Программа по внеурочной деятельности Юные инспекторы дорожного движения для 1 класса
Пояснительная записка
Назначение программы
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Рабочая программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для обучающихся 1 класса, возраст – 6,5 - 7 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011 год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой. . Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).
Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:
- Федеральная целевая программа ПП РФ от 20.02.2006 №100 "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
2. Актуальность программы
- при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
3. Новизна:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
4. Цель программы:
вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
5.Задачи программы:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
6. Содержание программы
№ темы Тема занятия Кол-во часов
Практика. Теория. всего
1 Азбука улицы 5 3 8
2 Юные пешеходы 1 1 2
3 Регулирование дорожного движения 3 2 5
4 Дорожные знаки 7 3 10
5 Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте 3 4 7
Всего 19 13 32
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия - 1 Б класс
Объем часов - 32 часа (1 час в неделю)
. Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10.Ожидаемые результаты:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
- игр-состязаний;
- тестирование;
11.Учебно – методическая литература для учителя
Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).
Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. – С-Петербург “ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК”,2007.-30 с. (ПДД).
Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.
Календарно -тематический план на 2012-2013 год
№ п\п№ занятия
в теме Тема занятия Кол-во часов Дата
Практика. Теория. всего Азбука улицы 5 3 8 1-четверть (9ч.)
1 1 Мы идём в школу. 1 1 5.09
2 2 Наша улица, деревня, где мы живём. 0,5 0,5 1 12.09
3 3 Экскурсия «Наша улица, деревня, где мы живём». 1 1 19.09
4 4 Элементы дороги 1 1 26.09
5 5 Движение пешеходов по улицам и дорогам. 1 1 3.10
6 6 Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки. 0,5 0,5 1 10.10
7 7 Практическое занятие на площадке безопасности «Безопасный путь». 1 0 1 17.10
8 8 Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог». 1 0 1 26.10
Личностные
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Метапредметные· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
Юные пешеходы 1 1 2 9 1 Требования к пешеходам 1 1 31.10
2-чтверть (7ч.)
10 2 Тематическое рисование «Я –пешеход» 1 1 14.11
Личностные
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Метапредметные- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулирование дорожного движения 3 2 5 11 1 Сигналы регулировщика. 0,5 0,5 1 21.11
12 2 Сигналы светофора. 1 1 28.11
13 3 Творческая работа. Изготовление макета светофора 0,5 0,5 1 5.12
14 4 Тренировочная игра «Помощники на дороге» 1 1 12.12
15 5. Творческая работа 1 1 19.12
Личностные
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Роявлять внимание , удивление желание больше узнать,
Метапредметные· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( чужой своей)
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
Дорожные знаки 7 3 10 16 1. Группы дорожных знаков. 1 1 26.12
3-четверть (9ч.)
17 2. Запрещающие знаки. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 16.01
18 3. Предупреждающие знаки. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 23.01
19 4. Предписывающие знаки. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 30.01
20 5. Знаки сервиса. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 6.02
21 6. Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 13.02
22 7. Дорожная разметка. Решение задач по теме. 0,5 0,5 1 27.02
23 8. Проектная работа «Дорожные знаки». 1 1 6.03
24 9. Подготовка к празднику «Путешествие в страну дорожных знаков» 1 1 13.03
25 10. Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» 1 1 20.03
Личностные
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Роявлять внимание , удивление желание больше узнать,
Метапредметные· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( чужой своей)
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
4-четверть (7ч.)
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте 2 5 7 26 1 Из истории транспортных средств. 1 1 3.04
27 2 Творческая работа. «Автомобиль из прошлого» 1 1 10.04
28 3 Современный транспорт. 1 1 17.04
29 4. Общественный транспорт.Обобщение 1 1 24.04
30 5 Транспорт особого назначения 1 1 8.05
31 6 Опасности при посадке и высадке из транспорта 1 1 15.05
32 7 Проектная работа «Транспорт» 1 1 22.05
Всего 19 13 32 Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
Метапредметные- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.