Урок по информатике для 9 класса Программирование циклических алгоритмов


Технологическая карта урока
Авторы, разработчики. Субботина А.Н.
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 9 класс
Тип урока Урок изучения нового знания (открытие нового знания)
Технология урока Ориентация на самостоятельную работу учащихся; применение проблемного, деятельностного подхода к обучению.
Тема Программирование циклических алгоритмов
Цель Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов
Предметные результаты:
познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постусловием, с параметром;
развитие умений использовать различные операторы цикла для решения задач;
развитие умений учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры.
умеет составлять циклический алгоритм в виде блок-схемы.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
учащиеся воспитают в себе сознательное отношение и творческий подход к изучаемому предмету, четкость и организованность в труде, аккуратность, внимательность, бережное отношение к технике и к информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Регулятивные УУД:
определять цели и задачи урока;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования;
учащиеся разовьют способность воспринимать, обрабатывать и обобщать информацию;
разовьют логическое, абстрактное мышление.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать друг друга;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других,
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вводный этап.
Вызов Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением. Высказывать свое
-определять критерии изучения процесса программирования алгоритмов.
Познавательные УУД:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: цикл, счетчик цикла, тело цикла.
- формировать собственное мнение.
Личностные УУД:
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Приветствие учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
Объявляет этапы, цели и задачи урока:
- На этом уроке мы рассмотрим организацию повторений в алгоритмах с помощью циклических конструкций, а также примеры их применения.
-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!
- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
Работа с классом. Актуализация знаний:
Этапы решения задачи на компьютере?
Какие алгоритмы вы уже знаете?
Что называется линейным алгоритмом?
Что называется разветвляющимся алгоритмом?
Объясните своими словами, что такое цикл.
Сообщает, что сегодня урок будет посвящен продолжению изучения раздела «Программирование алгоритмов».
Предлагает учащимся догадаться самим о главных аспектах процесса программирования циклических алгоритмов. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся отвечают:
«На предыдущих уроках мы познакомились с алгоритмами двух типов: линейными и разветвляющимися.»
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме. Поочередно высказываются.
Поочередно высказывают свое мнение и формулируют тему урока.
Предлагают основные аспекты при изучении процесса программирования циклических алгоритмов:
-алгоритм с цикло, предусматривает многократное повторение одного и того же действия, последовательность команд, выполняются многократно;
- Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:  
записан на естественном языке;
изображен в виде блок-схемы;
записан на алгоритмическом языке;
закодирован на языке программирования.
Основной этап.
Осмысление. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- определять общую цель и пути ее достижения.
- умение подводить под понятия
- умение самостоятельно создавать способ решения проблемы
-находить отличия
-составление схем-опор
-работа с информационными текстами (учебник)
-объяснение значение новых слов
-уметь использовать графические схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
- интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
-выражать свои мысли и идеи.
Предметные результаты:
-знать суть программирования циклических алгоритмов;
-уметь определять виды циклических алгоритмов;
-знать блок-схемы базовых структур.
-уметь составлять на языке программирования Паскаль- программы для циклических алгоритмов. Проводит фронтальный опрос учащихся:
- привести примеры циклов из жизни
показать презентацию: Блок-схемы базовых структур

INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/529567/img2.gif" \* MERGEFORMATINET
INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/529567/img3.gif" \* MERGEFORMATINET
Подводит учащихся к следующему этапу решения задач: программирование циклических алгоритмов (структура программы, написанная на языке Паскаль) .
Предлагает учащимся распределиться по парам. Организует работу по парам. Дает задание каждой паре.
Раздать карточки с задачами.
- Возьмите карточки на парте. Составьте блок-схему циклического алгоритма своей задачи и к ней напишите программу на языке Паскаль.
Практическая работа ПК.
- предлагает учащимся протестировать свою программу на ПК, с использованием программы Pascal.
- во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь и проверяет тестирование программы на ошибки и на правильность выводимого на экран ПК результата задачи. Дети отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
-смена дня и ночи, смена времен года, круговорот воды в природе, дни недели и т.д.
Выводы учащихся, на примерах из жизни:
- цикл может быть бесконечным (круговорот воды) или ограниченным числом выполнения действий(число дней в недели).
Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают структуры циклических алгоритмов(блок-схемы).
Записывают в тетрадь основные аспекты по написанию программы на языке Паскаль.
На местах работают в парах.
Проходят за ПК.
-Слушают объяснение учителя.
- учащиеся будут работать в среде программирования Pascal..- Выполняют задание карточки.
Заключительный этап.
Рефлексия. Регулятивные УУД:
- умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
Личностные УУД:
- оценивать собственный вклад в работу в паре (группы) -Организует фронтальный опрос учащихся об основных аспектах пройденной темы на уроке.
-Оценивает практическую работу каждой пары на ПК..-Учащиеся подводят итоги своей деятельности, делают выводы, что нового они узнали о программировании циклических алгоритмов.
-делают вывод о практической значимости знаний о среде программирования Pascal.