Рабочая программа факультативного курса «Исторический портрет» в 7 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Молодёжненская СОШ»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю
Учителей ГЦ Заместитель директора по Директор МКОУ МСОШ
Руководитель МО УВР _________ /Боктаева Л.О./
_________/Азаматова Б.Б./ __________/Басангова Л.М./ Пр. №___от______20__г.
Протокол №___от____20___ г.
Программа факультативного курса
«Исторический портрет»
в 7 классе
на 2012-2013 учебный год
учителя истории и обществознания
Бембеева Евгения Витальевича
Единая методическая тема школы: «Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как средство развития школьника и саморазвития личности»
Методическая тема: «Воспитание патриотизма, познавательного интереса»
Тема по самообразованию: «Развитие педагогической техники, изучение возрастной психологии школьников»
Стаж работы: 1 год
п. Молодёжный
Пояснительная записка
Сегодня, несмотря на интеграционные процессы, идущие в мире, каждый народ стремиться сохранить свою самобытность. Большую роль в этом играет история. А история, как никакая другая наука, населена яркими личностями. Каждая личность – это не только страничка в мировой истории, это еще и огромная сила, влияющая на подрастающее поколение.
Роли личности в истории всегда уделялось большое внимание. Они играют в историческом процессе как положительную, так и отрицательную роль. Их имена привлекают внимание потомков. Нам интересны не только их деяния, но и черты характера, привычки, внешний облик, семейное окружение.
Тематика факультативного курса охватывает великих деятелей 15-18 вв. В основу отбора выдающихся людей легли нравственно-эстетический, духовный, психологический критерии. Курс составлен с учетом интересов учащихся и рассчитан на 34 часа.
Вводимый курс представляет собой дополнительную информацию не представленную в учебных пособиях.
Он выстроен в хронологической последовательности и состоит из 4 блоков:
1-й блок. Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий»
.2 –й блок. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв.
3-й блок «Эпоха реформации и абсолютизма».
4-й блок. Россия 17-18 вв.
Цель курса – познакомить учащихся с биографиями исторических деятелей, глубже и полнее познать суть персонифицированной мировой истории, восполнить школьную программу, формировать социально-личностные компетенции и содействовать развитию индивидуальных способностей учащихся, т.е. создать условия для становления гражданской позиции учащихся.
Задачи курса:
Через биографию отдельных исторических деятелей глубже прочувствовать историю мировой цивилизации, постараться понять поступки выдающихся людей того времени в конкретной исторической обстановке;
Привлечь учащихся к исследовательской работе по воссозданию биографий выдающихся деятелей истории и культуры.
Расширить кругозор учащихся в данной области.
В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в мировой истории. Рассматриваются актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории мировой цивилизации и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:
Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников;
Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов учащихся;
научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговый урок.
Основой факультативного курса является расширение базы знаний, путем получения дополнительной информации.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Умения и навыки:
Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию.
Рассматривать события и явления с точки зрения их происхождения в ту или иную эпоху.
Выявлять причины возникновения различных версий и оценок событий прошлого и настоящего.
Выражать и аргументировано представлять, отстаивать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания:
Лекции
Практические занятия
Семинары
Дискуссии в форме круглого стола
Урок-версия
Урок-обсуждение
Возможные виды деятельности:
Составление таблиц
Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
Написания эссе, докладов, сочинений
Составление карт
Анализ биографий
Просмотр видеоматериалов
Работа с мультимедиа
Работа с родословными
Создание проекта
Работа со схемами и памятками
Использование ИНТЕРНЕТ
Доля самостоятельности ученика:
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения
- вид отчетных работ
- форму работы
- литературу, по которой они будут готовить отчетную работу.
Форма итоговой отчетности:
Конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Диагностика: анкетирование, собеседование, наблюдение.
Учебно-тематический план курса.
№ Раздел. Тема Кол-во часов
1. Введение. Характеристика исторической личности. 1
Блок 1.Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий» 5 ч.
2. Бартоломео Диаш. 1
3. Христофор Колумб 1
4. Васко Да Гама 1
5. Эрнан Кортес 1
6. Франсиско Писарро 1
Блок 2. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв.
5 ч.
7. Леонардо Да Винчи 1
8. Микеланджело Буаноротти 1
9. Рафаэль Санти 1
10. Донателло 1
11. Николай Коперник 1
Блок 3. «Эпоха реформации и абсолютизма». 6 ч.
12. Мартин Лютер 1
13. Жан Кальвин 1
14. Оливер Кромвель 1
15. Альбрехт Дюрер 1
16. Уильям Шекспир 1
17 Исаак Ньютон 1
Блок 4. Россия 17-18 вв. 15 ч.
