Работа над трудными вопросами по русскому языку при подготовке учащихся к ЕНТ (районный обучающий семинар)
Алматинская область
Жамбылский район
СШ села Мынбаева с ДМЦ
Работа над трудными вопросами по русскому языку
при подготовке учащихся к ЕНТ
(районный обучающий семинар)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Аккушкарова Г.М.
2015-2016 учебный год
Цель: ознакомить учителей с эффективной системой подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку, обмен опытом по подготовке учащихся к ЕНТ и ВОУД; способствовать умению применять приемлемые методы и приемы при подготовке учащихся к ЕНТ; выработка целостной системы, обеспечивающей эффективную и качественную подготовку учащихся к единому национальному тестированию.
Задачи: повысить профессиональный уровень учителей-предметников; совершенствовать систему работы учителя посредствам оказания информационной, методической, психологической поддержки педагогов, определить западающие зоны; разработать методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по русскому языку; создать условия для результативной деятельности учителей, способствующих повышению качества подготовки выпускников по предметам в формате ЕНТ ;постепенно формировать у учащихся навыки самостоятельности при подготовке к ЕНТ; формировать и развивать у учащихся навык эффективного использования времени тестирования;
Ожидаемые результаты: участники семинара смогут активно внедрять данные методы и приемы в свою практическую деятельность и в разнообразной форме применять при подготовке учащихся к ЕНТ; выявив трудности в своей практике, выработают приемлемые шаги для их преодоления.
Оборудование:
Ход семинара
Приветствие. Психологический настрой.
Притча «Три типа человека»
Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность. Царь представил фигурки своим придворным и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга. Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрый визирь не сдавался. Обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и увидел следующее: у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй – изо рта, а у третьей – через отверстие в пупке. Подумав немного, визирь сказал… Как вы думаете, что сказал визирь?
Подумав немного, визирь сказал: «Ваше величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка подобна человеку, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением. Третья фигурка символизирует того, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».
Вводная часть. Вызов.
Стратегия «Мозговой штурм».
№ вопрос ответ
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи - фонетика
Разговор двух или нескольких лиц- Диалог
Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов- суффикс
Часть слова без окончания - основа
Имеет два спряжения- глагол
Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке- орфоэпия
Их ровно шесть- падежи
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения- синтаксис
Слово, называющее того, к кому обращаются с речью- обращение
Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные- ударение
Все слова языка образуют его словарный состав или иначе- лексика
Пять, шесть, двое, третий – это числительное
В предложении выделяется волнистой линией- определение
Ставится в конце вопросительного предложения- вопросительный знак
Какой признак у глаголов был, есть и будет- время
Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании- орфограмма
Как изменяются наречия- не изменяются
Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении- предлог
Как еще называют главные члены предложения- грамматическая основа
Оно указывает, но не называет предмет местоимение
Орфоэпическая разминка
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлгаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В рабочих листах слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2 - 3 минут расставить ударение в словах.
Красивее, камбала, коклюш, обеспечение, генезис, вероисповедание, ворожея, брала, торты, жалюзи, плесневеть, начался, ходатайство, звонишь, премировать, зубчатый, исчерпать, балованный, доверху, издревле, каталог, мастерски, банты, шарфы, углубленный, облегчить..Теоретический блок. Презентация « Пунктуация» . Работа со слайдами.
Осмысление
Практическое занятие в группах
Один из приемов называется «Друзья по часам». Само название уже интересно для детей. Каждому ученику раздается циферблат часов, нарисованный на бумаге. Я предлагаю ребятам написать имена одноклассников, соответствующие каждому часу. Например, 1 час – Агата, 2 час – Ян, 3 час – Никита.
После того, как ученики распределили имена по циферблату, объявляю, что сегодня на уроке они будут ходить в гости друг другу в соответствии с данными условиями. Написать ниже правила из раздела «Пунктуация».
Друг на 1 час –
Друг на 2 часа –
Друг на 3 часа –
Друг на 4 часа –
Друг на 5 часов –
Друг на 6 часов -
Друг на 7 часов –
Друг на 8 часов –
Друг на 9 часов –
Друг на 10 часов –
Друг на 11 часов -
Друг на 12 часов –
Работа по этой стратегии на уроке занимает 15-17 минут. За этот небольшой промежуток времени ребята успевают рассказать друг другу практически все правила по любому из разделов. Этот прием мне нравится еще и тем, что помогает работать в зоне ближайшего развития ученика. Менее подготовленный ученик, услышав несколько раз правило от своих одноклассников, в следующую минуту без затруднения расскажет его своему «другу на час».
Пример комплексного анализа текста.
Текст.
Старый дуб весь пр…ображе(н, нн)ый ра…кинувшись шатром сочной темной зел…ни млел чуть к…лыхаясь в лучах в…черн… солнца. (Ни, не) корявых пальц…в (ни, не) б…лячек (ни, не) старого горя и (не)доверия (ни, не)чего (не) было видно. Скво…ь ж…стк… кору пробились без сучков соч(?)ные м…лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн)о… весе(н, нн)… чу(?)ство радост… и обн…вления. Все лучш…минуты его жизн… вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.
(Л.Толстой)
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.
2.Определите стиль и тип речи.
3.Подберите к тексту заголовок.
4.Какие изобразительные средства языка использовал автор?
5.Составьте схему второго предложения.
6.Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.
7.Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов?
8.Разберите по составу слово бе…причи(н, нн)ое. Запишите два слова с таким же составом морфем.
9.Найдите в тексте и выпишите слово, состав которого соответствует схеме:
10.Укажите, какие знания необходимы для того, чтобы правильно расставить знаки препинания в первом предложении?
11.Объясните употребление не-ни и н-нн.
12.Объясните написание приставок с пропущенными буквами.
“Звуковая гимнастика”Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, необходимо : спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;Е — воздействует на щитовидную железу;И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;О — воздействует на сердце, легкие;У — воздействует на органы, расположенные в области живота;Я — воздействует на работу всего организма;М — воздействует на работу всего организма;X — помогает очищению организма;ХА — помогает повысить настроение.
Практическое занятие. Каждая группа составляет вопросы по ромашке Блума на тему «Пунктуация при …»:
1 группа: Обособленные определения
2 группа: Обособленные дополнения
группа: Обособленные обстоятельства
Практическое занятие. Стратегия «Грязная дорога».
Учащиеся пишут одно или два «грязных места», части учебной программы, где они затрудняются «проехать». Затем учитель и весь класс расчищают «проблемные места». Этот прием позволяет ребятам при подготовке к итоговым работам ощущать на уроке психологический комфорт, потому что их трудности воспринимаются всего лишь как игра, а не как барьер в обучении.
Задание: записать 2-3 «грязных места» (вопросы) и подготовить на них подробные ответы.1 группа «Знаки препинания при вводных словах и предложениях».
2 группа «Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью».
3 группа «Знаки препинания при цитатах и в предложениях с обращением».
Рефлексия
Дата ____________ Тема семинара «Работа над трудными вопросами по русскому языку при подготовке к ЕНТ».
ФИО _________________________________________школа_____________________
Пожалуйста, закрасьте сектор круга в % , насколько информация, полученная на семинаре, полезна для Вас.
ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ___________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо! Удачи!
Обмен мнениями
Проект «А я делаю так…» , учителя обмениваются мнениями о том, как готовят своих учащихся к ЕНТ.