Урок по обществознанию на тему Человек в системе экономических отношений
Урок обществознания в 11 классе
Тема урока: «Человек в системе экономических отношений. Доходы и расходы».
Цель урока: Раскрыть обычную картину положения человека в системе экономических отношений.
Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о формах собственности, выяснить источники доходов, причины имущественного неравенства, способы рационального использования доходов и расходов.
2. Продолжить словарную работу, развивать навыки сравнения, анализа. Обобщения.
3. Способствовать формированию правильного поведения потребителя, разумного ведения домашнего хозяйства.
Основные термины и понятия: доход, прожиточный минимум, рента, потребление.
Ход урока
I. Организационный этап: связь с предыдущим уроком.
В человеке, как в фокусе, сходятся невидимые нити экономических связей и отношений. Он производит товары и услуги, получая за них вознаграждение, владеет большей или меньшей собственностью, выступает в роли продавца или покупателя. Деньги позволяют ему получать долю материальных или духовных благ, создаваемых обществом. На прошлом уроке мы остановились на рассмотрении вопросов собственности. А сегодня? Это вы определите сами.
( формулировка задач урока).
II. Мотивационный этап.
- Достаточно ли вашей семье имеющихся средств, необходимых для проживания в течение месяца?
Да, с запасом
Достаточно
Только-только
Крайне не хватает
- Хотели бы вы, чтобы средства были значительно увеличены?
Проблемный вопрос: Почему есть расхождения в ответах? И в то же время все стремятся к увеличению средств?
Составление кластера
Уровень
Доходы жизненных Расходы
· потребностей
Формулировка задач урока.
III. Этап изучения нового материала.
А. Словарная работа
Б. Проверка знаний: Получая доходы, человек приобретает их в собственность. Какую?
В. Физкультминутка.
Г. Источники доходов.
Добавить: жалование, премии, пенсии, пособия, стипендии.
Д. Имущественное неравенство.
Е. Задание №3 в учебнике: статья 25. Какие доходы можно считать достаточными? Какие обеспечивают высокий уровень жизни?
1. Две пары учащихся составляют из слов определения
2. Остальные работают с определениями на запоминание, рассказывают их друг другу.
1. Одна пара учащихся у доски называет разные формы собственности, приводит примеры.
2. Отношения собственности. Задание: ответьте «да» или «нет». (взаимопроверка).
3. Анализ содержания текстов документов: Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Задание: найти черты сходства.
1. Определить источники доходов населения в сегодняшних условиях (работа в парах).
2. Обсуждение вариантов.
3.Сравнение с табличными данными.
1. Словарная работа.
2. Подтвердить примерами причины неравенства.
1. Организация дискуссии.
IV. Закрепление.
Составить логические цепочки по принципу: причина – следствие.
Расходы (потребление)
Неравенство Доходы
Источники доходов
Прожиточный минимум Поведение потребителя
V. Подведение итогов урока:
Рефлексия: Что нового узнал? Какие знания будут полезны в будущем?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: § 11, в. 2,3, знать термины.