Урок по МХК для 10 класса по теме «Культура Древнего Междуречья»


Николаева Ирина Александровна
учитель музыки и МХК
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждение средней (полной)
общеобразовательной школы №4
города Рославля
Оборудование: проэктор, экран, компьютер, карандаши
Видеоряд: презентация «Архитектура Месопотамии», видеофильм «Междуречье»
Литературный ряд:
Н. А Дмитриева, Н. А. Виноградова «Искусство Древнего мира», 1989
С. Г. Смирнов «Задачник по истории древнего мира» 1994
Б. А. Голощекин, Г. М Линко под редакцией Н. В. Андревской «Уроки по истории древнего мира» 1958 год
Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.
Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг", 2000.
Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов - на - Дону: “Феникс", 2001.
Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.
Исторический ряд: историческая карта «Древний Восток», картина «Город Вавилон», контурная карта «Древний восток»
Форма работы: модульный урок.

Мотивационная беседа
Там колыбель цивилизаций,Возможно, там Эдема сад,Там корни всех на свете нацийСплелись. Там Тигр и ЕвфратНесут поток тысячелетий.Шумер и древний ВавилонТам начинали всё на свете:И гнёт патриция, и стонРаба, и первый звук колёсныйПовозок, и водопровод.И урожай довольно сносныйУмел там взращивать народ.И в этом мире благодатном,Где раньше жизнь была полна,Опять, как было многократно,Колосья жизней жнёт война.
  Вспомните, что в переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. (См. приложение 1, рисунок 1) Это родина знаменитых древневосточных цивилизаций не только Шумера, но Вавилона и Ассирии. Благодаря развитию цивилизации Междуречья возникли страны, которые впоследствии стали называться государствами. Подумай:
Название этого города переводится буквально как «Врата Бога». Этот настоящий мегаполис Древнего мира неоднократно упоминается в Библии. Именно из Библии узнал о существовании этого города А.С. Пушкин (археологические раскопки этого города начались гораздо позднее): Прочтите фрагмент стихотворения поэта.
…все тленно под луною;
Как волны следом за волною,
Приходят царства и века.
Скажи, где стены ……?
Умчала все времен река.
Как вы думаете, о каком городе идет речь? Аргументируйте свое решение. В какой современной стране находился этот город?
Культура Междуречья относится к числу древнейших явлений человеческой жизни и возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э.
До середины XIX в. культурная жизнь народов Междуречья, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения из библейских сказаний, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были единственным источником знания. Причиной было полное отсутствие каких-либо зримых памятников архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья просто исчезли с лица земли, но благодаря клинописным знакам, найденными археологами мы узнаем сегодня о религии, архитектуре, скульптуре и живописи.

