Урок русского языка для 3 класса «Школа 2100» по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»


УРОК русского зыка в 3 классе по программе «Школа 2100»Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Цели: формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо, развивать речь.
Планируемые УУД:
Предметные: совершенствовать знания о связи слов в предложении; уметь находить в предложении грамматическую основу; развить навык орфографической зоркости; различать подлежащее и сказуемое по вопросам; уметь графически обозначать главные члены в предложении.
Личностные: осознавать роль полученных знаний в речи.Метапредметные: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, уметь слушать и понимать других.
Регулятивные: работать по плану с коллективом.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь других, умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийная доска с презентацией, карточки с заданием,
Ход урока
Организационный момент.
Я буду внимательным!Буду думать, думать, думать!Буду сосредоточенно размышлять!Буду догадлив и старателен!- Пожелайте и мне удачи, мне ведь нужно провести для вас интересный урок! На каждом этапе урока учащиеся оценивают себя.
Словарная работа.
- Запишите слова. Слова записаны на доске, с пропущенными буквами.
Товарищ, одежда, осина, стакан, батон.
- Подчеркните букву, которая обозначает звук описанный мной.
Согласный, парный, звонкий, твёрдый. В
Гласный, ударный. Е
Согласный, парный, глухой, мягкий. С
Согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Н
Гласный, безударный. А
- Какое слово получилось? Весна (картина)
- Что такое весна?
- Кому нравится весна и почему?
- Составьте предложение с этим словом?
- Что мы знаем о предложении?
Изучение нового материала.
1. Создание проблемно- поисковой ситуации.
На доске записаны предложения. Работа в парах.
- Прочитайте и сосчитайте, сколько здесь предложений?
Пришла тёплая весна.
Ярко светит весеннее солнышко.
Говорливые по дорогам.
На деревьях птицы гнёзда.
Цветут душистые ландыши.
Над полянкой летают.
- Почему вы считаете, что только 3 предложения?
- Почему другие не являются предложениями?
- О чём сегодня будем говорить на уроке? О главных членах предложения.
2. Постановка цели урока.
- Какие цели (вопросы) поставим на урок? (Что такое главные члены предложения? Как находить главные члены предложения? Для чего нужны главные члены предложения?)3. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.
- В каждом предложении найдите главные слова, о чём говорится в первом предложении?
Весна пришла. Светит солнце. Цветут ландыши.
- Что называет каждое из слов? (предмет и его действие)
- Почему выписали именно эти слова? (главные члены предложения)
- Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.(запись на доске)
4. Подлежащее и сказуемое.
Игра «Найди лишнее слово».
Существительное
Прилагательное
Подлежащее
Глагол
местоимение Приставка
Корень
Суффикс
Сказуемое
основа
Какое слово лишнее, почему?
Каким, одним словом объединим эти слова?
Какую часть речи не написали? Какое слово лишнее, почему?
Каким, одним словом объединим эти слова?
Какую часть речи не написали?
- Что такое подлежащее и сказуемое? Давайте вернёмся к главным членам предложения. Главное слово, от которого мы ставили вопрос – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. А второе слово – сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. (запись на доске)
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает? (запись на доске)
- На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает? (запись на доске)
Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
Правило читают в учебнике стр. 146.
ФИЗМИНУТКА
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть поширеИ на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физминутка, как зарядка.
V. Закрепление изученного материала.Работа в группах. Задания творческого плана. Каждая группа выбирает себе карточку.
Карточка №1.
Прочитать поставить предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.
Снег уже почти весь растаял.
Птицы весело щебечут на ветках.
Пришла весна.
Греет солнышко.
На деревьях набухли почки.
Карточка № 2.
Прочитать и дописать предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.
Весной природа ………... Ярко-зеленая ………… покрывает землю, словно шелковый ковер. На нём распустились………. Это одуванчики! Они желтые и пушистые, словно маленькие цыплята.
Карточка № 3.
Составить из слов предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.
Весна, солнце, ярче, почки, распускаются, зазеленела, подснежники.
Карточка № 4.
Составить по картинкам предложения. Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка № 5.
Составить по картинке предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка № 6.
Правильно поставить точки, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.
Вот и пришла весна небо делается голубее солнышко светит ярче появляются лужи с крыш свисают сосульки ребятишки больше бегают на улице.
4 человека работают у доски. Составляют предложения из слов. Подчёркивают главные члены предложения.
Бегут говорливые дорогам ручейки побумажные ребята кораблики пускают
В ходе работы учитель проверяет работы. Карточки 1, 2, 6 самопроверка.
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем оно выражено?
- На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем оно выражено?
Сосчитайте, сколько баллов вы заработали на уроке.
20-19 – «5», 18-15 – «4».
В конце урока учащиеся на интерактивной доске «рисуют» картинку ВЕСНА, выбирая соответствующие картинки (весёлое или грустное солнце, весёлая или грустная тучка, цветы, весёлые дети и т. д.)
Домашнее задание: выполнить упр. 405, с. 146.