урок Ведущие страны Запада в конце XIX — начале XX века. 11 класс
Филаткина Раиса Петровна,
учитель истории МОУ «Ключевская СОШ №2»
Ключевского района Алтайского края.
Ведущие страны Запада
в конце XIX - начале XX века.
Разработка модульной учебной темы.
Планирование темы:
Урок 1. Мир на рубеже веков.
Уроки 2-5.Страны Западной Европы и США на рубеже XIX – XX в.в. Новый этап развития индустриального общества.
Уроки 6-12.Особенности развития основных западных стран на рубеже XIX – XX в.в.
Урок 13.Повторительно-обобщающее занятие.
Уроки 14-15.Зачёт.
Цели изучения темы:
-помочь учащимся получить знания о мире на рубеже прошлого и нынешнего веков, об основных тенденциях, общих чертах и особенностях социально- экономического и политического развития ведущих западных стран;
-продолжить формирование общеучебных умений (усваивать материал по текстам пособий; анализировать документальные источники; сопоставлять факты и делать выводы; обобщать изученный материал; сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы).
Урок 1. Мир на рубеже веков.
Этапы урока
1.Мотивационная беседа. Формирование цели занятия.
2.Входной контроль.
3.Население мира: численность и особенности расселения.
4.Три эшелона капиталистического развития.
5.Метрополии, колонии и зависимые страны.
6.Цивилизации Запада и Востока.
7.Завершающий контроль.
8.Рефлексия.
1. В ходе мотивационной беседы учитель говорит, что после периода революционных потрясений, завершающегося а Западной Европе и Северной Америке в последней трети XIX столетия, начался этап относительно стабильного развития индустриальной (буржуазной) цивилизации. В это время наметились некоторые процессы, определившие развитие западного общества в XX в.
Учащимся предлагается заранее распечатанный материал – тематический блок.
Тематический блок
«Западные страны в конце XIX – начале XX века»
Темы
1.Мир на рубеже XIX – XX в.в.
2.Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX в.в.
3.Новый этап развития индустриальной (капиталистической) цивилизации.
4.Особенности социально-экономического развития западных стран.
5.Политический строй западных стран.
6.Внешняя политика.
7.Рабочее движение.
Вопросы к зачёту
1.Основные черты империализма.
2.Характер империализма в основных капиталистических странах.
3.Основные идейно-политические течения на Западе.
4.Два военно-политических блока.
Обязательные (текущие) оценки выставляются за усвоение следующих элементов содержания темы и за выполнение перечисленных ниже работ.
1.Политическое устройство (схемы).
2.Теории государственного и общественного устройства (самостоятельная работа).
3.Основные идейно-политические течения (таблица).
4.Ведение тетради.
5.Устный зачёт.
Далее учитель формулирует основные цели работы, подчеркивая, что ребятам предстоит узнать:
- каковы были особенности расселения людей в конце XIX – начале XX в.;
- что такое теория трехэшелонного развития капитализма;
- что такое раздел мира, метрополии, колонии;
- каковы характерные черты западной и восточной цивилизаций.
2. Ученикам предлагается задание.
Используя известные Вам факты, докажите, что в последней трети XIX в. Мир вступил в новую стадию развития.
3. Следующее предлагаемое ученикам задание формулируется так.
На основе известных фактов и используя данные, записанные на доске, объясните, почему в конце XIX в. население мира размещалось по континентам весьма неравномерно.
4.Знакомству с концепцией трехэшелонного капиталистического развития предшествует работа с диаграммой, наглядно показывающей, как менялась роль ведущих западных держав в мировой экономике. На диаграмме видно, что Англия и Франция, занимавшие в 1860г. два первых места в мире по уровню развития народного хозяйства, к 1900г. уступили свои позиции США и Германии, а сами оказались соответственно на третьем и четвертом местах.
Далее ребята читают текст учебного пособия «Мир в начале XX века», перечисляют основные черты теории трехэшелонного развития капитализма.