Религиозные верования древнего Междуречья
  Записанные на глиняных табличках мифы донесли до нас имена божеств-покровителей разных племён, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихии. Каждый город получил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства.
Обитатели Месопотамии старались умилостивить и своих богов, совершая все более сложные обряды. Религиозных ритуалы распадаются на три основные группы: миф о сотворении мира; о создании человека; о Всемирном Потопе. (См. приложение 2, текст № 4)
Боги делились на две большие группы Игиги (надземные и земные) и Ануннаки (подземные). Это духи земли, воздуха и воды,(См. приложение 1, рисунок 2-4) которые олицетворяли болезни, смерть и несчастия, поражающие человека. Согласно верованиям демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее, им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их имена и «специальности». Для защиты от злых духов употреблялись (См. приложение1, рисунок 5)  амулеты (обереги) (см. приложение №2, 5 и приложение 2, текст 1 ,2 3), например, изображение самого злого духа, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать. Демология оставила после себя много: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно к этим источникам.
Но были и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома, оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.
Существовал и ритуал жертвоприношений. Он был сложным: там было и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенных столах резали овец и других животных. Жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах.
«Трапезы» богов происходили утром и вечером. Перед статуей божества ставили стол, затем подавали в чаше воду для омовения рук. На столе размещали сосуды с напитками, миски с похлёбкой и блюдо с мясом, под конец трапезы подавали фрукты и снова предлагали воду для омовения рук. Божество «поглощало» пищу и напитки, лишь взирая на них; трапеза совершалась за плотным занавесом, скрывавшим таинство от непосвящённых. Яства, побывавшие на столе у божества, отсылались царю. Остальное распределялось среди жрецов, певчих и персонала храма, причём каждый получал установленную долю в зависимости от того, какое положение он занимал в храмовой иерархии. Считалось, что, принимая жертвенную пищу и напитки, божество превращало эти материальные продукты в источник особой силы и могущества. Доступ в зал, где стояла статуя божества, был открыт только узкому кругу жрецов. Простые горожане видели божество редко, как и своего царя, — только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города. Считалось, что божество при этом освящает и благословляет город и округу.
У вавилонян же можно засвидетельствовать наличие магических и гадательных обрядов. До наших дней дошли глиняные таблички с текстами заговоров, по народной медицине и к черной магии, призванной навредить определенному человеку. В Вавилоне существовала коллегия гадателей (бару), которые предсказывали будущее по полетам птиц, по форме масляных пятен на поверхности воды, но чаще всего – по внутренностям ритуально умерщвленных животных. Впоследствии эти способы гаданий были широко распространены в Греции, Риме и Северной Африке.
Особую роль играли храмы. Они был не только местом, где поклонялись богам и совершали жертвоприношения . Раскопки показали, что жители селения ссыпали часть зерна (в амбар), создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. Оно считалось священным, ведь там лежал хлеб — основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. Здесь же вокруг него совершались важные обряды (посев, сбор урожая). Значит амбар и святилище были, по-видимому, неотделимы друг от друга, и это двуединство религиозных и хозяйственных функций храма сохраняется на протяжении всей месопотамской истории. С появлением городов скромные сельские храмики-амбары кое-где превращаются в сооружения внушительных размеров со сложной планировкой. Так называемый «Известняковый храм», открытый археологами при раскопках Урука, отличался внушительными размерами — 76 х 36 м.
Далее храмы строились из высушенного на солнце кирпича т. к в стране не было ни строительного леса, ни хорошего камня; даже топлива для обжига кирпичей не хватало. Обожжённым кирпичом обычно облицовывали только нижнюю часть храмовых и дворцовых стен.. Обычно храм, если за ним хорошо смотрели, мог простоять 100—150 лет. (Помимо главного жреца и его помощников, а также музыкантов, певчих и других лиц, занятых в религиозных церемониях, храм и его хозяйство обслуживал целый штат управителей, контролёров,учётчиков,кладовщиков. Храмы становились важнейшими хозяйственными центрами в городах Месопотамии.
Самыми важными из храмовых праздников были новогодние торжества, устраиваемые во время весеннего равноденствия, перед началом сельскохозяйственных работ. Праздник продолжавшегося семь дней, все пытались смягчить классовые различия, суды не разбирали споров, родители не наказывали детей.
Вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. В последствии правителями стали считать царей. Это были целые династии, которые передавали власть по наследству. Долгое соперничество между жречеством и царями кончилось тем, что храмы пережили дворец почти на 600 лет. Когда в Вавилонию пришли персы, а потом и греки, ни те ни другие не решились тронуть храмы, где жизнь продолжала течь по издревле заведённому порядку В окончательное запустение древние храмы Месопотамии пришли только в I в. н. э., когда последние общины вавилонян растворились в среде нового населения — арамеев, халдеев, арабов, персов и греков.
Наблюдение вавилонских жрецов за движением небесных светил помогли установить календарь. (Он подсказывал землепашцу, когда ему ждать разлива или спада рек, когда солнце начнёт немилосердно палить и т.д.)
Общепринятое деление часа и минут на 60, деление окружности на 360 принадлежит также вавилонской науке
Религия Междуречья – не канула в Лету. Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Считается, что знаменитый греческий философ Пифагор принес именно из Вавилона тайные знания об устройстве мироздания.

