуют в работе творческих проектных мастерских;
для учащихся издана брошюра «Учимся работать над проектами».
Обобщая опыт работы школы, хочется отметить, что проектная деятельность позволяет решать целый ряд задач психолого-педагогического сопровождения:
она, несомненно, способствует учебной успешности школьников, давая возможность восполнить дефицит знаний и умений в доступной и увлекательной форме, повышает учебный мотив;
она помогает формировать реалистические представления о своих способностях и возможностях, развивать адекватную самооценку;
она дает опыт равноправного взаимодействия с учителем, снижая школьную тревожность;
она позволяет исследовать, а иногда и преодолевать некоторые психологические проблемы.
Все это позволяет говорить о серьезном психолого-педагогическом потенциале этой новой образовательной технологии.
При этом, анализируя деятельность педагогов по созданию проектов можно отметить, что практически не используется данная деятельность в профилактической работе, отсутствует социальная направленность проектов, не проводятся такие эффективные мероприятия, как создание социальной рекламы, конкурс проектов. Проектная деятельность больше применяется в учебной работе и очень редко в воспитательной. И в выборе тематики проектов, и в организации работы над проектами основную роль берет на себя учитель. Проведенный анализ, а также имеющийся опыт работы в школе позволил нам разработать примерный годовой план работы по выполнению проектов и памятки по организации проектной деятельности.








2.2. Анализ результатов исследования влияния социально-психологических проектов на эффективность профилактики негативных явлений в школьной среде