5-6.Изучение вопросов о метрополиях, колониях и зависимых странах, а также о цивилизационных особенностях Запада и Востока предполагает выполнение заданий.
Используя атлас и текст учебника, докажите, что к началу XX в. закончился территориальный раздел мира. Назовите основные колонии и метрополии.
Определите характерные черты западной и восточной цивилизаций, используя учебник.
7.Цель завершающего контроля – проверить, удалось ли решить поставленные в начале урока задачи.
Ученикам предлагается самостоятельно выполнить в тетрадях (без использования учебника) одно из двух заданий; тетради сдаются на проверку учителю.
Что представляет собой теория трёх эшелонов капиталистического развития? Приведите примеры стран первого, второго и третьего эшелонов.
Что такое раздел мира? Составьте таблицу, перечислив в левой колонке метрополии, а в правой – их колонии.
8.Выполнив задания, ребята оценивают работу на уроке по пятибалльной системе; оценки ставятся в тетрадях, которые сдаются на проверку.
Уроки 2-5.Страны Западной Европы и США на рубеже XIX – XX веков. Новый этап развития индустриального общества.
Уроки строятся на основе работы с раздаточным дидактическим материалом и учебными пособиями. Класс делится на команды, каждая из которых получает отдельное задание. Из числа учащихся формируется также группа экспертов.
Этапы уроков.
1.Мотивационная беседа. Формулирование цели занятия.
2.Входной контроль.
3.Теории государственного и общественного устройства.
4.Основные идейно-политические течения.
5.Особенности социально-экономического и политического развития.
6.Новый этап развития капитализма.
7.Завершающий контроль.
1. В ходе мотивационной беседы учитель отмечает, что в конце XIX - начале XX века в странах Западной Европы и США завершился процесс становления индустриальной цивилизации.
Ученикам в процессе работы предстоит:
- узнать, какие теории государственного и общественного устройства существовали в западных странах;
- охарактеризовать основные идейно - политические течения;
- подвести итоги социально-экономического и политического развития ведущих стран Запада;
- доказать, что индустриальная (буржуазная) цивилизация вступила в новую стадию;
- развить навыки самостоятельной работы и обобщения материала;
- делать короткие устные сообщения;
- оценивать свою работу и работу товарищей;
- составлять таблицы и схемы.
2. Ученикам предлагается на основе изученного ранее материала вспомнить, как был завершён территориальный раздел мира, что такое теория трёх эшелонов капиталистического развития. Далее класс выполняет задание.
Назовите происшедшие в 1860-х гг. политические события, которые в наибольшей степени повлияли на дальнейшее развитие мира. Обоснуйте свой ответ
3. Чтобы помочь ученикам охарактеризовать социально - политическую ситуацию, сложившуюся к началу XX века в большинстве стран Западной Европы и США (наличие политических свобод, роль парламентов, осуществление принципа разделения властей), имеет смысл предложить задания группам (командам). Каждая команда составляет одну из трёх схем; схемы призваны проиллюстрировать наиболее значимые политико-правовые концепции нового времени – теорию естественного права, доктрину суверенитета народа и идею разделения властей (см. схемы 1,2,3).
4. Знакомство с основными идейно - политическими течениями западной мысли на рубеже веков можно организовать так.
На основе текста учебника и материалов хрестоматий ученики готовят агитационные тексты, отражающие идеи социалистов (социал - реформистов, анархистов, марксистов), либералов, консерваторов. Эту работу можно осуществить в группах.
После этого все ученики заполняют таблицу «Основные идейно - политические течения на Западе в конце XIX – начале XX в.» (см. таблицу 1).
5-6. Класс делится на группы (команды), каждая из которых выполняет ряд заданий. Сначала ученики характеризуют итоги экономического развития западного общества к концу XIX века (одна группа характеризует уровень промышленного производства, другая – производства сельскохозяйственного), а также результаты политических процессов, протекавших в XVII – XIX веках в Европе и Северной Америке.