Архитектура
Основным принципом строительства в государствах Междуречья было возведение города как неприступной крепости.Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Формировались архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах.
Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.
Сооружённые ими большие города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Городские укрепления поражали своим размахом, например, двойные стены города Урука имели ширину 5 метров и общую длину 9 километров, 800 башен усиливали их оборонительную мощь. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. Составной частью храма был зиккурат— четырёхугольная в плане, кверху суживающаяся ступенчатая башня. (см. приложение 1, рисунок№ 6,7) Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше была ступень, тем ярче был цвет. (см приложение1, рисунок № 8). Каждая из платформ была украшена в свой цвет- нижняя в чёрный (битум), средняя в красный (облицовка обожженным кирпичом), верхняя в белый (известковая побелка). Стены, стоящие на вершине храма, по-видимому, были облицованы синими глазурованными керамическими плитками. Символическая расцветка, в которой цвета распределялись от более тёмных к более светлым и ярко сияющим краскам, как бы связывала собой земные и небесные сферы, объединяла стихии.
В Вавилоне башня храма бога Мар Дука производит на современников
неизгладимое впечатление своими гигантскими размерами. Этот зиккурат в древности считали одним из семи чудес света. Итак: Вавилонская башня  (См. приложение 1, рисунок №9)– легендарное строение, которое согласно библейским рассказам после Всемирного потопа должно было быть представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Этот фрагмент замечательно изображён на картине «Смешение языков», Гюставом Доре (1865) (См. приложение 1,рисунок №10)
Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. (См. приложение 1, рисунок №11)
В Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Такой дворец мог иметь около двухсот комнат, окружавших внутренние дворы. Снаружи дворец выглядел сложенным из кирпича массивным колоссом без окон, обнесённым зигзагообразными оборонительными стенами. (См. приложение 1, рисунок №12). Стены дворцов украшали плиты с выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. В некоторых дворцах этих рельефов было столько, что если их расположить в один ряд, он вытянулся бы на сотни метров. На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Правитель, которого считали равным богам, изображался гораздо большим и более сильным, нежели его подчинённые.
Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Совсем иначе — естественными и стремительными — представлены животные в сценах охоты. Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах. Из ярких глазурованных кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Тут можно было найти цветки, напоминающие ромашку, а также быков, львов и фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Подобные изображения украшали, например, городские ворота, посвящённые богине Иштар, в Вавилоне (См. приложение 1, рисунок №13). Пристрастие к изображению всякого рода фантастических животных пришло позднее из восточных стран в Европу и сохранилось до начала нашего столетия.
Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего.
Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.
Висячие сады Семирамиды считается архитектурным шедевром Междуречья и является одним из семи чудес света. (См. приложение 1, рисунок №14) Они были построены в честь невесты царя Навуходоносора, которая очень грустила, переехав из зелёного края в пустыню. Поэтому для неё было возведено строение, увитое зеленью. В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
(Презентация №1)
Скульптура
Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времён составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. Искусно вырезанными рельефными изображениями были покрыты и маленькие цилиндрические печати, амулеты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стен были запечатлены их деяния и победы. Если сравнить статуи и рельефы Древней Месопотамии с совершенными и классическими в своей красоте скульптурными образами Древнего Египта, они несомненно покажутся грубоватыми, тяжеловесными, а порой и примитивными. Но вместе с тем мимо них нельзя пройти равнодушно, насколько они поражают и притягивают своей огромной жизненной силой.
Динамичное и монументальное по размерам искусство Междуречья практически лишено египетской статичности и уравновешенности. Рельефы и росписи дворцов, статуи царей и скульптуры животных – всё полно движения. (См. приложение 1, рисунок №15)
Мастера Шумера умели изготавливать изумительные по красоте, тонкости и технологической виртуозности ювелирные изделия. Они знали чеканку, филигрань и зернь, умели делать сложные сплавы драгоценных металлов, подобные электру (соединение золота и серебра). (См. приложение 1, рисунок №15.)
Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. относится поразительная мраморная женская голова (вероятно, голова богини), найденная в Уруке, одном из древнейших центров шумерской культуры. В ней видна внутренняя гармоничность образа, а огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустированные цветными камнями) придают всему лику подлинно вещую, незабываемую выразительность. (См. приложение 1, рисунок №17,20)
В  скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
Очень выразительна группа мраморных статуэток (первая половина III тысячелетия до н. э. Какие лики, или даже маски! Все то загадочное, все то насмешливо-мудрое, что таит в себе культура Древней Вавилонии, пристально взирает на нас из этих чудовищных глазниц
(См .приложение 1, рисунок №19)
  Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка - это обломки антикварных древних скульптур,  найденные на  крутом гребне, известном как  Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. (См. приложение 1,рисунок №18 ). Так Также археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными,  чудными рогами, которые примерно были созданы  более 4-х тысячелетий назад. Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное  главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего  золота и весила около 2500кг.
Живопись и декоративно-прикладное искусство
Из самых древних памятников искусства (См. приложение 1, рисунок №21) сохранилась керамика с росписью геометрического стиля и небольшие фигурки гротескового характера, клинописные таблички, амулеты, рельефные стелы, резные каменные цилиндрические печати, реже — золотые и серебряные украшения. (См. приложение 1, рисунок22,24)
В Месопотамии монументальная живопись использовалась для украшения храмов с целью оживить скучный вид голых стен из необожженного кирпича. В ней сочетаются изображения фигур людей и животных с орнаментальными мотивами. (См. приложение 1, рисунок №19) Более важное значение имеют росписи, которые покрывали дворец в Мари. Росписи Приемного зала разделены на пять расположенных друг над другом секций, изображающих сцены религиозного характера. Третья секция сохранилась в наиболее полном виде и изображает почитание богини войны Иштар, которая принимает подношения от других богов. Фигуры характеризуются, главным образом, застывшими позами. Использованная цветовая гамма ограничена, в ней преобладают желто-красный, красный, белый и черный тона.
Произведений  изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало. В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. Он одинаково грозен и величествен и на охоте, и в бою, и когда шествует в сопровождении толстых безбородых придворных, держащих над его головой роскошные опахала, и когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья голова подвешена рядом. А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов! Огромные, железные, пудовые. Главная задача художника - показать баснословную роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. И беспримерную царскую жестокость: сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутствии царя, жутко переданные — без тени жалости. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. Ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии, значительно ограбив их, но и наделив новым пафосом могущества.
В вавилонском искусстве совсем не встречается погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую открывает ему жизнь. Стены шумерских   храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма),  так и повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. (См. приложение 1, рисунок № 23) События  разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи били одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума  ( около 2470 г. до н э.) , которая посвящена его победе над городом Уммой.
Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф    с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображенных па печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. 