18. Михаил Романов 1
19. Петр великий 1
20. Степан Разин 1
21. Александр Меньшиков 1
22. Яков Брюс 1
23. Михаил Ломоносов 1
24. Елизавета Петровна 1
25. П. Румянцев 1
26. Екатерина Великая 1
27. Емельян Пугачев 1
28. А. Радищев 1
29. А. Суворов 1
30. Ф.Ушаков 1
31. Д.Фонвизин 1
32. Н. Карамзин
1
33. Павел 1 1
34. Самоотчет (работа в рамках 4 блоков). 1
Содержание изучаемого курса
Введение (1 час).
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Блок 1.Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий» (5 ч.)
Бартоломео Диаш. Биография. Первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.
Христофор Колумб. Биография. Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
Васко Да Гама. Биография. Португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра.
Эрнан Кортес. Биография. Испанский конкистадор, завоеватель Мексики.
Франсиско Писарро. Биография. испанский авантюрист, конкистадор, завоевавший империю инков и основавший город Лима.
Практикум:
Начало оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся узнали много нового о первооткрывателях и истории Американского континента.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 2. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв. (5 ч.)
Леонардо Да Винчи. Биография. Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Микеланджело Буаноротти. Биография. Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Рафаэль Санти. Биография. Великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
Донателло. Биография. Итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Николай Коперник. Биография. Польский и прусский астроном, математик, экономист, каноник эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Практикум:
Оформление папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся узнали много нового о великих деятелях искусства и науки того времени и о трудах написанных ими.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 3. «Эпоха реформации и абсолютизма» (6 ч.)
Мартин Лютер.Биография. христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Жан Кальвин.Бография. Французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Оливер Кромвель. Биография. Вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, в 1643—1650 гг. — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 гг. — лорд-генерал, в 1653—1658 гг. — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.
Альбрехт Дюрер . Биография. Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников.
Уильям Шекспир. Биография. Великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор (согласно Шекспировскому канону) по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.
Исаак Ньютон. Биография. Английский физик , математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
Практикум:
Продолжение оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся ознакомились с деятельностью великих людей «Эпохи реформации и абсолютизма»
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 4. Россия 17-18 вв. (16 ч.)
Михаил Романов. Биография. Первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.
Петр великий.Биография. последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Он был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
Степан Разин. Биография. Донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
Александр Меньшиков.Биография. Российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его смерти в 1725—1727 — фактический правитель России. Имел титулы Светлейшего князя Российской империи, Священной Римской империи и герцога Ижорского (единственный русский дворянин, получивший герцогский титул), первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга (1703—1727), первый российский сенатор, полный адмирал (1726). Генерал-фельдмаршал (1709), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727).
Яков Брюс.Биография. Российский государственный деятель, военный, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I. Умелый полководец, генерал-фельдмаршал (1726), создатель российской артиллерии, граф (1721). Представитель знатного шотландского рода Брюсов, младший брат Романа Вилимовича Брюса, первого обер-коменданта Санкт-Петербурга. Предки Я. Брюса с 1647 года жили в России.
Михаил Ломоносов.Биография. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований.
Елизавета Петровна.Биография. Российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I и Екатерины I.
П. Румянцев.Биография. русский военный и государственный деятель, граф (1744 год), генерал-фельдмаршал (1770 год).Кавалер орденов российских Святого Апостола Андрея, Святого Александра Невского, Святого Георгия 1-го класса и Святого Владимира I степени, прусского Чёрного орла и Святой Анны I степени. Почётный член Императорской Академии наук и художеств.
Екатерина Великая.Биография. при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (иначе София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская); 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская (1762—1796).
Емельян Пугачев.Биография. донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.
А. Радищев. Биография. Русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.
А. Суворов. Биография.Национальный герой России, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.Князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789), граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских (вручавшихся мужчинам) и многих иностранных военных орденов, вручавшихся в то время.
Ф.Ушаков. Биография. Выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Д.Фонвизин. Биография. Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Н. Карамзин.Биография. Русский историк-историограф, писатель, поэт.
Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Павел 1.Биография. Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, из императорского рода Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской династии, великий магистр Мальтийского ордена, генерал-адмирал, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.
Практикум:
Продолжение оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся получили дополнительную информацию о людях оказавших решающее влияние на ход развития российской истории и культуры.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Практические занятия должны научить учащихся добывать и перерабатывать полученную информацию, составлять информационно-архивный материал.
Литература:
Энциклопедии
Словари
Справочники
История России в портретах в 2-х т. Смоленск, Брянск, 1996 г.
Л.Е. Морозова. «История России в лицах», М. «Школа –
Пресс», 2000 г.
Н.И. Павленко. «А.Д. Меншиков». М. «Наука», 1984г.
Н.И. Павленко. «Петр Первый». М. «Наука», 1984г.
В.И. Неваковский. Рассказы о Петре Великом. М. Панорама, 1992г.
М.Ш. Файнштейн. Вознесены на пьедестал. М. Панорама, 1992 г.
10. «Исторический журнал» (http://www.history-illustrated.ru/)