Рациональный суточный режим воспитанника

Root EntryМБОУ « Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11».
Всероссийский педагогический конкурс
«Методическая разработка»
на тему: «Рациональный суточный режим воспитанника».
Пояснительная записка.
Автор: Зайцева Наталья Станиславовна г. Гатчина Ленинградской обл.
Воспитатель группы воспитанников школы-интерната начального звена.
Занятие по воспитательской программе «Основы здоровья»
Возраст:7-10 лет
Тема занятия: «Рациональный суточный режим воспитанника »
Тип занятия: изложение нового материала
Актуальность: на сегодняшний день очень много внимания удедяется вопросам здоровьесбережения, здорового образа жизни детей общеобразовательных учреждений. Актуальность этого занятия определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии. Рациональный суточный режим способствует снижению перегрузок, так как основывается на естественных биоритмых человека.
Технологии и методики применяемые на уроке: ИКТ- презентация в формате Power Point служит для визуализации материала и рассчитана на сопровождение всего занятия. С ее помощью осуществляется демонстрация и объяснение нового материала, проверка знаний и самопроверка. Применение наглядности позволяет повысить познавательный интерес к проблеме. С помощью беседы успешно решается задача формирования теоретических знаний практических умений воспитанников. Здоровьесберегающие технологии. В ходе занятия спланированы организационно-технические, санитарно-гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие возрастные особенности детей.
Анализ результатов занятия:
Занятие позволяет осуществить профилактическую деятельность среди воспитанников младшего школьного возраста.
Упражнения направлены на активизацию деятельности воспитанников;
Применение наглядного материала на занятии дает возможность для развития познавательного интереса к проблеме;
Теоретический материал объясняет особенности последовательности режимных моментов.
Рефлексия позволяет осуществить каждому ребенку самоанализ своей деятельности на занятии.
Перспективы использования данного материала: разработка данного занятия будет размещена в методической копилке школьного сайта и в социальной сети работников образования.
Теория рационального режима воспитанников.
Природа, все живое нашей планеты связала с движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления с периодичностью в 24 часа. Французский ученый Мишель Сифр провел в подземной пещере 205 дней без часов и приемника. Он вставал и ложился спать когда ему хотелось, кушал когда хотел. И что же? Оказалось, его организм жил в ритме суток продолжительностью в 24 часа 31минуту. (подробнее об этом можно прочитать в книге Мишеля Сифра «В безднах земли» 1982г) Поэтому, смело можно говорить, что деятельность человека зависит от биологических ритмов. К биологическим ритмам относят:1) смену дня и ночи; 2) изменения активности солнца.
Режим это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня младших школьников способствует нормальному росту, духовному становлению, психическому и физическому развитию организма детей, укреплению их здоровья, прививает им полезные привычки, формированию навыков здоровьесберегающего образа жизни, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка и возникновения хронических заболеваний.
Посмотрим, как изменяется активность человека в течение суток.

Время высокой активности
Время низкой активности
треугольники 10.00-13.00
16.00-19.00

Треугольники13.00-16.00
19.00-22.00

Учитывая время активности организма человека, каждый может распределить свое время так, чтобы избежать перегрузок и труд его был наиболее эффективным без волевых усилий.
Правильный распорядок дня основан на сочетании физического и умственного труда, пассивного и активного отдыха.
Распорядок = физический и + активный и
дня умственный пассивный
труд отдых

После 20.00 организм ребенка готовится ко сну.

Режим дня (примерный вариант): 7.30 - подъем. 7.30-8.20 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели. 8.20-8.45 - завтрак. 8.45-8.50 - дорога в школу. 9.00-13.30 (13.00) -занятия в школе. 12.30- - обед, 14.00-16.00 - игры на воздухе. 16.00-16.15 – полдник.
16.20-18.30 - самоподготовка (приготовление домашнего задания)
18.30-ужин.
19.00-20.30-свободное время.
20.30-21.00-подготовка ко сну.
21.00-отбой.


Занятие: Рациональный суточный режим воспитанника.
Цель занятия: сформировать понятие о рациональном суточном режиме ребенка.
Задачи занятия:
Образовательные: 
-показать актуальность знаний о рациональном суточном режиме;
-научить ребят планировать свое время в течение суток;
-рассмотреть примерный режим дня;
-дать понятие режима.
Развивающие: 
-развивать понятие суточного режима на основе знаний о биологических ритмах;
-применить наглядность для развития познавательного интереса воспитанников к проблеме рационального суточного режима , обеспечивая прочность знаний;
-формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
Воспитательные: 
-способствовать формированию научного мировоззрения;
-создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний;
-развивать самостоятельность и креативность мышления.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Авторский медиапродукт: презентация Power Point, упражнение с проверкой;
Понятийный аппарат усвоения: режим, физический и умственный труд, активный и пассивный отдых, биологические ритмы.