Приложение 1.
Рисунок 1
Рисунок 2Рисунок 3. Бог неба Ан(у)
198501048532
Рисунок 4. Богиня земли Ки

Рисунок 5. «Кадуций»-амулет оздоровления.
3775075216535
Рисунок 6 Рисунок 7
3042474113665
Рисунок 8. Шумерский зиккурат Бога Луны Рисунок 9. Вавилонская башня
4575810114935
1375410217170Рисунок 10. «Смешение языков», картина Гюстава Доре (1865)
Рисунок11

33794704318000Рисунок 12. Дворец

Рисунок 13

Рисунок 14
137795634365
Рисунок 15

-330206106795
13049258521700Рисунок 16
Рисунок 17Рисунок 18
15303543180
Рисунок19

 Статуя сидячего Гудея, принца Лагаши. Теллох, древний Гирсу. Нео-Шумерский период.
Поклонение в Ларсе.Ларса(Вавилон). Первая половина XVIII-го столетия до н.э. Статуэтка, бронза и золото. Высота 19,6 см
Рисунок 20Рисунок 21
2623185113665
Рисунок 22Рисунок 23
270383049530
Рисунок 24
440309036195

Приложение 2. Раздаточный материал
 
Текст 1
Среди амулетов чаще других встречаются:
символы женского плодородия;
символы мужской силы;
символы плодовитости (бык, лягушка, свинья, овца и лошадь);
символы могущества и победы (львы, леопарды и совы).
  Шумерские колдуны знали, что если амулеты будут исписаны магическими знаками и заклинаниями то сила талисманов будет увеличена в несколько раз. Позднее талисманы изготавливать в виде цилиндрических и конусообразных печатей.Их украшали золотом и драгоценными камнями: гиацинтами, агатами, топазами и бериллами.
  Используемые при изготовлении магических талисманов камни подбирались особым образом. Шумеры считали, что камень - живое существо, связанное с сакральным миром.
 
Текст 2
По мнению колдунов, тем кто родился в январе, нужно было носить при себе талисман, украшенный гиацинтом и горным хрусталём. Рождённым в феврале - аметистом и сапфиром. В марте - яшмой и гелиотропом. В апреле карнеолом и сапфиром. В мае - агатом или топазом. В июне - изумрудом или опалом. В июле - ониксом или рубином. В августе - изумрудом, ониксом или карнеолом. В сентябре - хризолитом. В октябре - бериллом и аквамарином. В ноябре - топазом и гиацинтом. В декабре - хризопразом или рубином.
 