Такая работа позволяет перейти к характеристике новых явлений в мировой экономике, к описанию той стадии развития индустриальной цивилизации, которая в марксистской теории именуется империалистической. Представляется полезным изложить основные тезисы выдвинутой Лениным теории империализма, после чего сосредоточить внимание на объективных социально - экономических процессах.
Школьники выполняют задания из рабочих тетрадей и учебных пособий, знакомятся с такими явлениями, как концентрация производства, возникновение монополий, формирование финансового капитала, становление мирового хозяйства.
7-8. Завершающий контроль предполагает проверку выполненных на уроках заданий. Ребята сдают тетради учителю и оценивают собственную работу (самостоятельную и в группах) по десятибалльной шкале. Оценивается как усвоение материала, так и работа на уроках.
Если ученик уверен, что он получил прочные знания, проставляется оценка 9-10 баллов; если материал усвоен частично - 7-8 баллов; если результаты работы кажутся неудовлетворительными – менее 6 баллов.
Самостоятельно справившиеся со всеми заданиями вправе оценить свою работу, поставив 9-10 баллов; при наличии ошибок количество баллов будет, естественно, меньше.
Уроки 6-12. Особенности развития основных западных стран на рубеже XIX – XX веков.
Занятия строятся на основе работы с раздаточным дидактическим материалом и учебными пособиями. Класс делится на 6 групп (команд), каждая из которых изучает материал, отражающий особенности социально - экономического и политического развития какой-либо страны. Один час отводится на самостоятельную подготовку учащихся. Работая в группах, ребята обсуждают предложенные им задания. Эксперты оценивают успехи групп по пятибалльной шкале.
Этапы уроков.
1.Мотивационная беседа. Формулировка цели занятия.
2.Входной контроль.
3.Особенности социально-экономического развития.
4.Внутренняя политика.
5.Политический строй.
6.Рабочее движение.
7.Внешняя политика.
8.Завершающий контроль.
9.Рефлексия.
1. В ходе мотивационной беседы учитель поясняет, что в процессе работы ребятам предстоит узнать:
- каковы были особенности экономического развития ведущих западных (капиталистических) стран, а также основные направления их внутренней и внешней политики;
- каким был политический строй этих государств;
- как развивалось в них рабочее движение.
Да
·лее перечисляются те навыки и умения, которые ученикам нужно будет применять на занятиях:
- сопоставлять различные источники;
- обобщать материал и делать выводы;
- работать с атласом и картой;
- делать сообщения;
- составлять схемы и сравнительные таблицы;
- оценивать свою работу и работу товарищей.
2. Ребята выполняют задание.
На основе ранее изученного материала докажите, что западная (индустриальная) цивилизация вступила в новую стадию развития – монополистическую.
Назовите основные процессы, определявшие социально - экономическое и политическое развитие западных (капиталистических) стран в конце XIX – начале XX века.
3. Несколько учеников делают заранее подготовленные на основе учебника и хрестоматии сообщения об особенностях социально - экономического развития западных стран. Класс составляет сводную таблицу «Западные страны и Япония в конце XIX - начале XX века». (см. таблицу 2).Правильность выполнения этого задания проверяется учениками – экспертами, которые проставляют количество заработанных баллов в оценочном листе. Составление таблицы может стать и предметом групповой работы.
После проверки правильности заполнения таблицы учащиеся делают выводы.
1. Страны первого эшелона – Англия и Франция – отставали в экономическом развитии от стран второго эшелона – Германии и Японии. Быстрыми темпами развивались США.
2. Во всех странах проводились буржуазные реформы.
3. Германия, Япония, США добивались передела мира. Англия и Франция стремились сохранить свои позиции.
4-5. Ребятам предлагается, используя учебник и хрестоматию, подготовить сообщение об основных направлениях внутренней политики какой-либо страны, начертить схему государственного устройства.
6. В ходе изучения вопроса о рабочем движении ученики знакомятся со схемой 4.
Ученики (представители групп) делают сообщения о развитии рабочего движения в странах Запада и Японии. После обсуждения этих сообщений выводы записываются в тетради (или составляются схемы).