Тип занятия: изложение нового материала..
Методы обучения: словесные (беседа) , наглядные (просмотр слайдов презентации ), самостоятельная работа.
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление изученного материала.
5.Домашнее задание.
6.Подведение итогов;
7.Рефлексия

Технологическая карта занятия:
Виды деятельности воспитателя
Организация деятельности воспитанников
Деятельность с использованием ИКТ

1.Организационный момент.
Задача: проверка готовности к занятию.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
1.Приветствие воспитанников.
2.Проверка наличия принадлежностей для занятия.
3.Оглашение темы занятия, целей.



Приветствие воспитателя. Показывают готовность к занятию.






Слайд №1

2.Актуализация знаний.
Задача: показать необходимость приобретения знаний по предмету
Форма контроля: педагогическое наблюдение.



3.Изучение нового материала.
Задачи:
1.сформировать понятие о суточном режиме;
2.рассмотреть часы активности и пассивности организма человека в соответствии с биологическими ритмами;
3.познакомить с примерным рациональным режимом воспитанников.
Форма контроля: беседа.
Вопрос к детям: скажите, пожалуйста, сколько времени длятся сутки.
Воспитатель: верно, это старая истина, которую придумал не человек, а сама природа.
Воспитатель: . Вращается земля вокруг своей оси с запада на восток. (Против часовой стрелки.) Полный оборот она совершает за 24 часа (за сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. Солнце может одновременно освещать только одно полушарие, другое находится в тени. В освещенном полушарии – день, а в затемненном – ночь. По мере вращения земли ее освещенная сторона уходит в тень, а темная наоборот освещается.
Таким образом, Природа связала все живое нашей планеты с движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления с периодичностью в 24 часа.( показать глобус , который вращается вокруг Солнца).
Воспитатель: знаете ли вы, что французский ученый Мишель Сифр провел в подземной пещере 205 дней без часов и приемника .Он вставал и ложился спать когда ему хотелось, кушал когда хотел. И что же? Оказалось, его организм жил в ритме суток продолжительностью в 24 часа 31минуту. (подробнее об этом можно прочитать в книге Мишеля Сифра «В безднах земли» 1982г) Поэтому, смело можно говорить, что деятельность человека зависит от биологических ритмов. К биологическим ритмам относят:1) смену дня и ночи; 2)изменения активности солнца.
Давайте посмотрим, как изменяется активность человека в течение суток.
Берем в руки циркуль и зарисовываем часы, на циферблате которых указываем промежутки времени активности и пассивности деятельности человека:
треугольники 10.00-13.00 закрасим красным
16.00-19.00 цветом
Треугольники13.00-16.00 закрасим синим
19.00-22.00 цветом
- время высокой активности организма
-время низкой активности организма человека

Учитывая время активности организма человека, каждый может распределить свое время так, чтобы избежать перегрузок и труд его был наиболее эффективным без волевых усилий.
Режим это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Правильный распорядок дня основан на сочетании физического и умственного труда, пассивного и активного отдыха.
Распорядок = физический и умственный труд + активный и пассивный отдых.
После 20.00 организм ребенка готовится ко сну.

Физкультминутка поставили руки на локотки, ладошки смотрят друг на друга. Каждый палец руки должен по очереди совершить mах нажатие на большой палец со словами:
Здравствуй мальчик,
Здравствуй пальчик,
С добрым утром,
С ясным днем.
Упражнение повторить 2-3 раза.
После рассказа воспитатель знакомит воспитанников с режимом дня воспитанников школы-интернат.
7.30 – подъем
7.30-8.20 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.
08.20-08.45-завтрак.
8.45-8.50 - дорога в школу.
9.00-13.30 (13.00) -занятия в школе.
12.30- - обед,
14.00-16.00 - игры на воздухе.
6.00-16.15 – полдник.
16.20-18.30 - самоподготовка (приготовление домашнего задания)
18.30-ужин.
19.00-20.30-свободное время.
20.30-21.00-подготовка ко сну.







Предполагаемый ответ: 24 часа




























Дети выполняют рисунок






















Дети выполняют упражнения.













Слайд №2











Слайд №3







Слайд№4














Слайд №5
Слайд№6,7















Слайд№8-17

4.Закрепление изученного материала.
Задача: выполнив упражнение, обучающиеся должны уметь отвечать на конкретно поставленный вопрос.
Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка. Диктант:
В тетради ставим нумерацию изречений от 1 до 5. если изречение верно напротив номера ставим «+», если изречение не верно напротив его номера ставим «-».
1.В сутках 24 часа.
2.Восход солнца на западе, заход –на востоке.
3.Активность организма человека определяется биологическими ритмами.
4.Отдых может быть только перед телевизором в кресле.
5.Распорядок дня включает в себя труд и отдых.
вопрос
1
2
3
4
5

ответ
+
-
+
-
+

.Подводит итог занятия. Делает выводы по занятию. Анализирует деятельность воспитанников.






Обучающиеся осуществляют взаимопроверку.

Вместе с учителем обсуждают результаты работы.







Слайд 18

5.домашнее задание.
В соответствии с биологическими ритмами составьте личный режим дня.




Литература для педагога:
1.В.Н.Касаткина и др. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей. Ярославль, Аверес Пресс
2.П.И.Дереклева Родительские собрания. М.. 2004


Рисунок 6