Текст 3
Шумеры верили, что:
  1. Голубые и зеленоватые краски аквамарина полезны для зрения. Обеспечивает безопасность в водных путешествиях и победу в сражениях.
2. Алмаз - символ невинности, твёрдости и храбрости, победы над болью и болезнями. Алмаз, укрощает ярость и сладострастие, даёт уверенность и силу. С ним,можно было не бояться ударов молний и ранений в бою.
  3. Аметист спасал от опьянения, а если на нём были вырезаны знаки Небесной тверди, то и от отравления. Их дарили любимым, считая, что он удалит плохие мысли, идеальным средством от морщин и веснушек.
4. Берилл делал человека жизнерадостным, приветливым и весёлым, принося успех у противоположного пола.
  5. Бирюза - "камень счастья", символизировала верную любовь. Считалось, что бирюза образовалась из останков людей, умерших из-за любви. Бирюза укрепляла сердце, отгоняла страх от человека, приносила победу над врагами, спасала от змей, от утопления и удара молний. Тот, кто владел талисманом, украшенным бирюзой, не имел недостатка в деньгах, слова его воспринимались с особым вниманием.
  6. Гиацинт был камнем артистов и торговцев. Его владельца повсюду ждала удача, сердечный приём и гостеприимный кров. Гиацинт привлекал спокойный сон, дарил приятные сновидения и укреплял силы.
  7. Жемчуг способствовал благоденствию и долголетию, приносил счастье и покой. Считалось, что блеск жемчуга зависит от здоровья владельца талисмана. После его смерти жемчуг тускнел.
  8. Шумеры верили, что созерцание изумруда укрепляет зрение и просветляет ум. Носивший талисман с изумрудом не знал тоски и бессонницы, не видел плохих снов. Изумруд исцелял от эпилепсии и помогал предсказателям.
  9. Опал символизировал измену и каприз.
  10. Рубин приносил пылкую и страстную любовь. Талисман с рубином останавливал кровотечение, спасал от ран и ударов молний, очищал воздух, изменял погоду и отгонял злых духов.
  11. Сапфир был камнем верности, целомудрия и скромности. Он охранял владельца от зависти и меланхолии, веселил сердце, привлекал милость судьбы и симпатию окружающих.
  12. Сердолик предохранял от опасности погибнуть во время землетрясения и прекращал кровотечение.
  13. Талисман с топазом укрощал ярость и успокаивал страсти, дарил мужчинам мужчинам мудрость, а женщинам - плодовитость. С его помощью шумерские колдуны усмиряли бурю.
  14. Янтарь дарил здоровье и силу младенцам, защищал их от порчи и дурного глаза. Талисманы с янтарём исцеляли желтуху, прекращали удушье, сердцебиение и кровотечения. Беременная женщина, носившая такой талисман, легко разрешалась от бремени.
 Должен напомнить вам, что эти характеристики были даны драгоценным камням ещё 28 тысяч лет назад. Если они не совпадают с современными трактовками - не значит, что шумеры ошибались. Может быть, всё-же, древние знали больше нас?
Текст 4
Миф о сотворении мира
Первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану) (см. приложение №3), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание же тверди мыслилось богиней земли Ки (№4).
У неба и земли стали рождаться дети-боги, важнейшим из которых является Энлиль «господин», бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал верховным божеством Шумера и Аккада. 
Согласно шумерским мифам первоначально Вселенная представляла собой гору, в которой неразрывно сливались земля (богиня Ки) и небо (бог Ану). Актом сотворения мира можно считать разделение неба и земли и образование между ними прослойки, состоящей из воздуха.
Миф о сотворении человека
Человек создается для того, чтобы служить богам, заслуга его создания принадлежит богу мудрости Энки. Вняв просьбам богов, на то, что некому услужить им и подать вино, Энки берет глину из источника со сладкой водой и лепит из нее человека, причем удается ему это только с седьмой попытки – предшествующие существа получаются чересчур неприспособленными для жизни. Богиня Нинхурсаг считается «матерью всего живого». Но созданный человек остается слабым и бессильным по сравнению с могучими богами
Миф о Всемирном Потопе
Обитатели Междуречья опасались наводнений Тигра и Евфрата, которые размывали посевы и обрекали людей на голодную смерть. Суть мифа заключается в том, что боги, опасающиеся усиления людей, замышляют покончить с ними с помощью наводнения. Но бог Энки решает спасти одного царя по имени Сипарра и открывает ему тайну будущего потопа. Царь успевает построить ковчег, благодаря чему спасается от гибели, а его потомки заново заселяют освобожденную от остальных людей землю. Позже этот миф практически в первозданном виде вошел в библейский текст, став историей спасения Ноя и его сыновей.
Вопросы и задания к уроку
тема: Культура Древнего междуречья.
I Мотивационная беседа.Вы уже познакомились на уроках с культурой Древнего Египта. А сегодня мы начинаем знакомиться с культурой древнего междуречья:
познакомимся с их религиозными отношениями;
архитектурой;
живописью;
декоративно прикладным искусством;
установим связь между многими видами искусств;
выполним творческую работу, интригующую полученные знания на основе воображения.
II Входной контроль.Цель: Проверить знания, полученные на прошлом уроке («Древний Египет») и вспомнить Месопотамию из уроков истории
Задание: Выполни одно из предложенных заданий разной степени сложности. Трезво оцени свои возможности. Выбирай задания по силам. Работаем в тетрадях по МХК.
Задания: 2А-обязательный минимум (3 балла)
2Б-средней степени сложности (4 балла)
2В – повышенной степени сложности (5 баллов)
Контроль: Взаимоконтроль (проверь задание, выполненное соседом по парте, по контрольному листу и оцени соответствующим баллом)
уровень заданий 2А
( выбором ответа)
Между какими реками располагается Междуречье?
А)Остёр и Десна
Б)Тигр и ЕфратВ) Нил
2.Какому фараону поставлена самая большая пирамида:
А) Хеопсу
Б) ХефренуВ) ДжосеруГ) Микерину уровень заданий 2Б
(с выбором ответа)
1. Храм бога солнца Ра был возведён:
А) в Ассирии;
Б) Новом Вавилоне;
В) в Фивах
2 Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье (особенно Тигр) считались злыми богами?