Разрабатывая план мероприятий по использованию проектной деятельности в профилактической работе, необходимо учитывать, что в процессе создания проекта учащийся должен проявлять общеучебные умения и навыки, такие как:
способность к методичной работе и самоорганизации;
самодисциплина;
желание делать свою работу качественно;
умение работать с разного типа текстами;
коммуникативные навыки;
умение отбирать информацию из разных источников;
планирование своей работы и времени;
представление результатов своей работы (презентация);
анализ и рефлексия.
Выполняя со школьниками социальные проекты, необходимо помнить, что это должна быть социально  значимая деятельность, имеющая  социальный  эффект. Результатом этой деятельности должно быть создание реального (но не обязательно вещественного) продукта, имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте. В этой деятельности должны формироваться социальные  навыки.
Темами могут быть различные социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм); социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; политическое взаимодействие, влияние, др.); социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.); социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки).
В организации профилактической работы, большая роль, на наш взгляд, должна отводиться созданию персональных проектов. Социальная направленность проекта - это результат деятельности в течение всего периода обучения. Персональный проект должен быть нацелен на использование его конкретным человеком, и ученик должен аргументированно объяснить, кто и как будет его проектом пользоваться. Надо отметить, что это одна из самых сложных задач, и часто учащиеся, которые выбирают тему проекта, основываясь только на собственном желании, сталкиваются со значительными трудностями в поисках социального адресата. Нам кажется, что оптимальным определением тем проекта были ситуации, когда они возникали путем инсайта при осознании того, что интересное тебе может приносить кому-то еще реальную пользу.
Персональный проект можно рассматривать как опыт по ранней профессионализации, так как ученики часто выбирают темы проектов в той области, в которой они хотели бы получить дальнейшее образование и профессию. Соответственно, результатом этой работы может быть самоопределение ученика по отношению к этой профессии.
Учитель должен выступать в создании таких проектов в роли супервайзера. Отношения супервайзера с проектантом представляют совершенно новую для нас модель отношений «учитель-ученик».
супервайзер не несет никакой ответственности за результат деятельности учащегося;
тип взаимодействия между учеником и супервайзером определяется потребностями проектанта в консультациях и экспертировании;
ученик во взаимодействии с супервайзером является активной стороной;
основной способ воздействия супервайзера на учащегося - это открытые вопросы, направляющие его мыследеятельность [7].
Оценивание персонального проекта осуществляется по заранее известным ученикам и прозрачным для них критериям. При этом, большинство критериев ориентированы на процесс деятельности, а не на результат.
При создании персонального проекта учащийся практически осваивает проектную деятельность как таковую. Для того, чтобы этот опыт был усвоен, супервайзерами и учителями должна быть организована рефлексия всех составляющих проектной деятельности. Ученик в процессе создания проекта учится целеполаганию, использованию адекватных подходов и ресурсов для выполнения поставленной задачи, составлению планов-графиков, поиску, сбору и анализу информации и рефлексии.
Создание социальной рекламы – важное направление проектной профилактической деятельности.
Социальная реклама, транслируя в обществе общечеловеческие и национальные ценности, расширяет и формирует культурный базис общества социальный капитал, который затем начинает влиять на экономическое развитие. Социальная реклама сегодня – это эффективный инструмент воздействия на умонастроение людей, способный наряду с моралью, религией и современным мифотворчеством выполнять аксиологическую и гуманистическую функции, формировать требуемые демократическому обществу гуманистические установки массового сознания.
Как отмечает К.Н. Воронов, реклама представляет собой деятельность по привлечению внимания без цели убеждения [6]. В свою очередь, А.Ю. Головин понимает под рекламой определенного рода публичную информацию [2,9].
Существует также точка зрения, что реклама – это любая форма распространения информации (сведений, представлений) независимо от используемых средств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к ним [4].
В настоящее время понятие «социальная реклама» не имеет однозначного толкования в научной, специальной, публицистической литературе, а также в нормативных документах.
Строго говоря, термин «социальная реклама», являющийся дословным переводом с английского public advertising, используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия общественная реклама и некоммерческая реклама.
Социальная реклама может играть большую роль в воспитательной и профилактической деятельности. Она направлена на то, чтобы раскрыть их в каждом человеке, объединить разных индивидов общим интересом [3].
Например, с учащимися мы выполняли проекты в виде социальной рекламы на темы: «Реклама здорового образ жизни», «Реклама чистого города», «Реклама семейного отдыха».
К первостепенным задачам выполнения социальной рекламы относятся следующие:
определение наиболее значимых и актуальных проблем и сфер общественной жизни;
разработка механизмов воплощения идей в области социальной рекламы;
организация информационного и аналитического обеспечения деятельности.
В созданной социальной рекламе, должны быть отражены следующие направления: позитивные общественные явления и процессы; ценности патриотизма; экологические ценности; ценности культуры; семейные ценности; отношение к пожилым людям, к инвалидам; ценности здорового образа жизни.
Деятельность по созданию социальной рекламы должна быть так же связана с устранением негативных социальных проявлений: борьба с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией; борьба с отклоняющимся поведением и криминальными формами поведения; борьба с бытовым бескультурьем.
Таким образом, в связи с распространением негативных явлений в школьной среде, необходимо делать упор именно на первичную профилактическую работу, поскольку речь идет, по сути, о сохранении здоровой личности человека. И ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений как педагогическая запущенность с самовольным оставлением школы, семейная безнадзорность. Проектная деятельность, а именно создание персональных проектов и социальной рекламы будет способствовать повышению эффективности данной деятельности.
Педагогам важно помнить, что кризисные процессы в обществе всегда негативно отражаются на самой уязвимой его части – детях. Молодое поколение испытывает на себе всю остроту социальных проблем. Детям в таком обществе тяжело ориентироваться, найти себя в чем-либо, тяжело не только добиться поставленной цели, но и найти саму цель.
Психологические причины неразрывно связанны с социальными проблемами. И главная психологическая проблема ребенка – это проблема недостатка любви, внимания, заботы и понимания со стороны взрослых, прежде всего со стороны родителей. Действенным инструментом в решении данных проблем, на наш взгляд, в образовательном учреждении сегодня выступает именно социальное проектирование.
Вовлечь детей в организованную проектную и творческую деятельность, осмысленное и интересное проведение досуга – задача образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, дополнительного образования детей. Причем недостаточно охватывать только детей, необходимо прививать навыки безопасного поведения их родителям.
Таким образом, проведя исследования можно сделать следующие выводы:
Понимание детьми важности здоровья и ведения ими здорового образа жизни – не одно и тоже. Принципы здорового образа жизни редко становятся руководством в его повседневном поведении, если они навязаны извне, а не являются личностными установками. Таким образом, при формировании поведения, определяющего успешность и безопасность жизнедеятельности подрастающего поколения желательно выбирать средства, созвучные внутренней позиции ребенка. И в этом случае эффективным будет именно социально-психологический проект.
Самые эффективные способы вовлечения учащихся в создание социально-психологических проектов это творческие конкурсы, создание социальной рекламы, создание печатной и плакатной продукции.
Чтобы данная деятельность была эффективна проектная технология должна быть принята в школе как обязательная иными словами работа над проектами это часть учебной деятельности, которая осуществляется учащимися на протяжении всего учебного года.
Необходимо чтобы учащиеся понимали, для чего выполняется социально-психологический проект, против какого явления он нацелен и почему это явление опасно для них самих.
Для создания социально-психологических проектов необходимо обязательная предварительная работа, например своеобразная деловая игра. В процессе которой распределяются роли, выбираются иллюстрации, фотографии, отражающие, например здоровый образ жизни.
Необходимо учить школьников подбирать корректные изображения для плакатов и слоганы.
Выполнение социально-психологических проектов лучше заканчивать публичным мероприятием с приглашением учителей, учащихся, родителей.
Соблюдая данные условия, проектная деятельность будет способствовать осмыслению проблем здорового образа жизни, формировать необходимые жизненные навыки и установки, что очень важно для организации профилактической деятельности в школе.
Разработанная нами план-программа (Приложение 2) содержит мероприятия по укреплению здоровья детей. Цель данной профилактической проектной деятельности - развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Кроме того, имеющиеся мероприятия направлены на антинаркотическое воспитание, на профилактику злоупотребления психоактивных веществ.
В программу включены такие проекты как «Что нас может объединить», «Посмотри, кто живет рядом с тобой». Выполняя с детьми данные проекты, нами были организованы фотовыставки «Уважаемые люди», «Моя школа», «Семейные корни». Выполнение данных проектов было направлено на сплочение коллектива, поиск общих ценностей, на такие, как спорт, творчество, семейные и национальные традиции. Конечно для реализации план-программы необходимо целенаправленная, систематическая работа в течение длительного времени, но даже отдельно проведенные мероприятия способствовали сплочению и тесному взаимодействию учащихся, умению вести дискуссию, представлять свое мнение.
Организация данной деятельности целенаправленно, систематически, в соответствии с представленной программой, может сыграть важную роль в первичной профилактике злоупотребления ПАВ. Социальные рекламы и социальные проекты можно разрабатывать даже с первоклассниками, и они должна быть направлена на формирование их жизненных навыков, адекватной самооценки, умению противостоять негативному влиянию.



Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что, метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное хорошо забытое старое.
Рассматривая проект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета», мы определили признаки и отличия проектной деятельности от других видов деятельности. Далее классифицировали по видам конечного результата, рассмотрели работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных и сделала вывод, что главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Рассматривая многообразие целей проектной деятельности, определили, что характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
Рассматривая все типы учебных проектов: исследовательские, творческие, информационные, социально-значимые, телекоммуникационные (информационные), сделали вывод, что проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [13].
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Это позволяет не только повысить познавательный интерес к обучению в школе, позволит быть успешнее в изучении предмета, но и развивает познавательные процессы младших школьников, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные качества личности [11].
Изучение психологических особенностей работы над проектами в начальной школе, позволили нам определить основные условия повышения эффективности данной деятельности: совместная деятельность, сочетание дисциплины и свободы выбора, четкое определение и выполнение всех этапов проектной деятельности, разработка и соблюдение правил совместной деятельности над проектом.










Список литературы

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] – М., 1984. – 162с.
Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием [Текст] - М., 1986. – 142с.
Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся. [Текст] – М., 2006. – 276 c.
Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. [Текст] – М., 2001. – 132 c.
Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе [Текст] // Воспитание школьников. - 1994.№2 - С.2-3.
Бурков В.Н. Как управлять проектами [Текст] - М., 1997. – 257с.
Василенко, И.А. Реклама семейного образа жизни в современном российском обществе [Текст] - М., 2009. - 207 с.
Викторова Т.Б. Социальное проектирование [Текст] - М., 2000. – 150с.
Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьников [Текст] – М., 2005. – 181 с.
Гребенникова О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст] // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. –2004. №2. – С. 37–41
Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] - М., 1996. – 194с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] // Директор школы. – 1995. №4. – С.10-13
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии [Текст] – М., 1998. – 134с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] // Нач.школа. - 2005. - №9. – С.26-28.
Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире [Текст] – М., 1998. – 134с.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] // Нач.школа. - 2004. - №2. – С.9-11.
Иванова Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] // Учитель. – 2004. – №6. – С. 11–15
Кагаров, Е.Г. Метод проектов в школе [Текст] – М.,1926. – 88 с.
Ковалева А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы, решение [Текст] – М., 2006. - 171 с.
Майерс Д. Социальная психология [Текст] - СПб.: Питер, 2007. – 38c.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] – М., 1983. – 201с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. [Текст] – М., 1984. – 163с.
Мухина В.С. Детская психология. [Текст] – М., 1997. – 94с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Народное образование. – 2000. - №7. – С.24-26
Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности [Текст] // Дополнительное образование. - 2005. - №3. - С. 41-4
Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей [Текст] // Дополнительное образование. - 2002. - №5. – С.4-13.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: методология поиска [Текст] // Учитель. - 2000. - №1. – С.8-10.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики [Текст] // Информатика и образование. – 1996. - №4. – С.3-8.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] - М., 2003. – 86с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? [Текст] // Учитель. - 2000. - №4. – С.5-8.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] // Учитель. - 2000. - №4. – С.10-13.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации [Текст] - М., 2003. - 656 с.
Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы [Текст] – М., 2004. – 94с.
Рукавишникова, Е.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников [Текст] // Дополнительное образование. - 2005. - №10. - С. 26-29.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] - М., 2005. – 195с.
Ступницкая М. Работа над проектами и ее психолого-педагогический потенциал [Текст] // Школьный психолог – 2010. - №2. – С.27-30.
Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] // Директор школы. - 1998. - №3. – С.10-13.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст] – М., 1998. – 65с.
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] // Директор школы. - 1998. - №4. – С.2-5.
Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами // Директор школы. 1999. №2. - С. 21-27.











Приложения








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




L
·
·
·ФNP~ЂЊ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·µ15