Особенности рабочего движения в странах Запада и Японии.
1. Англия:
- малочисленная социалистическая партия;
- развитие тред-юнионов (профсоюзов);
- создание на их базе лейбористской партии;
- стремление рабочих использовать парламентские методы борьбы;
- преобладание социал-реформистских настроений в рабочей среде.
2.Германия:
- сильная социал-демократическая партия;
- стремление лидеров СДПГ к использованию парламентских средств борьбы;
- ревизионизм;
- незначительное влияние крайне левых.
3.Франция:
- ориентация социалистов на политическую борьбу;
-преобладание социал-реформистской тенденции в социалистических организациях;
- заметное влияние анархо-синдикалистов на рабочих.
4.США:
- непопулярность социалистов;
- сильные профсоюзы;
- стремление рабочих в борьбе за экономические интересы;
- приверженность рабочих лидеров идее классового мира.
5.Япония:
- отсутствие легальной социалистической партии;
- отсутствие признанных профсоюзов.
7. Представители групп (команд) готовят сообщение об основных направлениях внешней политики ведущих держав. При этом они используют учебник, хрестоматию, атлас и настольную карту.
Класс выполняет задания.
Слушая выступления учащихся, дайте определение понятиям:
- экспансия;
- дипломатия большой дубинки;
- дипломатия доллара;
- пангерманизм;
- реваншизм.
Назовите международные противоречия, определившиеся в начале XX в., и основные военно-политические союзы.
8. Завершающий контроль предполагает выполнение контрольного задания.
Охарактеризуйте темпы экономического развития Великобритании, Германии, Франции, Австро-Венгрии, Японии и США и обозначьте принадлежность этих стран к тому или иному эшелону.
В дополнение к этому заданию можно предложить ученикам дать определение нескольким упоминавшимся на уроках понятиям.
9. Рефлексия осуществляется по описанной выше схеме. Используется десятибалльная шкала. Полезно предложить ребятам оценить не только собственную работу, но и работу группы.
Урок 13. Повторительно-обобщающее занятие.
Этапы урока.
1. Мотивационная беседа. Формулировка цели занятия.
2. Обсуждение и обобщение материала темы.
3. Завершающий контроль.
4.Рефлексия.
1. Учитель поясняет, что на уроке предстоит дать общую характеристику ведущих держав Европы, Америки и Азии в конце XIX - начале XX в., выделить черты сходства и различия в развитии стран 1-го и 2-го эшелонов мирового капитализма, оценить усиление экономической и политической конкуренции между государствами как закономерное следствие их вступления в империалистическую стадию развития.
2. Ученикам предлагаются вопросы и задания.
1. Каковы были особенности расселения людей в конце XIX - начале XX в.?
2. Охарактеризуйте западную и восточную цивилизации.
3. Что такое раздел мира, метрополии, колонии?
4. В чем суть теории естественного права?
5. В чем суть доктрины разделения властей?
6. Докажите, что только разделение властей может гарантировать суверенитет народа.
7. Назовите основные идейно-политические течения, существовавшие в странах Запада на рубеже веков.
8. Дайте характеристику взглядам консерваторов, либералов, социалистов.
9. Объясните причины быстрого развития ведущих стран мира в конце XIX- начале XX в.в.
10. Назовите признаки монополистической стадии развития капитализма.
11.Перечислите особенности социально-экономического развития Франции, Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Японии, США.
12. Назовите особенности политического развития упомянутых стран.
13. Назовите особенности внешней политики ведущих держав мира на рубеже веков.
14.Назовите державы, составившие на рубеже XIX – XX столетий два противостоящих друг другу военно-политических блока.
Эти вопросы и задания могут стать основой беседы или письменной работы. В последнем случае их целесообразно разделить на две части. Каждый ученик, выполнив свою работу, отдаёт её на проверку соседу по парте, а сам оценивает его ответы по пятибалльной шкале.
3-4. Завершающий контроль предполагает выполнение разноуровневых тестов.