уровень заданий 2В
1 Какие боги Египта похожи на богов Междуречья?
2 Внимательно прочитайте следующие определения и назовите термин:
А) живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде – это…
Б) прямоугольная плита, положенная сверху на капитель – это…
В) сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой – это…
III Религиозные верования древнего Междуречья.
Цель: Узнать о:
общинных культах шумерской эпохи.
объединении страны, общегосударственных богах и обожествление царей;
возвышении Вавилона;
народных земледельческих культах;
загробной жизни;
наследии вавилонской религии.
Задание: 1.Пользуясь раздаточным материалом(См. приложение 2, текст №1,2,3 ) учитывая, что вы житель Междуречья изобразите (лично для себя ) амулет и расскажите о нём .
Из текста (См. приложение 2, текст 4) выпишите фразу, которая вас удивила)
Контроль: Показ амулетов Междуречья (см. приложение №5), сравнение, рассуждение и оценивание соответствующим баллом
IV Архитектура
Цель: Выяснить назначение и конструкцию зиккуратов и дворцов, установить связь с религиозным культом.
Задание: Пользуясь пройденным и иллюстративным материалом выполни одно из предложенных заданий разной степени сложности:
4а-обязательный минимум (3 балла)
4б-средней степени сложности (4 балла)
4в- повышенной степени сложности (5 баллов)
Контроль: Работа в тетрадях, проверка учителем, оценивание.

:
Как назывались шумерские храмы? В чём особенность их конструкции и материала, из которого они созданы?
Сравни Нынешнее здание Европейского парламента, которое спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. (См приложение 1, рисунок № 21) Напиши отзыв.

Нарисуй в виде схемы устройство месопотамского зиккурата и кратко напиши какого назначение каждой части (работа в тетради).

Составь развёрнутый план-ответ по теме: «Архитектура Древнего Междуречья» и запишите его в тетрадь.
V Скульптура
Цель: Выяснить какие виды скульптуры существовали в Междуречье
Задание: : Пользуясь пройденным и иллюстративным материалом выполни одно из предложенных заданий разной степени сложности:
5а-обязательный минимум (3 балла)
5б-средней степени сложности (4 балла)
5в- повышенной степени сложности (5 баллов)
Дай определение словамна тему: «Скульптура Междуречья»
5а олень, дворец,г лаза
5б чеканка, , Мардук, статуэтка
5в ярус, рельеф, глиптик

Контроль: Самоконтроль. Самостоятельно выполни задания, проверь по контрольному образцу и оцени.