Рефлексия организуется по описанной выше схеме (используется десятибалльная шкала).
Тесты могут применяться и при проведении зачёта (уроки 14-15).
Однако основная форма итоговой проверки усвоения материала темы – индивидуальное собеседование.
Схема 1.Теория естественного права.
Естественные права
Право на жизнь
Право на свободу
Право
на собственность
Правовое равенство
Схема 2. Доктрина народного суверенитета.
Верховная власть
принадлежит народу
Избрание представителей
в органы законодательной власти
Контроль над
исполнительной властью
Схема 3. Принцип разделения властей.
Законодательная власть
(парламент, местные
представительные органы)
Исполнительная власть (правительство, президент)
Судебная власть (верховный суд, местные судебные органы)
Ветви власти сдерживают и уравновешивают
друг друга
Политические свободы
Схема 4. Рабочее движение в западных странах.
II Интернационал
(1889-1914)
Правые
Центристы
Левые
Ревизия
марксизма
Критика правых
и левых
Классовая
борьба
Реформы
Реформы
Революция
Борьба с милитаризмом, войной и колониализмом
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Название течения
Консерваторы
Либералы
Социалисты-марксисты
Анархисты
Основные цели
Сохранение существующих порядков
Защита свободы личности и права частной собственности
Замена капитализма социализмом
Создание социалистического государства
Отсутствие государственной власти
Основные требования
Сохранение и укрепление устоев общества: семьи, социальной иерархии
Свобода слова, печати, вероисповеданий, частного предпринимательства, невмешательство государства в экономику
Установление общественной собственности на средства производства, революционное преобразование политического строя
Объединение рабочих в профсоюзы, революционное изменение существующих порядков
Социальная база
Буржуазия, землевладельцы, высшие чиновники, основная часть крестьянства
Торговцы, предприниматели, часть интеллигенции, рабочие, служащие
Рабочие, часть интеллигенции, мелкая буржуазия, служащие
Часть рабочих и мелкой буржуазии
Основные средства осуществления целей
Умеренные реформы под контролем существующих государственных институтов
Социальные реформы при совершенствовании демократических институтов
Революция и (или) борьба за социальные реформы по инициативе снизу
Стачки, стихийные революционные выступления масс, деятельность профсоюзов
Таблица 2
ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ И ЯПОНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА.
Страны и эшелоны
капиталистического
развития
Особенности социально-экономического развития
Внутренняя политика
Внешняя политика
Великобритания
( 1-й эшелон)
Отставала от Германии и США.
Первое место в мировой торговле и вывозе капитала
Реформизм
Расширение колониальной империи. Основной противник - Германия
Франция
(2-й эшелон)
Относительно невысокие темпы экономического развития. Усиление роли банков и увеличение вывоза капитала
Борьба между монархистами и республиканцами, клерикалами и антиклерикалами. Реформизм.
Реваншизм в Европе. Колониальные захваты. Главный соперник - Германия.
США
(1-й эшелон)
Быстрое развитие экономики. Ведущая роль трестов. Фермерское сельское хозяйство
Реформизм. Государственное регулирование экономики и трудовых отношений
Экспансия в Латинскую Америку. Дипломатия доллара и политика большой дубинки
Германия
(2-й эшелон)
Быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства. Сохранение влияния юнкеров (помещиков)
Централизация власти.
Борьба против влияния Церкви. Буржуазный реформизм
Пангерманизм, стремление к мировому господству, к расширению колониальных владений
Австро-Венгрия
(2-й эшелон)
Отставала от ведущих западных стран. Сохранение средневековых пережитков. Неравномерное развитие регионов империи
Политический кризис, подъём рабочего и национально- освободительного движения
Экспансия на Балканах. Главный соперник - Россия
Япония
(2-й эшелон)
Быстрое экономическое развитие. Сохранение средневековых пережитков. Связь императорского двора, буржуазии и помещиков
Заимствование опыта Европы при сохранении национальных особенностей
Экспансия на континент. Главный соперник - Россия
15