VI Живопись и декоративно-прикладное искусство.Цель: Творчески переработать полученные знания и представить их в виде
рассказа…
Задание: Написать 4 строчки стихотворения с опорой на полученные на уроке знания;
Контроль: проверка творческих работ учителем .VII.Резюме
VIII. Выходной контроль.
Цель: проверить знания, полученные на уроке, систематизироовать и записать в виде классификационной таблицы.
Задание: Выполни одно из предложенных заданий разной степени сложности. Трезво оцени свои возможности. Выбирай задания по силам. Работаем в тетрадях по МХК.
Задания:7 А-обязательный минимум (3 балла)
7Б-средней степени сложности (4 балла)
7 В – повышенной степени сложности (5 баллов)
7А.
1.Бог неба?
2. На контурной карте обозначить местонахождение Междуречья.
3. Закончи предложение:
Сила талисманов шумерских колдунов была увеличена в несколько раз,
если…….
Из чего бог воды и мудрости Энки сделал человека?
Закончи предложение:
Наличие магических и гадательных обрядов засвидетельствованы на….
7Б.
1. В чем отличие и сходство между Египетской и Месопотамской цивилизациями?2. Почему месопотамцы не строили гигантских пирамид? (обычные зиккураты они строили). 3. Боги Древней Месопотамии - олицетворение стихий или "боги", т.е. некие высшие существа, с которыми можно договориться? 
4. Составьте пропорцию, соединив понятия (или памятник искусства) с определённой культурой Древнего мира:
Храм Амона-Ра в Карнаке Месопотамия
Саркофаг принца Именемипета Древний Египет
Зиккурат Этеменнигуру в Уре Месопотамия
Дворец Ашшурнасирпала Древний Египет
5.Внимательно прочтите фрагмент текста древнешумерского эпоса:
1.«…Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуруппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни.
Богатство презри! спасай свою душу!
На свой корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей».
………………………………………
2.«В пятеро суток заложил я кузов:
Треть десятины площадь, борт
Сто двадцать локтей края его верха.
Заложил я обводы,  чертеж начертил я:
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков…»
………………………………………….
3,«Был готов корабль в час захода Солнца,
Сдвигать его стали – он был тяжелым,
Подпирали кольями сверху и снизу,
Погрузился он в воду на две трети.
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел я живой твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.»Нарисуйте схему корабля Утнапишти, используя указания в тексте поэмы.
 
7В.
1. 

Этот крылатый бык (шеду), охраняющий дворец в Дур-Шаррукине, до сих пор поражает воображение остроумным композиционным решением. Как вы считаете, что необычного в облике этой скульптуры? Для чего ассирийским правителям был нужен именно такой страж?  Запишите ход своих рассуждений.
 
2.Древний Египет был богат камнем, а в Междуречье (Месопотамии) камня практически не было. Тем не менее, города Междуречья поражали современников размахом строительства. Какое изобретение позволило использовать единственный доступный для данной местности строительный материал – глинистый ил? Какое усовершенствование в строительное дело было внесено во время царствования Навуходоносора II? Поразмышляйте на эту тему и запишите ход своих рассуждений.
 
3.
Чем прославилась мудрая правительница царица Шаммурамат, знают немногие. Она построила царский дворец в Вавилоне, обнесла его крепостной стеной с башнями, перекинула мост через Евфрат и создала немало ирригационных сооружений. Но самое знаменитое сооружение, одно из чудес света, которое носит ее имя, как ни странно, не имело лично к ней никакого отношения.Как вы думаете, о каком чуде света идет речь? Почему это сооружение принято считать шедевром зодчества и инженерного искусства?  Можете записать свои размышления.
4. О высоком уровне развития астрономии в Междуречье говорит создание….
5 Когда в Двуречье бронзовый век сменился железным? Какие народы первыми освоили железо?
IX. Рефлексия
Что понравилось на уроке, что нет?
Всё ли было понятно или какой-то вопрос требует доработки?
Какие задания вызвали трудности?
Домашнеее задание
Напишите сочинение о Месопотамии от имени знатного гостя в эту страну.